RU59
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Перми

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

4 м/c,

сев.

747мм 48%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес История одного завода летопись Строили пароходы и бронекатера, а сейчас — причалы для водных электробусов: история Пермского судозавода

Строили пароходы и бронекатера, а сейчас — причалы для водных электробусов: история Пермского судозавода

Вспоминаем, как создавалась и работала Пермская судоверфь, публикуем архивные фото

Бригада судосборщиков у нового судна. Фото сделано в августе 1983 года

Новая героиня рубрики «История одного завода» — Пермская судоверфь, которую многие по привычке называют судозаводом «Кама». Вспоминаем, как появилось это предприятие и что оно выпускало на протяжении почти ста лет.

Выбор места и стройка

Строительство судоверфи в Перми стали активно обсуждать в конце 1920-х: речфлоту Волжского бассейна нужны были новые пассажирские и технические суда. Поначалу предполагалось, что предприятие появится лет через десять, ближе к 1940-м. Местные власти настаивали, что строить судозавод нужно раньше.

«В ближайшее десятилетие будет расти грузооборот волжско-камской системы, — писала газета "Звезда" в декабре 1927 года. — При этом условии Пермь является самым удобным пунктом для сооружения завода. Три основных элемента, определяющих постройку завода, у нас налицо: лесной материал, металл (имелся в виду чугун Лысьвенского металлургического завода — Прим. ред.) и рабочие руки. <...> Камское судоходство будет играть огромную роль в судоходстве Урала. Пермская железная дорога перегружена более всех дорог РСФСР, и наиболее напряженным является участок Свердловск — Вятка (то есть Екатеринбург — Киров. — Прим. ред.). <...> Президиум Окрисполкома решил настаивать на постройке завода в ближайшее время в Пермском округе».

Так строили судозавод в Перми

На уровне государства в то время выбирали между Пермью и Сарептой — городом на юге страны. Прикамье настаивало, что судоверфь нужно открывать именно в Перми, а не в регионе, удаленном от необходимого для судостроения сырья.

Решающее слово сказал Госплан РСФР (так назывался комитет, занимавшийся планированием народного хозяйства): в марте 1928 года строительство Пермского судозавода вписали в перечень работ первой пятилетки. На предприятии хотели выпускать речные буксиры и паровые котлы, землечерпательные и землесосные машины (последние — для нужд Западной Сибири).

Работа на водоспускном канале судозавода, 1931 год
Рабочие проверяют образцы грунта на судозаводе, июнь 1931 года

Под Пермскую судоверфь (так назвали предприятие) отвели площадку на правом берегу Камы в районе Нижней Курьи. В начале ХХ века она уже была связана с кораблями: там находился затон пароходства Сорокина и братьев Тупицыных. Работы стартовали в 1929 году. Стройка объединила около пяти тысяч человек — местных, спецпереселенцев (то есть тех, кого выслали с прежнего места жительства) и завербованных из соседних регионов: крестьян из Кировской области, клепальщиков из Удмуртии.

Ответственным за строительство и первым директором судозавода назначили Михаила Овчинникова — потомственного рабочего из Мотовилихи и экс-председателя Пермского горсовета, по инициативе которого появилось трамвайное движение между Мотовилихой и центром Перми. Кроме того, в Перми создали Комитет содействия строительству судоверфи — он должен был помогать с привлечением инженеров, организацией курсов для рабочих и открытием строительного техникума.

Крайний справа — первый директор завода Михаил Овчинников

— Овчинников очень хорошо подбирал кадры, — рассказала 59.RU бывшая смотрительница заводского музея Антонида Медведева.. — За одним только главным инженером Жигуновым ездил в Москву три раза! Уговаривал его работать в Перми.

После вырубки леса на выбранном месте параллельно возводили здания судоверфи и дома для рабочих. За два года — 1930-й и 1931-й — построили три семейных барака на 12 семей и десять бараков-общежитий, а также два восьмиквартирных деревянных дома. Часть бараков на улице Адмирала Макарова простояла почти девяносто лет — их снесли только в 2019 году, освобождая место под многоэтажки.

Шпангоуты (то есть поперечные ребра корпуса) первого судна размечали в полевых условиях — на улице
Листовое железо для корпуса судна рабочие правили вручную. 1931 год
Временная верфь была деревянной (фото 1931 года)

В 1930 году построили временную судоверфь. Оборудования и станков не хватало. Столяры, плотники и кузнецы сами делали инструменты и каждый день после работы уносили домой. Пиломатериалы и остальные грузы перевозили на лошадях: у завода было четыре своих конюшни.

Механический цех построили одним из первых
В первый год работы завода столярам приходилось самостоятельно изготавливать некоторые необходимые инструменты

В 1931 году начали возводить первый производственный цех. А 30 июля 1931 года торжественно заложили корпус буксира «Пермский первенец». На митинг тогда пришли полторы тысячи человек. Этот день считается официальным днем рождения Пермского судозавода и микрорайона Судозаводский — он появился на десять лет раньше Кировского района, в состав которого сейчас входит.

Торжественное собрание в честь закладки корпуса «Пермского первенца» и первого капитального цеха судозавода

Первое десятилетие

Пароход колесного типа «Пермский первенец» мощностью 150 лошадиных сил выпустили в 1932 году, за ним пошли другие.

Макет помогает представить, как выглядел первый пермский пароход

Поначалу все суда были клепаными: стальные листы скрепляли с корпусом и между собой без применения сварки. Но вскоре в Перми стали делать сварные буксиры.

Первый в Советском Союзе пароход с цельносварным корпусом построили в Перми в 1933 году. Во второй половине 1930-х предприятие уже производило только такие буксиры — по проекту киевского судозавода «Ленинская кузница» — и к началу 1940-х построило около 150 пароходов. Также выпускали сварные катера — они использовались для перевозки и пассажиров, и различных грузов, в том числе — военно-морским флотом.

Первый сварной пароход судозавода назвали «Краснокамск», 1934 год
Слесари монтажно-механического цеха устанавливают паровую машину и котел в корпусе парохода, апрель 1932 года
Колесный буксирный пароход 1935 года выпуска: прибытие из пробного рейса

Судозаводский микрорайон развивался. В выходные рабочие организовывали субботники. Во время них строили железную дорогу, благоустраивали поселок. Уже в 1930-е открылся первый пионерский лагерь для детей заводчан.

— Проблем с жильем не было. Когда мой папа пришел в 1936 году работать на завод, ему сразу дали комнату в бараке, — рассказала Антонида Медведева. — Кроме того, открыли школу для малограмотных, которые приехали на завод из окрестных деревень.

Фото сделано во время субботника в 1931 году: видны строящиеся каркасные дома
А это тоже субботник, но в 1937 году. Жители микрорайона обустраивают улицу Адмирала Макарова. Слева виден магазин, справа — жилые дома

В 1936 году на судоверфи в Перми организовали еще одно производство для ВМФ — выпуск противолодочных, противокатерных и противоторпедных сетей. Ради этого переоборудовали инструментальный цех и построили дополнительные помещения. Специалистов такого профиля не было, новых сотрудников помогали обучать портовые рабочие Черноморского флота. Металлические сети поначалу плели вручную, специальные станки появились далеко не сразу. Работа требовала внимательности и терпеливости. В основном ее выполняли женщины.

Спуск водолаза, 1931 год
Такелажная бригада спускает паровую машину в корпус парохода, 1930-е годы

В 1940 году Пермский судостроительный завод (так его именовали с 1939 года) начал работу по двум типам морских судов: буксиру мощностью 200 лошадиных сил и бензобарже. Но вскоре оба проекта приостановили, хотя к тому моменту были готовы шаблоны и часть заготовок деталей корпуса. Судозавод в это время уже называли Молотовским, так как в марте того же года Пермь переименовали в Молотов. На предприятии работало чуть больше 1,5 тысячи человек.

Смена курса из-за войны

С началом Великой Отечественной войны завод изменил свой профиль. Акцент сместили на военные нужды. С июля 1941 года в Молотов эшелонами повезли сотрудников и технику предприятий с разных концов Советского Союза. В докладной записке секретарю Молотовского горкома его коллега из Кирова перечислил эти предприятия: Николаевский и Рыбинский судостроительные заводы, Камыш-Бурунский железнорудный комбинат (он располагался в Керчи), Коломенский и Мытищинский машиностроительные заводы.

Общественную столовую на судозаводе построили в начале 1930-х

Помещений под эвакуированные станки и машины не было (по сравнению с довоенным их количество выросло в десять раз). Оборудование устанавливали под открытым небом и сразу начинали выдавать продукцию. Лишь после этого строили цеха. Это помогло в ускоренном порядке наладить поточное производство корпусов зенитных гранат (85 мм) и деталей к реактивным снарядам М-13. Уже в 1941 году Молотовский судозавод № 344 (так он тогда назывался) произвел 15 тысяч корпусов, в 1942-м — 285 тысяч. Порох изготавливали на заводе имени Кирова, расположенном в том же районе Молотова.

— Вес одного снаряда — около двадцати килограммов, — отметила Антонида Медведева. — Изготавливали их подростки и женщины, потому что почти все мужчины были на фронте. Есть фото: из 30 человек в цехе лишь пятеро — мужчины, да и те — раненые или контуженные. Конечно, было тяжело. Но за годы войны выпустили более 1,2 миллиона снарядов.

На Молотовском судозаводе изготавливали корпуса для снарядов

Еще одно военное направление — бронекатера, которые называли «речными танками». Корабли по проекту 1125 генерального конструктора Юлия Бенуа отличали плоское дно и малая осадка. Кроме того, размеры позволяли транспортировать их по железной дороге. При этом на палубе можно было разместить до тридцати человек. На бронекатерах перевозили разведчиков и десантников, они участвовали в боях у переправ и на берегах рек и озер в СССР и Центральной Европе.

«Эти бронекатера показали в боях хорошую плавучесть, отличную маневренность и большую огневую мощь»

Первый молотовский бронекатер с ракетной установкой спустили на воду летом 1942 года, в боях его начали использовать в 1943-м. Всего с молотовской верфи сошло 132 малых бронекатера. Экипажи знакомились с судами еще до спуска на воду: присоединялись на последних этапах строительства. Матросов обучали тут же, в поселке Судозаводском, — была своя школа. Корабли участвовали в Белорусской, Будапештской, Восточно-Прусской, Берлинской и других наступательных операциях.

Молотовский бронекатер 1943 года выпуска

Один из них и сейчас можно увидеть в Перми — в 1975 году его установили в качестве памятника рядом с судозаводом.

— Бронекатер восстанавливали на территории завода. Помню, как мы — молодежь — бегали смотреть, как и что там делают, — поделилась Антонида Медведева.

Бронекатер АК-454 № 181 вернули в Пермь и отремонтировали в 1974 году по инициативе директора судозавода Ивана Тимофеева
Авторы памятника — скульптор Анатолий Уральский и архитектор Мендель Футлик. На постаменте они разместили 6 мраморных плит с именами сотрудников судозавода, погибших во время Великой Отечественной войны

За успешную работу на нужды фронта в годы войны предприятие наградили орденом Отечественной войны I степени — это произошло в 1985 году. Многие сотрудники завода, работавшие в 1941–1945 годы, также получили правительственные награды.

По документам можно проследить, что за войну почти в десять раз выросло количество рационализаторских предложений по работе завода: в 1944 году их было 227 (двумя годами ранее — 29), причем около половины внедрили в производство. В те же годы начал работу литейный цех. Он выпускал не только продукцию для оборонки, но и бытовые изделия: чугунные плиты и дверцы для печей, жаровни — то, в чем была острая необходимость.

Молотовский судозавод на протяжении войны выпускал сети для ВМФ и выполнял другие военные заказы: ремонтировал корабельные турбоустановки, изготавливал элеваторы для подачи снарядов в эскадренных миноносцах и так далее. Кроме того, заводчане собирали и отправляли на фронт подарки и теплые вещи.

С конца 1940-х до перестройки

Когда война закончилась, на судозаводе продолжили выпускать сети — прикамское предприятие было их единственным поставщиком для ВМФ страны. Но этим, конечно, не ограничились. Молотовцы стали строить насосные станции, автоматизированные озерные буксиры-толкачи «ОТА» и плашкоуты — плоскодонные барки для промежуточных опор наплавных мостов.

Перед спуском на воду подводную часть судна красили. Фото 1960-х годов

Выполняли и зарубежные заказы, причем часть работ выполняли на месте. Ради этого сотрудников отправляли в длительные командировки. Так, в 1965 и 1984 годах в Монголии построили буксиры и спустили их на воду в озере Хубсугул.

— Такие буксиры строили для рек Сибири и Дальнего Востока, — рассказала Антонида Медведева. — А для Монголии их в разобранном виде, секциями грузили на железнодорожные платформы и везли. Туда же ехали наши инженеры, сварщики и электрики, которые собирали суда.

Монтажно-механический цех № 10, 1950-е годы
Сборка буксира, конец 1980-х

В середине 1960-х в эксплуатацию запустили первый цех по изготовлению секций речного нефтерудовоза. В 1967 году сдали первое судно — первый отечественный нефтерудовоз, а четыре года спустя — первый в СССР морской нефтерудовоз. Начали серийное производство нефтерудовозов типа река-море. Предприятие в это время уже именовали по-новому — Пермский судозавод «Кама».

Фотограф запечатлел сборку второго советского нефтерудовоза в Перми

В 1986 году на судозаводе завершили ходовые испытания головного судна буксирных теплоходов мощностью 1400 сил для северных рек и прибрежных вод полярных морей.

— Когда спускали новое судно, это всегда был праздник, — поделилась Антонида Медведева. — Открывали ворота и жители микрорайона семьями приходили на это смотреть. Когда судно касалось воды, подавался гудок. По традиции крестная мать судна (это была лучшая работница завода, ее выбирали) разбивала бутылку шампанского о нос корабля — и начинался спуск на воду.

Спуск нового судна на воду всегда проходил торжественно, празднично. 1970-е годы
Изготовленные в Перми нефтерудовозы использовали в разных регионах страны

В целом за годы существования Пермский судозавод построил около тысячи судов разного типа: 244 буксирных парохода, 212 буксирных теплоходов, 132 бронекатера, 57 нефтерудовозов и так далее.

Каждое судно полностью оборудовали на заводе, к спуску на воду приезжала команда, которой оно предназначалось. Селилась в гостинице, дожидаясь сдачи судна.

— Я получала все оборудование — от винтиков до дизелей, камбузных плит и насосов, — рассказала 59.RU комплектовщица сдаточного цеха Надежда Степанова, проработавшая на судозаводе 40 лет — с 1965 по 2005 годы. — Его проверяли, устанавливали, команда принимала судно. Очень красивым и радостным был момент ухода готового судна. Включали морзянку, капитан на мостике произносил речь, благодарил завод. У всех ком в горле, слезы…

Рядом с судозаводом раньше стоял памятник Ленину (слева)

Помимо основной продукции, судозавод выпускал еще и так называемые изделия ширпотреба — от мебели до хоккейных клюшек. К примеру, в 1932 году помимо пяти пароходов на Пермской судоверфи изготовили 1500 железных кроватей общей стоимостью 37 тысяч рублей и деревянную мебель на 19 тысяч рублей.

— Каюты обустраивали сами, на заводе был неплохой цех по обработке древесины, — пояснила Антонида Медведева. — Когда в 1960-е — 70-е стало не хватать мебели, там установили лаконаливные машины, начали делать свою. Выпускали и клюшки — делали их из авиационной многослойной фанеры, которую заказывали в поселке Уральском (сейчас этот фанерный завод называется «Свеза». — Прим. ред.). Сначала — прямые, потом стали изготавливать загнутые. По качеству пермские клюшки нисколько не уступали финским и канадским.

Изделия ширпотреба начали изготавливать еще в 1930-е (на фото — отправка первой партии из отходов производства)
Клюшки изготавливали в цехе № 4. Фото 1960-х годов

Рабочие нередко зарабатывали больше инженеров.

— Я работала токарем и параллельно училась. Когда получила диплом, меня перевели в инженеры, и я стала получать 125 рублей, — поделилась Антонида Медведева. — А токарем зарабатывала 150! У судосборщиков, сварщиков, других сдельщиков зарплата была рублей 200. Плюс давали премии — до 50 рублей. Помню, один токарь получил 500 рублей — практически как директор. Но он очень сложную работу тогда выполнил.

— Один мастер даже ушел в слесари, чтобы зарабатывать больше, а ответственности при этом было меньше, — дополнила Надежда Степанова.

Улица Адмирала Ушакова, 1963 год. Слева — школа № 19 (сегодня она называется «СинТез»)
На зданиях — традиционные для того времени лозунги

В первой половине 1980-х на судозаводе трудились около 4 тысяч человек. Если сравнивать с другими пермскими предприятиями, зарплаты здесь были не самыми высокими. Но возможность жить и работать в одном районе, не тратя время на дорогу, привлекала новых сотрудников. Нередкой была ситуация, когда вслед за родителями на работу устраивались выросшие дети.

— Почти все очень быстро получали жилье, — рассказала Антонида Медведева. — При этом многие дома в поселке построили работники завода. Например, если не было заказов на изготовление металлических сетей, рабочих, которые этим занимались, отправляли на стройки в микрорайоне.

Старожилы вспоминают, что заводчане очень многое делали вместе. На стадионе «Авангард» организовывали праздники и соревнования. На самом предприятии выбирали лучших работников и цеха — устраивали соцсоревнования. Популярным местом был клуб, где работало множество кружков для детей.

Такие состязания проводили в День военно-морского флота
В клубе не только проводили занятия, но и показывали кино: на фото видна афиша фильма «Укрощение огня», вышедшего на экраны в 1972 году
При заводе работал собственный музей

Новое время

В 1992 году, после распада СССР, предприятие стало открытым акционерным обществом «Судостроительный завод "Кама"». Профильных заказов было мало. Поэтому судозавод вновь начал выпускать мягкую мебель, стенки и кухонные уголки. Также предприятие занималось ремонтом вагонов и изготовлением мобильных домов, включая всю необходимую обстановку.

Такие стенки еще сохранились в квартирах некоторых пермяков. Их делали на судозаводе «Кама»...
...и такие наборы мебели для спальни — тоже

Последние суда сошли с пермской верфи в конце XX — начале XXI века. В 1999 году построили и транспортировали в Нидерланды теплоход-химвоз. Затем выпустили еще четыре теплохода. В начале 2000-х выполнили заказ нефтяников Севера — построили морской буксир «Карский-1», а также выпустили буксир-толкач и нефтеналивную баржу-площадку для Казахстана.

В 2006 году завод вновь сменил форму организации и стал ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс», а три года спустя вернулся в перечень акционерных обществ под названием «Верхнекамская строительная компания». В этот период в Перми начали строить судна принципиально нового типа — головные балкеры, то есть сухогрузы-контейнеровозы, грузоподъемностью 6800 тонн (почти в полтора раза больше, чем у предшественников). По заказу «Сильвинита» завод изготовил два балкера: «Соликамский-6801» спустили на воду в сентябре 2009 года, а «Соликамский-6802» — в октябре 2012-го. Оба позже приписали к порту Новороссийска.

Несмотря на некоторые «просветления», справиться со всеми проблемами, навалившимися во время перестройки и после нее, судозавод не смог вплоть до конца 2010-х. В новом десятилетии власти заговорили о необходимости возрождать судостроение в регионе и решили делать это на базе «Камы». В 2021 году предприятие перешло под контроль правительства Прикамья — его выкупила Корпорация развития Пермского края (КРПК). Название вновь сменили, вернув вариант 1930-х: теперь это ООО «Пермская судоверфь».

Один причал диаметром 10 метров весит около 50–60 тонн

Первым крупным заказом обновленного предприятия стало строительство причалов для водных электробусов. Первую партию — четыре остановочных комплекса диаметром 10 метров для посадки и высадки пассажиров, а также подзарядки электрических речных трамваев — отправили в столицу для установки на Москва-реке в августе 2022 года. К началу навигации 2023 года судоверфь должна построить и передать еще семь таких комплексов. Кроме того, на Пермской судоверфи сейчас ремонтируют пассажирские и грузовые суда и выполняют более мелкие заказы.

Продукцию бывшего судозавода «Кама» теперь обозначают таким логотипом. Он же изображен на спецодежде работников судоверфи
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем