
Елена делает необычные клатчи — в виде книг
Тринадцать лет назад пермячка Елена Петрова (сейчас — Асанова) неожиданно для самой себя начала делать клатчи в виде книг. Интерес к ее работам не утих и сегодня: заказы на необычные аксессуары продолжают поступать из разных городов страны. Как создается каждое изделие и какие сюжеты наиболее популярны, Елена рассказала 59.RU.
Елена Петрова рассказала 59.RU об истории бренда
Первый клатчбук (так Елена называет свои работы) «родился» в 2012 году. Девушка вместе с подругой тогда развивала собственную творческую мастерскую, и одна из заказчиц попросила сделать сумочку с книжной обложкой.
— Отправила фотографии клатча-книги французского дизайнера Олимпии Ле-Тан и спросила, могу ли я сделать такой же, но с обложкой «Мастера и Маргариты», — вспоминает Елена. — Я сказала: «Почему бы и нет?». Около месяца ломала голову, разрабатывала технологию — и получилось.
Опубликовав в соцсетях снимок этого клатча, пермячка получила множество восхищенных откликов. Ей сразу же заказали еще один, потом второй, третий… Постепенно изготовление клатчбуков стало занимать всё рабочее время, и Елена стала выпускать их под брендом BookShelf by Elena Petrova.



За тринадцать лет Елена сделала более 700 клатчбуков. Чаще всего покупают сумочки с разными вариантами обложек «Алисы в стране чудес» Кэрролла и «Мастера и Маргариты» Булгакова. Популярна и «Анна Каренина» Толстого. Кроме того, в топ входит театральная афиша «Русских сезонов» Дягилева.
— Предполагаю, это связано с тем, что часто обращаются любители театра и балета, — комментирует Елена Асанова. — Иногда заказывают клатчи на свадьбу — очень приятно, что к такому важному событию выбирают изделие, сделанное моими руками.
Невесты выбирают на торжество не только «Мастера и Маргариту», но и «Властелина колец» (согласитесь, символично), и «Маленького принца». Один раз свадебный клатчбук получил обложку сборника любовных писем знаменитых людей.



Первые обложки девушка рисовала красками по ткани, вручную вышивая некоторые детали. Когда заказов стало больше, поняла: на это тратится слишком много времени, значит, надо что-то менять.
— Я нашла в Перми прекрасного мастера машинной вышивки — Евгению Тронину. И вот уже двенадцать лет мы с ней сотрудничаем, — рассказывает Елена. — Отправляю изображения, которые необходимо перенести на ткань, и потом мы согласовываем, что оставить, а с чем придется попрощаться. Потому что в машинную вышивку можно перенести не всякое изображение. Например, акварельные рисунки размытые, это в вышивке не передать.
Всё остальное — то есть основу клатча, подклад и прочее оформление — Елена Асанова до сих пор полностью делает самостоятельно.






Даже если сюжет повторяется, обложка не будет идентичной предшественнице: заказчики выбирают свои оттенки, цвет фурнитуры, детали дизайна. Часто просят добавить персонализацию — например, имя и фамилию будущей владелицы или инициалы жениха и невесты, если речь о свадебном клатче. Обсуждение всех деталей — самая долгая часть работы, признается Елена. Она может занять две-три недели, а то и месяц.


Первый клатч пермячка делала дольше всего, но продала его всего за две тысячи. Оценив затраты времени, труда и материалов, она пересчитала стоимость. Сегодня один клатчбук в среднем «вытягивает» на 13–15 тысяч рублей. Но если заказ сложный, с большим количеством вышивки и разных деталей, то цена может дойти и до 20 тысяч рублей.
— Я знаю, что сейчас другие бренды в России тоже делают клатчи в виде книг — например, кожаные, — отмечает мастер. — И такие клатчи до сих пор популярны. Видимо, потому что у нас самая читающая нация в мире.



В основном клатчи заказывают женщины. Но иногда обращаются и мужчины, которые хотят подарить клатчбуки своим любимым. Хотя Елена живет в Перми, ее клиенты — это в основном жители двух российских столиц.
— Мои заказчики процентов на девяносто — из Москвы, Петербурга и даже других стран, но русскоговорящие. Только русские люди готовы тратить такие деньги на такие аксессуары, — отмечает Елена. — Клатчи заказывают жительницы мегаполисов, интеллектуальные барышни, которым важно продемонстрировать свой эстетический вкус, в том числе — литературный.
Некоторые покупательницы позднее возвращаются еще за одним клатчем — для себя или на подарок. А одна из них даже стала подругой Елены. Девушка из Екатеринбурга заказала клатчбук с обложкой романа «Женщины» Чарльза Буковски. Сначала они с Еленой обсуждали нюансы его изготовления, а потом стали общаться и на другие темы. Приезжая в Екатеринбург, пермячка теперь обязательно встречается с бывшей заказчицей.



Во второй половине 2010-х Елена Асанова не только шила клатчи, но и обучала этому других на мастер-классах. Как правило, они проходили в Москве и Санкт-Петербурге, так как именно там выше всего интерес к подобным работам. Но были выезды и в Тюмень, и в Екатеринбург.
В ковидный 2020-й эта практика прекратилась, причем не только из-за локдауна. К тому времени Елена уже несколько лет училась на гештальт-психолога. Именно психология с 2020 года стала ее основной работой, теперь Елена — аккредитованный гештальт-терапевт. Изготовление клатчбуков она не забросила, но сейчас уже не может уделять этому процессу столько же времени, как раньше. Поэтому сейчас берет максимум два заказа на клатчи в месяц.



Сама Елена не «сапожник без сапог», у нее есть несколько клатчбуков на выход.
— Первый сделала для себя еще в 2014 году, когда собиралась на вечер встречи выпускников, — делится она. — Это был клатч с обложкой «Маленького принца»: делала похожий на заказ и захотела себе такой же.
Остальные аксессуары в мини-коллекции — те, что по разным причинам не выкупили заказчики. Увидеть Елену с клатчбуком проще всего в ее любимом Пермском театре оперы и балета, постановки которого она старается не пропускать.



Ранее мы рассказывали о пермячке, создающей одежду из льна и отправляющей заказы по всей России.