В Перми почти два года выпускают куртки, платья и другую одежду под маркой «Север». Производство организовала бывший сисадмин и инженер-проектировщик Ольга Антонова, находясь в декретном отпуске. Говорит, однажды поняла, что не хочет тратить жизнь на работу, которая ей не особо интересна.
Мы пообщались с Ольгой и расспросили, как возникла идея шить для туристов и поклонников спортивного стиля и с какими трудностями столкнулась ее компания, прежде чем добилась первых результатов.
— Начинали мы с другого направления — одежды для кормления, — рассказала Ольга. — Шили платья и спортивные костюмы для кормящих мам. Я тогда сама только родила дочку, и мне эта тема была близка. Как это часто бывает, первый бизнес не зашел. Не хватило опыта, навыков. Но мы не сдались. Решили попробовать шить и продавать куртки.
Новое направление Ольга выбрала, ориентируясь на собственные интересы и знания. Они вместе с мужем Юрием — увлеченные туристы-альпинисты. Понимают, какая одежда нужна во время походов и подъемов в горы.
Во время семейного обсуждения родилось название «Север». Вариант всем понравился — емко, лаконично, подходит по смыслу. Ольга сама нарисовала первый логотип с медведем. Сейчас, правда, на одежде размещают другой — тоже с мишкой, но придуманный дизайнером.
Первую курточку сшили для родственницы.
— Она собиралась в поход и попросила что-то придумать, — говорит предпринимательница. — Получился хороший вариант: и она минимизировала затраты, купив только материал, и у нас появился опыт в создании такой одежды. Я выложила пост во «ВКонтакте». Написала, что у нас получилась такая курточка, что можем сшить и для других. В окружении много туристов-альпинистов. Я хотела посмотреть, будет ли у них интерес.
Пост оказался действенным: благодаря ему куртки сразу заказали сорок человек. Первую маленькую партию продавали по себестоимости. Главным было понять, окажутся ли курточки удобными, что нужно будет доработать.
— Мы на этом почти не заработали, может, тысячу рублей со всей партии получили, — поделилась Ольга. — А дальше пошел тяжелый этап проб и ошибок, когда мы учились распространять нашу одежду среди незнакомых людей. Заказанная в маркетинговом агентстве реклама не сработала, и я пошла учиться продвигать товары сама — через Instagram.
На весь начальный этап Ольга потратила около 300 тысяч рублей. По 50 тысяч дали муж, сестра и мама. Остальное взяла в кредит. Треть этой суммы ушла на создание лекал, пробных образцов и их тестирование. Примерно 70 тысяч — на пошив первой партии. Около 100 тысяч — на рекламу и курсы. Оставшиеся деньги потратили на платежи ИП и прочие обязанности.
Не видя результата, Ольга хотела все бросить и заняться подготовкой ко вторым родам (в тот момент она снова была беременна, ждала сына). Но муж тогда остановил.
— Неделю я думала, что надо все закрывать, что мы случайно продали те сорок курток знакомым и дальше ничего не получится, — признается пермячка. — Но муж сказал: «Ты уже столько потратила. Можешь закрыться и не дойти до результата, а можешь еще попробовать». Я решилась продолжить. Привлекла к рекламе блогера — и пошли продажи. Пусть сначала небольшие, курток по десять в месяц, но пошли. Стало понятно, что интерес все-таки есть, просто нужно больше рассказывать и рекламировать, причем на подходящую аудиторию.
Собственное производство у компании появилось не сразу. Пока не убедились, что бизнес пошел, одежду отдавали шить по договору подряда — чтобы не тратиться на покупку оборудования и зарплату сотрудникам.
— В пересчете за единицу товара это получается дороже, — отметила Ольга. — Но по факту выходит дешевле, чем постоянно содержать производство и не получать при этом доход. Свое производство открыли, только когда поняли, что курточки покупают.
Сегодня «Север» выпускает куртки на разные сезоны — от летних до усиленных зимних, в которых можно ходить в горы. А также платья, кофты, трикотажные комбинезоны, шапки, баффы (аксессуары, которые можно использовать как шарфы и шапки). Не только для любителей походов: есть спортивно-городское направление.
Модели создает дизайнер-конструктор на основе образов, придуманных Ольгой Антоновой. После пошива образцы тестируют, выявляют недочеты, дорабатывают, а затем выпускают на рынок. Весь процесс занимает месяца полтора.
— Первые образцы тестирую на себе, муже, детях, сестре и маме, — сообщила Ольга. — Мама, можно сказать, амбассадор «Севера» среди женщин своего возраста — всегда поддерживает меня, рекламирует. Часто дорабатываем модели с помощью клиентов. Первые 10–15 штук продаем по сниженной цене, но предупреждаем, что это образец: нам нужен компетентный отклик тех, кто уже носит эту одежду.
Ткани привозят на заказ. Для курток используют корейскую мембрану с сертификатами испытания, но пока ее покупают у посредников. Приобретать напрямую можно только километрами одного цвета, до таких объемов производство пока еще не дошло. Рисунки на флисе печатают в Перми.
Пандемия и усиленные ограничения, как и для многих других, стали для «Севера» проверкой на прочность. Доступ в здание, в котором компания арендовала помещения, ограничили. Пришлось выкручиваться: получать разрешение на работу, кроить и шить заказанную одежду на дому. Потом «Север» переехал в новое помещение.
Стоимость одежды от «Севера» начинается от 2500 рублей — столько нужно заплатить за толстовку. Платье — 3300 рублей, анорак — 4700 рублей, куртки — от 4700 рублей.
— Сейчас по большей части продаем через социальные сети — в основном через Instagram, — рассказала Ольга. — Но планы большие, года через два хотим выйти на международный рынок. В ближайшее время начнем сотрудничать с шоурумами в Москве и Перми — договариваемся об этом.
Ранее мы рассказывали историю создания пермского бренда одежды Molotov.