26 ноября четверг
СЕЙЧАС -5°С

Как в Чусовом делают рессоры для MAN, Volvo и КАМАЗов (даже для победителей ралли «Дакар»). Репортаж с ЧМЗ

Рассказываем и показываем этапы производства в авторессорном цехе

Поделиться

На фото видна лишь малая часть авторессорного цеха

На фото видна лишь малая часть авторессорного цеха

Поделиться

Как в Чусовом делают рессоры для КАМАЗов, MAN и Volvo

В этом году на ЧМЗ начали проводить экскурсии. В период сильных ограничений из-за пандемии их, конечно, отменяют. Но в остальное время здесь бывает по три-четыре группы в неделю. На входе всем измеряют температуру, пропускают только в масках и перчатках, объясняют участникам, что нужно соблюдать социальную дистанцию. Приходят не только студенты и школьники, но и те, кто ищет работу и раздумывает, не устроиться ли на завод. Мы также записались на экскурсию и посмотрели, как работает рессорный цех — главное производство завода.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Завод входит в состав ОМК («Объединенной металлургической компании») наряду с другими крупными производителями в сфере металлургии

Завод входит в состав ОМК («Объединенной металлургической компании») наряду с другими крупными производителями в сфере металлургии

Поделиться

Завод в Чусовом появился еще в конце XIX века. В 1879 году его основал князь Сергей Голицын вместе с «Франко-Русским уральским обществом», чтобы производить толстолистовое железо и броневые листы, рессоры и колеса, а также металл для артиллерийских лафетов (опор для орудий). Десятки лет спустя, в 1930-х, здесь получили первый отечественный феррованадий и построили самый современный на тот момент прокатный стан для выпуска рессорных листов. А в 1976 году на заводе появился авторессорный цех. На сегодня основная продукция ЧМЗ — это рессоры, прокат и феррованадий.

Одно из сохранившихся старых зданий на территории завода 

Одно из сохранившихся старых зданий на территории завода 

Поделиться

Более современные строения

Более современные строения

Поделиться

Сегодня ЧМЗ лидирует на рынке рессор в России. Изготовленными здесь рессорами на автомобильных заводах комплектуют «Уралы», КАМАЗы, ГАЗы, НЕФАЗы и другие грузовики, включая иностранные марки — Ford, Volvo, MAN. На спортивных КАМАЗах, многократно побеждавших в ралли «Дакар», также установлены чусовские рессоры.

Заготовки для будущих рессор

Заготовки для будущих рессор

Поделиться

Чусовской завод выпускает более 1,5 тысячи типов рессор, до 60 тысяч тонн ежегодно.

Современное рессорное производство делится на участки, в целом здесь работает около 350 человек

Современное рессорное производство делится на участки, в целом здесь работает около 350 человек

Поделиться

«Дорожная» разметка — это необходимость: по цеху передвигаются автопогрузчики и другие машины, поэтому для персонала выделены безопасные проходы

«Дорожная» разметка — это необходимость: по цеху передвигаются автопогрузчики и другие машины, поэтому для персонала выделены безопасные проходы

Поделиться

Схема участка: в начале смены мастер расставляет магнитные карточки сотрудников на определенные рабочие места. Заходя в цех, человек сразу понимает, куда его определили 

Схема участка: в начале смены мастер расставляет магнитные карточки сотрудников на определенные рабочие места. Заходя в цех, человек сразу понимает, куда его определили 

Поделиться

Все рессорные листы проходят термическую обработку. В печи заготовка нагревается до 900 градусов. Затем будущая рессора попадает в гибозакалочный барабан — из названия понятно, что здесь загибают и закаливают детали. После этого приходит черед отпускной печи.

Нагретая в печи металлическая заготовка перед прокатом 

Нагретая в печи металлическая заготовка перед прокатом 

Поделиться

Роботы прокатывают рессорную полосу, придавая ей форму и нужные параметры: ширину, длину и толщину

Роботы прокатывают рессорную полосу, придавая ей форму и нужные параметры: ширину, длину и толщину

Поделиться

Рессорные листы с завитым «ушком» готовы к закалке в термолинии

Рессорные листы с завитым «ушком» готовы к закалке в термолинии

Поделиться

В цехе работает термическая линия 1973 года: на заводе говорят, что она находится в отличном состоянии. Но есть и современная линия, одно из главных отличий которой — манипуляторы на гибозакалочном барабане. Автомат выполняет тяжелые монотонные операции за человека: не нужно находиться рядом и поправлять заготовки при высокой температуре. Поэтому здесь работает один термист, который только следит за работой оборудования.

Термист-рессорщик в определенном порядке укладывает прямые рессорные заготовки в нагревательную печь на термической линии 1973 года

Термист-рессорщик в определенном порядке укладывает прямые рессорные заготовки в нагревательную печь на термической линии 1973 года

Поделиться

Здесь работают термисты третьего и четвертого разрядов

Здесь работают термисты третьего и четвертого разрядов

Поделиться

Современная термическая линия

Современная термическая линия

Поделиться

Тяжелые рессоры складывают на палеты с помощью манипуляторов

Тяжелые рессоры складывают на палеты с помощью манипуляторов

Поделиться

Так перевозят заготовки и готовые рессоры 

Так перевозят заготовки и готовые рессоры 

Поделиться

После термообработки рессорные листы отправляются под душ. Их охлаждают водой в душирующей камере. А затем помещают в дробеметную установку. Дробь с большой скоростью «обстреливает» поверхность заготовки, сбивая окалину и упрочняя деталь. После этого рессоры сортируют, смазывают и окрашивают.

Через дробемет проходят все рессоры

Через дробемет проходят все рессоры

Поделиться

Слева — рессорные листы до дробемета, справа — после него

Слева — рессорные листы до дробемета, справа — после него

Поделиться

Сборка уже обработанных на дробеметной машине листов в рессору

Сборка уже обработанных на дробеметной машине листов в рессору

Поделиться

Существует несколько вариантов окрашивания рессор. На ЧМЗ используют методы окунания в специальную ванну, катафореза (с помощью установленных в камере электродов) и с помощью пульверизатора. При первом методе на листы сначала наносят графитовую смазку, для катафореза этого не требуется.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
На заднем плане — камера окраски

На заднем плане — камера окраски

Поделиться

Пульверизатором наносят финишную краску<br>

Пульверизатором наносят финишную краску

Поделиться

Готовые рессоры проходят проверку и испытания. Химические и физические свойства проверяют в каждой партии выборочно. Одно из самых важных качеств рессоры — стойкость, способность выдерживать большую нагрузку. Чтобы выяснить максимально допустимую нагрузку, рессоры помещают под пресс испытательной машины.

Рессоры проверяют на прочность под прессом сервогидравлической испытательной машины&nbsp;

Рессоры проверяют на прочность под прессом сервогидравлической испытательной машины 

Поделиться

Продукция проходит через семь ворот качества: на каждом этапе ее проверяют контролеры ОТК.

Сверка параметров

Сверка параметров

Поделиться

Детали должны соответствовать нормативам по всем пунктам

Детали должны соответствовать нормативам по всем пунктам

Поделиться

После всех проверок рессоры готовы к отправке на склад

После всех проверок рессоры готовы к отправке на склад

Поделиться

Современный склад готовой продукции появился на ЧМЗ год назад. Все рессоры заносят в базу, чтобы их было легче найти

Современный склад готовой продукции появился на ЧМЗ год назад. Все рессоры заносят в базу, чтобы их было легче найти

Поделиться

Водитель погрузчика, ориентируясь на карточку заказа, подъезжает к нужному стенду и забирает рессоры

Водитель погрузчика, ориентируясь на карточку заказа, подъезжает к нужному стенду и забирает рессоры

Поделиться

Выпускаемые рессоры серьезно отличаются по весу. Самая легкая — 1,5 килограмма, она предназначена для кабины КАМАЗа. Тяжелыми — от 350 килограммов и больше — комплектуют российские и иностранные грузовики.

Чусовские рессоры под брендом Springer используют в иностранных автомобилях

Чусовские рессоры под брендом Springer используют в иностранных автомобилях

Поделиться

Небольшая выставка у входа в рабочую зону рессорного производства демонстрирует отличия между рессорами для разных марок авто

Небольшая выставка у входа в рабочую зону рессорного производства демонстрирует отличия между рессорами для разных марок авто

Поделиться

Как рассказали на ЧМЗ, сегодня завод реализует большую инвестиционную программу по модернизации производства. Полным ходом идет обновление в прокатном цехе. Старое оборудование заменит современный сортопрокатный стан, изготовленный итальянской компанией Danieli.

Памятник заводчанам неподалеку от проходных ЧМЗ&nbsp;

Памятник заводчанам неподалеку от проходных ЧМЗ 

Поделиться

Ранее мы рассказывали, как производят эмалированную посуду и плиты в Лысьве, а также столовые приборы в Нытве. Публиковали репортаж о производстве металла и заготовок из него на «Мотовилихинских заводах».

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...