В Мотовилихинский районный суд Перми направлены два уголовных дела в отношении восьми обвиняемых, двое из которых — бывшие полицейские Илья Глотов и Рафаэль Шайхутдинов. Оба обвиняются в коррупции при создании так называемых фирм-«поганок», не занимавшихся бизнесом и предназначенных лишь для обналичивания денег. По данным следствия, они помогали руководителю группы — гендиректору и совладельцу ООО «Композит Групп» Евгению Албутову в поиске тех, кто был ему «должен», превышая при этом свои служебные полномочия.
«Предложил прострелить ноги»
— Когда я поздно вечером пришел домой, то увидел одну Жанну — подругу моего брата. Она сидела в темноте, была очень напугана. Я спросил: «Что случилось?» Она предложила посмотреть в окно. Я выглянул и увидел на улице четыре автомобиля. Из них вышли молодые люди, зашли в подъезд. Я услышал, как стали выламывать двери нашей квартиры, — сообщил на следствии житель Чусового Дмитрий Голев, признанный потерпевшим, о событиях 6–7 апреля 2015 года. — На кухню зашел Глотов с пистолетом в руке, сказал: «Я их нашел». Албутов начал избивать меня металлической трубой, нанес не менее шести ударов по левой руке.
— Глотов схватил меня за волосы и поднял. Стал спрашивать про деньги, при этом удерживая меня за волосы на весу. После этого нас с Голевым потащили на улицу. Я была в футболке и тапочках, но успела схватить с полки пальто, — рассказала на допросе о своем похищении потерпевшая Жанна Ковшова. — На улице нас растащили в разные автомобили. Албутов сел за руль, Глотов — на переднее пассажирское сиденье, Поваляев — вместе со мной на заднее сиденье. Они начали угрожать мне, говорили, что покалечат. Поваляев достал пистолет, предложил прострелить мне ноги. Албутов говорил, что потратил на мои поиски 450 тысяч рублей.
В другой машине сообщники Ровшан Мамедов и Александр Каракоскин угрожали убийством Голеву, надев ему мешок на голову. Как установило следствие, ночью 7 апреля 2015 года Ковшову и Голева привезли из Чусового в Пермь. В гараже на улице Магистральной их пристегнули одними наручниками к стальной петле на полу — и оставили на ночь. Опасаясь за жизнь, Ковшова утром созналась похитителям, что перевела деньги на банковскую карту своего друга. Операция была выполнена с расчетного счета ООО «Феррум».
«Решила проучить»
Числиться гендиректором ООО «Феррум» Ковшова стала вскоре после телефонного звонка своего знакомого Владимира Априянского, отбывавшего наказание в местах лишения свободы. Он предложил подзаработать — открыть фирму, которая через 2–3 месяца закроется. За это обещают платить по 10 тысяч рублей в месяц. Девушка согласилась. Вскоре ей позвонил Мамедов, пригласил в Пермь и перечислил деньги на дорогу.
Мамедов, ранее судимый за вымогательство, грабеж и незаконный оборот наркотиков, тогда работал водителем в ООО «Композит Групп». Осужденный Априянский в то время сидел в колонии вместе с Валерием Макаровым — бывшим мужем Ольги Винокуровой (Макаровой), главным бухгалтером этой же компании. Гендиректор «Композит Групп», выпускавшей стекловолокно, Албутов решил заняться обналичиванием денег и нуждался в соучастниках. Кандидатов в подставные гендиректора коммерческих компаний искали среди судимых, пьющих, наркоманов, каждому обещали по пять тысяч. Не собиравшийся заниматься бизнесом Мамедов согласился зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), получив за это «6 или 7 тысяч рублей».
— С июня 2014 года по сентябрь 2015 года я подыскал людей столько, что в дальнейшем на них было оформлено около 60 фирм. Подготовкой документов занималась Винокурова (Макарова), — признался на следствии обвиняемый Мамедов. — Вместе с номиналом мы подавали в налоговую инспекцию документы о регистрации фирмы или ИП. Затем оформляли печати и открывали расчетный счет в банке.
Бухгалтеру Винокуровой, по ее словам, Албутов платил 70 тысяч рублей дополнительно к зарплате за участие в создании юрлиц. Именно она в апреле 2015 года обнаружила, что с расчетного счета очередной «поганки» — ООО «Феррум» — выведены деньги, и сообщила об этом Албутову.
— Мне не заплатили обещанные суммы. Я решила проучить людей, по просьбе которых открыла фирму. И перевела с расчетного счета ООО «Феррум» 3,5 миллиона рублей на карту своего знакомого Ветошкина, — раскаялась номинальный гендиректор этой компании Ковшова после того, как в ночь на 7 апреля 2015 года была похищена.
Колода из 62 банковских карт
Помимо паспорта Ковшовой, оперативники пермского управления ФСБ 13 сентября 2016 года изъяли у Албутова печати и штампы девяти фирм и четырех ИП, а также 62 банковские карты на имена различных граждан.
— По записям Албутова в ежедневниках и тетрадях можно представить общую сумму обналиченных денег. Около 2,5 миллиарда рублей, — сообщил 59.RU близкий к следствию источник. — В Перми обнальщики берут за такие операции до 8 процентов. Значит нелегальный доход Албутова мог составлять сотни миллионов рублей.
Играть по-крупному бизнесмену помогали полицейские, полагает следствие. В частности, по их данным, поиски Ковшовой он поручил оперуполномоченному отдела уголовного розыска ОП № 3 управления МВД России по Перми Шайхутдинову. Полицейский написал рапорт о постановке Ковшовой на оперативный розыск — для установления ее местонахождения. Как официальное прикрытие был использован материал проверки об избиении некого Дмитрия Пономарева в марте 2015 года возле пермского бара «Эребуни». Проживающая в Чусовом девушка не имела к этому преступлению никакого отношения, выяснили потом следователи СКР.
В мае 2016 года бизнесмен Албутов поручил оперуполномоченному того же отдела Глотову найти жителя Перми Артема Фатеева, который якобы ему должен деньги. Для этого полицейский Глотов написал рапорт, в котором говорил о необходимости объявить Фатеева в розыск — в связи с делом о сбыте наркотиков. Ночью 1 июня 2016 года непричастный к наркоторговле Фатеев был задержан сотрудниками ГИБДД, доставлен в дежурную часть ОП № 3 — и передан инициатору розыска Глотову.
Такие действия полицейских Шайхутдинова и Глотова квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями.
Огнестрельная игрушка из 1942 года
При обыске 30 октября 2017 года в прихожей квартиры Глотова был изъят корпус боевого автомата. Хозяин пояснил, что это игрушка для детей. Экспертиза показала — изъятый предмет является основной частью пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), собранного из ложа, затворной и ствольной коробок от двух экземпляров 1942 года изготовления. Поэтому Глотову предъявлено обвинение в незаконном приобретении и хранении основных частей огнестрельного оружия.
Сделка с правосудием
Глотов, Албутов, Мамедов, Александр Каракоскин и Алексей Поваляев обвинены в похищении двух лиц — Ковшовой и Голева, совершенном с применением оружия. Поваляев оказался в этой компании как обладатель зарегистрированного травматического пистолета, внешне похожего на боевой. Еще одним участником организованной группы ФСБ и СКР считают ранее дважды судимую за незаконный оборот наркотиков Ларису Волкову. По заданию полицейского Глотова она находила опустившихся людей для регистрации фирм-«поганок», получая по две тысячи рублей за каждого нового «гендиректора».
Бывший главный бухгалтер Винокурова признала вину в создании фирм через подставных лиц, раскаялась и заключила досудебное соглашение о сотрудничестве. Ее уголовное дело выделено в отдельное производство.
Дата слушаний по уголовному делу других семи соучастников еще не определена. Криминал в своих действиях признал только Мамедов, отбывающий срок в четыре года и два месяца лишения свободы за незаконный оборот наркотиков и повторное управление автомобилем в состоянии опьянения. Албутов, Глотов и Поваляев находятся в СИЗО, остальные — на свободе, под подпиской о невыезде.