Сегодня, 29 апреля, суд вынес приговор бизнесмену, убившему семью в поселке Старый Бисер Горнозаводского района. Сергей Шинкевич получил пожизненный срок в колонии особого режима.
Убийство произошло вечером 27 июня 2021 года. Обвиняемый пришел на левый берег реки Койвы в поселке Старый Бисер, где отдыхала его бывшая супруга с родственниками и детьми. Применив огнестрельное оружие, мужчина на глазах детей убил сестру бывшей жены и ее мужа — Людмилу и Николая Патрушевых. После этого убил и саму бывшую жену — Веронику Шинкевич. Кроме того, он ранил дочку Патрушевых — девочку 2010 года рождения, находившуюся на месте преступления.
Было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух или более лиц, совершенное с особой жестокостью» и пункту «в» части 2 статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное с применением оружия».
В СУ СК Прикамья провели расследование, во время допросов обвиняемый признался, что совершил преступление из-за личной неприязни и ранее возникавших конфликтных ситуаций в быту. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза показала, что у мужчины нет психических заболеваний, он вменяем. Дело было передано в суд.
29 апреля суд вынес Шинкевичу приговор. Журналист и фотограф 59.RU присутствовали на заседании и вели репортаж.
Судья зачитал материалы дела и огласил материалы допросов. Рассказываем о событиях того дня, о которых стало известно в суде, в хронологическом порядке.
В день трагедии на берегу реки отдыхали сразу несколько семей. Это были бывшая жена подсудимого Вероника Шинкевич с маленьким сыном, ее сестра Людмила Патрушева с мужем Николаем и их 11-летней дочерью и невестка Вероники Алена Шинкевич (супруга старшего сына подсудимого) со своим малолетним ребенком.
Из показаний родственников известно, что ранее Шинкевич ревновал жену, бил ее и угрожал ружьем. Вероника подала заявление на развод. По словам старшей дочери убитой Вероники Шинкевич, еще до трагедии Шинкевич угрожал убить маму, если она с ним не помирится, — причем называл конкретную дату, когда она должна с ним помириться. Поступавшие угрозы подтверждает и маленький сын Шинкевичей: из его показаний следует, что после очередной ссоры «папа сказал, что застрелит маму», а когда ребенок просил не убивать, потому что за это посадят в тюрьму, тот ответил: «А я убегу». По словам дочери убитой, обвиняемый постоянно преследовал ее мать. Она знала также, что у Шинкевича дома был сейф с оружием. Еще до убийства он с ружьем встретил жену у ее дома, но тогда ее защитил муж ее родной сестры Патрушев — Шинкевич использовал ружье, но выстрелил в сторону. Из допросов выяснилось, что ранее родственники уже изымали его карабин, но Шинкевич им сказал, что у него еще есть обрез.
В суде огласили и показания самого обвиняемого, которые он дал на допросе после задержания. По его словам, жена выгнала его из квартиры и не давала общаться с сыном. У Шинкевича была депрессия, и он не выдержал. В тот день, как он сообщил на допросе, он поехал на рыбалку на мотоцикле, с обрезом и 34 патронами, чтобы проверить, как стреляет ружье. Увидел у реки отдыхающих, которые оказались родственниками. Он сказал, что хочет сына покатать на мотоцикле, но бывшая жена запретила. Он сказал им, что всех перестреляет, но затем вернулся на поляну и просил помириться с женой. По его словам, в ответ родственники его оскорбляли. Патрушев — муж сестры бывшей жены — просил его уйти.
Обвиняемый убил сначала сестру бывшей жены Людмилу Патрушева и ее мужа Николая, ранил их дочь, а потом расстрелял свою жену Веронику Шинкевич.
Из допросов родственников, в частности, младшего сына Шинкевичей, второклассника, становятся ясны детали происшествия. Мужчина требовал извинений и говорил, что для Вероники это последний день. После этого исчез на три часа и вернулся, по показаниям очевидцев, пьяным. Родственники просили его уехать, но он кричал, что ему нужна Вероника и что он убьет ее.
По словам дочки Людмилы Патрушевой, во время расстрела она обнимала маму, а Шинкевич направил матери в лицо обрез и требовал извинения. Потом выстрелил.
— Он выстрелил в маму, и у нее не стало носа, — прочитали в суде слова младшей дочки Патрушевых.
Мужу Людмилы Николаю Сергей Шинкевич выстрелил в шею.
Жену Шинкевич убил последней. Она убежала, но вернулась, и Шинкевич застрелил ее. По его словам, ему показалось, что бывшая жена замахнулась на него, и он выстрелил ей в грудь. Она умерла от сильного кровотечения. Согласно выводам экспертизы, выстрел в Веронику Шинкевич был сделан с близкого расстояния.
На суде также зачитывают показания Алены Шинкевич — жены старшего сына Шинкевичей. Она тоже отдыхала в палатке в тот день со своим сыном.
— Патрушев сказал, что надо наедине с женой говорить, а не при людях, — говорила Алена. — Шинкевич не уходил. Патрушева обозвала Шинкевича, и тот выстрелил.
После этого Алена увела детей в лес, чтобы спрятать их. Оттуда стала звонить родственникам и в ЕДДС. На записи звонка диспетчеру было слышно, как раненая девочка говорит: «Всех убили! Всех убили! Приезжайте быстрее».
Из показаний самого Шинкевича, детей во время преступления он не видел. После убийства он убежал. А когда пришел в себя, по словам обвиняемого, он хотел себя убить, но выпил и уснул. Утром его разбудил старший сын.
Шинкевич написал явку с повинной. Только потом узнал, что ранил ребенка. Шинкевич вину признал и раскаялся.
— Шинкевич задумал убийство, имел умысел — вооружился огнестрельным охотничьим оружием, ствол самовольно укоротил, — читает судья. — Использовал патроны 16-го калибра. Он осознавал действия. Девочка обнимала маму, а он прицельно выстрелил в голову матери ребенка. Ребенок испытал нравственные страдания. Ребенка Шинкевич ранил в левый локтевой сгиб. После этого перезарядил ружье и выстрелил в грудь бывшей жены.
Прокурор попросил суд дать Шинкевичу пожизненный срок. Его адвокат Анна Зубакина назвала наказание слишком суровым и попросила снисхождения.
— За 60 лет Сергей Геннадьевич даже не привлекался к административной ответственности, — сообщила адвокат 59.RU во время перерыва в заседании. — Человек очень много сделал для общества — помогал жителям поселка, финансово и делами, и заслуживает снисхождения. Человек сам по себе характеризуется как положительный. Этот человек очень раскаивается, очень переживает о случившемся. Он готов, чтобы его всё имущество отошло в погашение иска, чтобы детям помочь. Прекрасно понимает, что трех детей оставил без родителей.
По словам адвоката, мужчина не был в состоянии алкогольного опьянения. Он оставался у палатки, потому что увидел, что там его маленький сын, а взрослые пили алкоголь, и он боялся, что те спалят у костра палатку.
После перерыва судебного заседания зачитывают показания фельдшера скорой помощи. Медики оказали помощь девочке, у нее была сквозная рваная рана плеча.
— Выстрелил в ребенка дробью, — цитируют слова врача. — В нее попало, потому что девочка защищала маму.
По данным полиции, при задержании Шинкевич был пьян, от него пахло спиртным. В доме было найдено ружье ИЖ с оптическим прицелом. В дровянике был карабин. После того, как Шинкевича привезли в отдел полиции, он добровольно написал явку с повинной и сначала отказался от адвоката.
Шинкевич согласился с обвинением — за исключением того момента, что он осознанно убил мать на глазах ребенка: по его словам, он не видел дочь Патрушевых.
При вынесении решения судья отметил, что Шинкевич действовал умышленно. Согласно показаниям родственников, он сам спровоцировал ссору.
— Его виновность доказана, действия квалифицированы по статье 105 «Убийство с особой жестокостью», — сказал судья. — Также его действия квалифицированы как причинение вреда здоровью с применением оружия в отношении ребенка. Мужчина был вменяем. С признаками самолюбия, обидчивости, раздражительности, но психических расстройств у него нет.
Судья сообщил, что Шинкевич подлежит уголовной ответственности, при этом называет смягчающие обстоятельства — явку с повинной, сотрудничество со следствием, хорошие характеристики, наличие ребенка на иждивении. Суд не согласился с мнением адвоката об аморальном поведении убитых.
После еще одного перерыва судья зачитал окончательный приговор:
— Виновен по статье 105 УК «Убийство». Назначить пожизненный срок в колонии особого режима.
Судья сообщил также о заявленных исках по детям от их законных представителей. Общая востребованная сумма за моральный ущерб детям и другим потерпевшим родственникам — 13 миллионов рублей.
Когда конвой уводил Шинкевича из зала суда, старший сын крикнул ему: «Батя, мы с тобой».
После оглашения приговора в беседе с корреспондентом 59.RU адвокат подсудимого рассказала, что маленький сын Шинкевича написал отцу письмо. Там говорилось: «Что бы ни случилось, я буду тебя ждать».
Ранее мы писали о подробностях трагедии и выезжали на место происшествия.