Вторую неделю в Пермском краевом суде продолжают рассматривать уголовное дело о стрельбе в ПГНИУ. 20 сентября 2021 года первокурсник Тимур Бекмансуров пришел в кампус университета с ружьем и открыл огонь по студентам и сотрудникам вуза — шесть человек погибли и десятки пострадали.
13 сентября в суде допросили две группы потерпевших. В первой были иностранные студенты и уборщица, а после перерыва заслушали еще пятерых студентов. Они находились в восьмом корпусе, когда услышали звуки стрельбы. Им пришлось прыгать из окон, чтобы спастись. Сегодня в суде до перерыва лично дал показания только один человек — водитель ПГНИУ Владимир Сорока. Четверо потерпевших не заседание не пришли: Данил Меньшиков, Наталья Головина, Михаил Султанов и Максим Шипигузов. Все они отказались от личного участия в заседании из-за сильного стресса, кроме того, Максим Шипигузов в результате ЧП стал инвалидом первой группы — он передвигается в коляске.
Для дачи показаний вызвали Владимира Сороку. Мужчина на момент стрельбы работал водителем в ПГНИУ. Он рассказывает, что примерно в 11:20 приехал к восточному входу в университет (вероятно, Владимир оговорился и имел в виду западный вход — именно возле него началась стрельба) на служебном автомобиле, чтобы перекусить и попить кофе на территории вуза. В машине, которая была припаркована возле КПП на территории университета, мужчина услышал выстрелы.
— Вернее, я подумал, что это какие-то взрывы петарды или еще какие-то шумовые эффекты. Потом увидел на КПП осыпающееся стекло, понял, что что-то происходит на входе в пропускной пункт. Потом увидел входящего на территорию университета человека в черном костюме, шлеме, с оружием в руках, с винтовкой, который производил выстрелы в сторону студентов. Дальше плохо немножко помню, минутное замешательство было, — вспоминает водитель. — Начал вызывать службу, 112 звонить, дозвонился, вышел из машины и попытался последовать за этим человеком. Подходя к восьмому корпусу, увидел, что он зашел в здание, слышал выстрелы — и в это время увидел, что со второго этажа рядом с переходом начали выпрыгивать студенты из аудиторий. Видел, что они боятся, позвал еще одного человека, который находился возле шестого корпуса, помочь мне и подойти помочь студентам спрыгивать со второго этажа. Пытались их поддержать, ловить.
По воспоминаниям мужчины, стрелявший шел в сторону корпуса № 8.
— [Я] выпрыгнул из машины, оценил обстановку, увидел, что там кто-то лежал в кустах, видел, что уже в кого-то попали. Студенты спрятались за решеткой шестого корпуса. Куда именно [стрелок] направился, я не видел, но я по звуку выстрелов определил, что он пошел в сторону фонтана, потом уже последовал за ним — как именно он заходил в корпус, я точно не видел, потому что я побежал сразу к студентам.
Нападавший, как рассказывает водитель, стрелял в направлении спрятавшихся за ограду у корпуса № 6 и по студентам, которые не успели разбежаться. Когда стрелок зашел в корпус, люди начали выпрыгивать из окон.
— Девушка лежала — у нее, видимо, спина была повреждена, она жаловалась, что не может встать, — говорит Владимир Сорока. — И несколько ребят тоже лежали, которые, видимо, при прыжках повредили спины и не могли встать. Я спрашивал: «Кто-то ранен?» Никто ничего не ответил. Я так понял, что раненых не было.
Мужчину, который помогал Владимиру, ранило. Когда выстрелы еще продолжались, водитель увидел приближающегося со стороны фонтана полицейского, а потом в окне заметил второго.
Исков Владимир Сорока не подавал и не собирается, участвовать в судебных прениях он отказался.
После прокурор зачитал материалы допроса четырех пострадавших, которые не пришли в суд. Из материала допроса Данила Меньшикова, студента первого курса геологического факультета ПГНИУ, следует, что 20 сентября пары у него проходили в корпусе № 8 в аудитории № 202 на втором этаже. Вторая пара закончилась в 11:20, и он с друзьями пошел в буфет на этом же этаже рядом с аудиторией.
— В буфете мы перекусили, находились там около 10 минут, после этого я пошел в аудиторию № 202 — там должна была пройти пара. Когда я шел по коридору, увидел бегущих мне навстречу. Я подумал, что они опаздывают, при этом они ничего не кричали. После того, как я зашел в аудиторию и спросил, что случилось, одногруппники сообщили мне: «Там стреляют», — вспоминает молодой человек. — У всех началась паника: целая аудитория, более 100 человек, побежали в конец аудитории, при этом дверь была прикрыта, перегородки (так Данил Меньшиков называет баррикады. — Прим. ред.) не делали. Я услышал не менее двух выстрелов, стреляли внутри корпуса.
Студенты легли под парты — звуки выстрелов раздавались прямо рядом с 202-й аудиторией. Одногруппники, по воспоминаниям молодого человека, начали открывать окна и выпрыгивать наружу со второго этажа.
— Я схватил портфель и куртку, выбросил их в открытое окно и полез сам в окно, так как оставаться в аудитории было небезопасно. Я спрыгнул со второго этажа, приземлился на ноги и упал на правую руку. В настоящее время рука болит, очень больно двигать. Следом за мной прыгнула Наталья Головина, она упала пластом, — рассказывает юноша. — Я взял куртку и сам пошел поднимать Головину, поднял ее и побежал в сторону автомобиля, сел в него, завел — и увидел, как мужчина несет Головину на руках. Мужчина положил Головину на заднее сиденье автомобиля, и мы поехали в травмпункт по адресу Братьев Игнатовых, 3.
При этом Данил Меньшиков отмечает, что видел только студентов, которые бежали к шестому корпусу ПГНИУ, стрелявшего он не заметил. Систему оповещения Данил не слышал — была только пожарная тревога. Кроме того, студент рассказал на допросе, что хоть охранники и стоят на входах в корпуса и на КПП, но документы не проверяют, а личные вещи не досматривают. На момент допроса у Данила Меньшикова сильно болела рука, он рассказал следователям, что ходил в травмпункт, но на рентгене никаких повреждений не нашли. Тогда молодой человек хотел пройти судебно-медицинскую экспертизу. В ночь с 20 на 21 сентября Данил Меньшиков не мог уснуть после случившегося.
Затем в суде зачитали материалы допроса Максима Шипигузова. В 2021 году он учился на первом курсе геологического факультета ПГНИУ. Занятия у его группы проходили в восьмом корпусе вуза, вторая пара закончилась в 11:15. Лекция была потоковая — почти для всего первого курса. Молодой человек вспоминает, что на паре было больше 100 студентов. В 11:30, когда должна была начаться третья пара, преподавателя на месте еще не было. Тогда Максим Шипигузов услышал выстрелы.
— Когда я находился в аудитории, как и ряд моих сокурсников, раздался один хлопок — я не могу его описать, но он был отчетливый. Далее, я помню, началась паника: все стали нервничать, и кто-то из моих сокурсников открыл окна и стал выпрыгивать на улицу, — рассказал юноша следователям.
Многие студенты подбежали к окну, чтобы посмотреть, что случилось. Один из них увидел человека, шедшего в сторону корпуса № 8. У него был дробовик. Многие студенты после этого стали выпрыгивать в окно, другие предложили закрыть дверь изнутри, но не нашли ключ.
— Поскольку ключ найти не смогли, хоть и пытались, кто-то предложил баррикадировать двери мебелью. — написано в материале допроса. — Предложение о баррикадировании осталось на уровне слов. Я сам попытался предпринять какие-то действия, но мне никто не помог.
Тогда Максим Шипигузов сам спрыгнул со второго этажа, но неудачно:
— Когда я выпрыгнул, почувствовал резкую боль в области обеих кистей рук, левого локтя и таза, — вспоминает молодой человек. — Я не могу пояснить, как именно и в каком положении я приземлился, помню только боль. Я не мог встать, мне было очень больно, и у меня в принципе не получалось встать. Не могу точно сказать, в каком положении я находился, но в какой-то момент я перевернулся на левый бок, как мне кажется, по моим ощущениям минут через пять после того, как я упал на землю. И снова раздался хлопок, похожий на тот, который я слышал, находясь в аудитории.
Минут через 15 к нему подошли люди. Максим подумал, что это медики. Они сказали ему, что надо дождаться приезда скорой помощи и что у Максима, возможно, сломан позвоночник. Юношу прооперировали, затем отвезли в Москву, где провели еще две операции. В Пермь молодой человек вернулся только 11 ноября 2021 года. У него действительно был сломан позвоночник — Максим Шипигузов не чувствует нижнюю часть туловища и живот и передвигается на коляске.
Юноша отмечает, что никаких оповещений не слышал и что если бы сигнал был, то трагедии можно было избежать. Возможно, по громкоговорителю студентам бы сказали, что делать, и они не стали бы выпрыгивать из окон, а забаррикадировались. Максим надеется, что Тимур Бекмансуров понесет на уголовную ответственность, но отмечает, что вина лежит и на администрации вуза.
Следующая пострадавшая — Наталья Головина — та самая девушка, которую довез до травмпункта Данил Меньшиков. На момент трагедии она училась на первом курсе геологического факультета. В 11:20 закончилась вторая пара, и девушка с подругой Марией Бочкаревой ушли на перерыв, но к 11:30 вернулась в аудиторию № 202 на втором этаже восьмого корпуса.
— Когда мы с Машей сидели у окна в кабинете № 202, мы увидели в окно, что в главный вход здания забегают студенты. Мы подумали, что студенты спешат на пары, но потом увидели, как человек в черной каске, в бронежилете, во всем черном, с оружием в руках направляется [к университету]. Через некоторое время мы услышали в корпусе, где находится наша аудитория, выстрелы: стреляли по дверям аудитории, — вспоминает Наталья. — Этот человек начал ломиться в дверь нашей аудитории, но дверь держали мои одногруппники.
Тогда студенты испугались и начали выпрыгивать из окон. Вслед за ними спрыгнуть со второго этажа решила и Наталья Головина. Девушка говорит, что однокурсники наступали на какую-то опору, прежде чем спрыгнуть, а нога Натальи сорвалась — и девушка упала вниз. Встать самостоятельно не получилось. Наталья говорит, что помог ей Данил Меньшиков — довез до травмпункта. Позже девушку увезли в больницу в Москву. Она тоже признаётся: если бы сработала система оповещения, она бы знала, как вести себя в этой ситуации.
В последнюю очередь заслушали материалы допроса Михаила Султанова — на момент стрельбы студента третьего курса геологического факультета. Он видел, как Тимур Бекмансуров застрелил Маргариту Энгауз.
Как вспоминает молодой человек, в 10:50 группу отпустили с пары, и он пошел в деканат в восьмом корпусе на четвертом этаже. Когда юноша уже спускался из деканата, то увидел человек 40 студентов — те стояли у турникета и ждали очередь, чтобы войти в корпус.
— Я лишь заметил, что некоторые студенты вели себя обеспокоенно, суетились, старались быстро пройти через турникет, который не успевал срабатывать, — вспоминает юноша.
У дверей стоял молодой человек, которого Михаил попросил пропустить его. Тот открыл дверь, и они прошли вместе.
— Когда я шагнул вперед и прикоснулся к двери, которая уже открывалась, за этой дверью стояла женщина, незнакомая мне, на лице которой имелись эмоции паники и боли. Она сказала: «Стреляют, бегите!» При этом я не уверен, что ее слова могли слышать те, кто находился в холле, так как дверь, которая ближе к холлу, за мной и тем молодым человеком уже закрылась, — рассказывает Михаил Султанов. — Увидев эмоции женщины и услышав, что она сказала, я автоматически поднял глаза вверх и посмотрел через дверь (она была стеклянная) впереди себя. Увидел, что на лестнице у входа в корпус № 8 в поле моего зрения не было ни одного человека. На расстоянии не более 10 метров, то есть на подходе к лестнице, ведущей к корпусу № 8, увидел, как человек в черной одежде, каске и с ружьем в руках прицеливается именно в ту сторону, где находилась женщина в дверном проеме передо мной. Тут же прозвучал один выстрел в направлении двери, где я находился. По звуку разбитого стекла я понял, что выстрел попал в дверную группу, расположенную недалеко от тех дверей, где стоял я с женщиной. При этом после выстрела женщина, которая до этого самостоятельно пыталась зайти, вскрикнула, зажмурилась, ее ноги подкосились, и она упала на мои руки. В этот же момент я вновь поднял глаза вперед и увидел, что человек с ружьем двигается быстрым шагом в черной каске, черной футболке, бронежилете и берцах. При этом он производит действия руками, по которым мне было понятно, что он заряжает ружье, удерживая ствол ружья перед собой в направлении той женщины, которую я встретил в дверях. Женщина упала вперед на пол, чуть обмякла, я не смог ее удержать в тот момент. Молодой человек, который стоял справа, наклонился к упавшей женщине — я в этот момент наблюдал, как человек с ружьем перезаряжает и готовится выстрелить вновь, направляя в сторону входа оружие. Но женщина сказала, чтобы мы убегали.
После Михаил Султанов открыл дверь, закричал, чтобы все бежали, и побежал в деканат. Максим услышал не меньше пяти выстрелов. В коридоре юноша встретил брата Павла, и они вместе убежали на шестой этаж и закрылись в лаборантской. Уже на видеозаписях с камер Михаил увидел, что тот молодой человек пытался затащить женщину в проход через турникет. За медицинской помощью Михаил Султанов не обращался, от исков отказался, но признаётся, что испытывал стресс и тревогу после трагедии.
Все новости о стрельбе в ПГНИУ мы собираем в текстовой онлайн-трансляции.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.