В Пермском краевом суде продолжают рассматривать дело о стрельбе в ПГНИУ, которая произошла в сентябре 2021 года. Тогда первокурсник юрфака Тимур Бекмансуров пришел в вуз с ружьем и открыл огонь по людям. Погибли шесть человек.
17 октября в Пермском краевом суде огласили показания родственников Тимура Бекмансурова и его одноклассниц. Так, в суде зачитали показания отца Марата Бекмансурова, бабушки Насимы Бекмансуровой, троюродной сестры и двух одноклассниц: Надежды Вагановой и Рины Максимовой.
Отец Тимура Бекмансурова — военный и сейчас находится на спецоперации. В суде зачитали два протокола допроса от 20 сентября 2021 года и 23 сентября 2021 года.
— О преступлении, совершенном моим сыном, я узнал 20 сентября примерно около 11 часов (по удмуртскому времени. — Прим. ред.) по мобильному телефону от своей матери. Подробности неизвестны, — оглашают в суде протокол допроса Марата Бекмансурова.
Марат Бекмансуров подробно рассказывал, каким ребенком рос Тимур.
— 8 марта 2003 года у нас родился сын Бекмансуров Тимур Маратович, беременность протекала без проблем и патологий. Роды прошли легко. После родов сразу же было установлено заболевание — точный диагноз не знаю, сужение пищевода, он не мог питаться. Сразу после родов ему сделали операцию. Питался детскими молочными смесями, — говорил на допросе Марат Бекмансуров. — Каких-либо проблем со здоровьем, отклонений, в том числе психических заболеваний, у него никогда не было. Часто болел простудными заболеваниями. Наблюдался в детской поликлинике, проходил всех необходимых врачей, делал все назначенные прививки. На учете у врача психиатра никогда не состоял.
Мужчина рассказал, что несмотря на развод родителей в 2009 году, в семье не было каких-то явных конфликтов, на ребенка лишний раз голос не повышали.
— Климат в нашей семье был здоровым, Тимур воспитывался в нормальных условиях. Никто никогда его не наказывал и не повышал на него голос, при отсутствии на это причин, — пояснял на допросе Марат Бекмансуров. — Серьезных конфликтов в нашей семье никогда не было. Во всех семьях бывают незначительные ссоры, но все проблемы и разногласия мы старались обсуждать в отсутствие Тимура. Насилие в нашей семье никто ни к кому не применял. Тимур рос здоровым, послушным ребенком. С детства его учили уважать старших, четко разграничивать зло от добра, плохое от хорошего. Проблем с ним у нас никогда не возникало.
Отец рассказывает, что несмотря на переезд Тимура в 2014 году к матери в Пермь, они регулярно общались: раз в один или два дня созванивались по телефону, общались в мессенджерах. По его словам, сын «по характеру спокойный, общительный, но только с теми людьми, кто ему был интересен. Не конфликтный, жестокость никогда не проявлял. Был избирателен в отношениях, старался общаться больше с умными сверстниками». Также Марат Бекмансуров рассказывал, что когда они жили вместе, Тимур ухаживал за домашними животными и никогда не проявлял к ним жестокости. При этом Тимур любил обсуждать военную службу с отцом.
— Интересовался службой в вооруженных силах, в полиции в том числе. Спрашивал про военную технику и оружие. Про устройство оружия мы не говорили, просто обсуждали новые виды оружия, без названий и подробностей, — рассказывал мужчина следователям. — С определенного момента Тимур очень интересовался различными видами огнестрельного оружия. Примерно с 15–16 лет начал рассказывать об особенностях каждого из них. Примерно в августе-сентябре 2020 года Тимур сообщил мне, что хочет приобрести помповое ружье. Для каких целей, не говорил, и я его не спрашивал. При этом сказал, что будет копить на него необходимую сумму денежных средств. В тот момент я был убежден, что такое ружье нужно ему для охоты.
Отец вспоминает, что ранее сын рассказывал ему, что хочет приобрести ружье для охоты на диких животных. Также, как предполагал отец, для этих целей Тимур Бекмансуров посещал тир. Зная, что Тимур копит на ружье, в декабре 2020 года отец после командировки решил порадовать сына и подарил ему 30 или 35 тысяч рублей.
— В марте 2021 года, когда ему исполнилось 18 лет, Тимур получил охотничий билет, прошел медкомиссию, получил все необходимые документы для владения гладкоствольным помповым ружьем, — рассказывал Марат Бекмансуров. — В апреле — мае 21 года он приобрел гладкоствольное помповое ружье. Насколько мне известно, на охоту сын так ни разу и не сходил.
Марат рассказывает, что сын хотел стать военным или работать в полиции, однако в военном комиссариате из-за проблем со здоровьем его признали негодным к прохождению службы. По телефону Марат Бекмансуров не замечал, что в настроении сына что-то менялось, никаких преступных планов он не высказывал.
В суде также огласили протокол допроса бабушки Тимура Бекмансурова — Насимы Бекмансуровой. Она созванивалась с внуком примерно за 10 дней до его нападения на университет.
— Разговаривал он со мной нормально, всё было спокойно и он ни на что не жаловался. Каких-либо мыслей о суициде, убийствах, смерти он не высказывал, — рассказывала бабушка подсудимого. — Всегда говорил только о хорошем, говорил, что будет учиться и устроится на работу.
Бабушка говорила, что Тимура все в семье любили, «родители, можно сказать, носили его на руках».
— Сам по себе Тимур — волевой человек, добрый. Когда приезжал ко мне в гости, всегда помогал по хозяйству и спрашивал, что еще нужно помочь, — рассказывает бабушка стрелка. — Никогда не спорит с родителями. Мама его очень любит, она всегда о нем говорила с гордостью. Рассказывала, как он ей помогает по дому, они никогда не ругались. Мама полностью Тимуру доверяла.
Насима Бекмансурова рассказывала, что в августе 2021 года она приезжала в гости к внуку, он даже показывал ей ружье, которое хранил в оружейном сейфе.
— Он открыл сейф и показал ружье, оно было по типу дробовика темного цвета, — рассказывала на допросе Насима Бекмансурова. — Из каких материалов оно выполнено, не знаю. Помню, что приклад у ружья был складной. Оружие было не заряжено. Давал даже мне в руки это оружие, по весу оно было тяжелое. Я спросила его: «Зачем тебе это ружье?» На что он ответил: «Чтобы просто было». Также он говорил, что приобретет лицензию, но на что именно, он не пояснял. А я в этом не разбираюсь, каких-либо боеприпасов в сейфе у Тимура я не видела.
Также бабушка напавшего на университет рассказывает, что при встрече у них заходил разговор про нападение Ильназа Галявиева на школу в Казани и Тимур при ней этот поступок не одобрял.
— Вечером того дня, когда мы приехали (Насима Бекмансурова приехала в квартиру, где проживал Тимур вместе со своим сыном Сергеем — родным дядей Тимура Бекмансурова. — Прим. ред.), сидели на диване и начали разговаривать про жизнь. И как-то наш разговор зашел про Ильназа Галявиева, который совершил массовое убийство в школе Казани в мае 2021 года, — вспоминала на допросе бабушка. — Я сказала Тимуру: «Зачем ты купил это оружие, ты же видел, что происходит в Казани, каково родителям погибших детей». На что мне Тимур ответил, что у Галявиева были, скорее всего, проблемы с психикой, и Тимур дал негативную оценку действиям Галявиева. После чего мы прекратили разговор и больше к этой теме не возвращались.
Насима Бекмансурова рассказывала, что после событий в Казани, со слов Тимура, к нему домой приходили сотрудники Росгвардии, которые проверяли, как хранится ружье. Никаких замечаний и вопросов к нему не возникло.
О событиях 20 сентября 2021 года Насима узнала от мамы Тимура. На суде зачитали ее свидетельство от 21 сентября 2021 года.
— 20 сентября 2021 года около 11 часов по удмуртскому времени мне позвонила мама Тимура и сказала, что-то типа «пейте валерьянку или что-то еще, что есть под рукой». И сказала, что Тимур устроил стрельбу в университете, — вспоминала Насима Бекмансурова. — После чего я спросила, живой ли он. Она мне ответила, что не знает, так как находится на допросе у следователя. У меня началась истерика и больше я не помню, что было вчера.
Также в суде огласили протокол допроса троюродной несовершеннолетней сестры. Девушка рассказала, что Тимур Бекмансуров в 2020 году при переписке во «ВКонтакте» говорил, что у него есть план пойти пострелять людей в школе. Также он говорил, что ждет, когда ему исполнится 18 лет и у него появится возможность получить оружие на законных основаниях. По словам девушки, она не восприняла разговоры брата всерьез и не рассказала об этом родителям.
— Также он говорил, что у него имеется инструкция по изготовлению взрывного устройства. Однако, изготавливал он его или нет, я не знаю, — рассказывала на допросе девушка. — Он переживал, что из-за событий, которые произошли весной в Казани, связанных с расстрелом людей в школах, могут принять меры по повышению возраста, с которого выдают разрешение на ношение и хранение оружия.
Также девушка говорит, что не поддерживала планы троюродного брата и к осени 2021 году уже не слишком активно с ним общалась. Но за пару дней до нападения он спрашивал у девушки, как у нее дела.
— Он написал с 18 на 19 сентября 2021 года во «ВКонтакте», поинтересовался, как у меня дела. На что я ему рассказала о своих делах. На мой аналогичный вопрос он ответил, как и всегда: уныло, типично, однообразно. Более ничего не обсуждалось.
В суде также огласили допрос одноклассницы Тимура Бекмансурова — Надежды Вагановой. Девушка была шокирована, когда узнала из СМИ, что ее одноклассник устроил вооруженное нападение на университет, так как не ожидала от него таких действий. Он всегда казался ей умным, эрудированным и при этом замкнутым. При этом ей запомнился случай тихой агрессии с его стороны за полтора — два года до нападения, когда они учились в десятом классе.
— Нам выдали рабочие тетради с выполненным заданием. В тот период я сидела рядом с Бекмансуровым, на соседнем ряду, — рассказывала на допросе одноклассница Надежда. — Увидев оценку «три», он проговорил себе под нос фразу: «Когда-нибудь я вернусь и всех вас расстреляю». Данную фразу он сказал очень тихо, и сама учитель этого не слышала. Я не восприняла эту фразу серьезно и думала, что он просто высказался так из-за злости.
Также в суде допрашивали одноклассницу Рину Максимову.
— Он всегда был достаточно спокойный, то есть, если обсуждалась какая-то тема в его окружении, был эмоциональный, за пределами своего окружения не выдавал своих эмоций, — рассказала в суде одноклассница Тимура Бекмансурова.
Девушка рассказала, что одноклассник ничем не выделялся, был спокойным, но, с чужих слов, она слышала о его неприязненном отношении к восточным национальностям.
Ранее мы писали, какие показания дала в суде бывшая девушка Тимура Бекмансурова. В момент нападения она находилась в пятом корпусе университета.