41-летний уроженец Таджикистана Абдулложон Абдуллоев приехал в Пермь вместе с женой и четырьмя детьми. В родном Таджикистане он был учителем биологии, но работы не было, и Абдуллоев приехал в Россию в поисках любого заработка, чтобы обеспечить семью. Вместе с братом стал брать заказы от местных дачников: построить печь, возвести забор и так далее. Один из таких заказов закончился для бывшего преподавателя уголовным делом. Хозяин дачи, в прошлом сотрудник правоохранительных органов, написал заявление, что Абдуллоев приставал к его шестилетней дочери. Сейчас Абдуллоеву грозит до 20 лет колонии по особо тяжкой статье — «Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста».
«Он угрожал брату, что накажет его»
Когда и при каких обстоятельствах возбудили уголовное дело, 59.RU рассказал брат подозреваемого Дилшод Абдуллоев.
Абдулложон, по словам Дилшода, в нулевые четыре года работал в Таджикистане учителем биологии, но зарплата была очень маленькая, а работу, приносящую доход, в стране найти сложно. С 2009 года начал ездить летом в Россию на шабашки, но задерживаться без гражданства не мог. В мае 2022 года мужчина решился на окончательный переезд, с собой привез всю семью — супругу и четверых детей, самому младшему ребенку — два года. Подал документы, чтобы получить вид на жительство. У отца Абдулложона и Дилшода, по словам последнего, гражданство РФ.
В Перми братья работали кладчиками печей, брали заказы на строительные работы. Летом работали на дачах в Новых Лядах.
— Как-то мы строили деревянный курятник, потом сосед с другой дачи познакомился с нами, ему понравилась наша работа, и в июле прошлого года он попросил нас построить ему барбекю-печь, — вспоминает собеседник.
Нового заказчика звали Геннадий (имя изменено согласно действующему законодательству, по которому нельзя публиковать персональные данные детей, пострадавших в результате противоправных действий, а Ф. И. О. родителей также относятся к ним. — Прим. ред.), он бывший сотрудник правоохранительных органов и юрист. Договорившись о цене, братья неделю работали на участке заказчика. Дилшод уточняет: работали без ночевок, ездили на дачу каждый день.
Сдав печь, братья строили забор другому заказчику в том же поселке. В начале сентября Геннадий позвонил Абдуллоевым и сказал, что они некачественно выполнили работу: печь треснула.
— Она треснула, потому что он [Геннадий] неправильно ее топил. Мы просили не топить ее сильно, пока она полностью не высохнет, на это нужно примерно месяц, — рассказывает брат подозреваемого. — В итоге Геннадий звонил моему брату и требовал, чтобы мы бесплатно и немедленно починили ему печку. Мы в то время выполняли другой заказ, который не могли просто так бросить. Мы не отказались починить печь. Брат к нему приезжал, осмотрел печь и сказал, что мы исправим ему трещину 3 сентября, но за деньги, потому что печь испортилась по вине заказчика. Геннадия разозлили слова брата. «Ты же взрослый человек, я не должен тебя учить, как правильно топить печь», — сказал брат. Всё это происходило в присутствии гостей, в ответ Геннадий покраснел и сказал, что накажет брата.
3 сентября братья не приехали ремонтировать испорченную печь. Как объясняет Дилшод, в этот день его госпитализировали из-за обострившейся проблемы с почками.
— После этого Геннадий позвонил брату и угрожал: «Будешь по-хорошему делать?» — говорит Дилшод. — Брат ответил, что да, но позднее, потому что не хватает времени. Геннадий бросил трубку.
«Девочка всегда была с бабушкой, а мы были на виду»
4 сентября домой к братьям пришла полиция. По словам Дилшода, сотрудники сказали, что хотят проверить их документы. Они с братом, говорит мужчина, работают по патенту, оплачивают налоги каждый месяц. Патент выдается на год, разрешение на работу у них было до 2023 года.
— Но брату и мне сказали, что наши данные не пробиваются, поэтому нам надо проехать в отделение полиции, необходимо снять отпечатки пальцев, — вспоминает собеседник. — Обещали, что это займет всего полчаса. Мы с братом согласились и приехали в отдел полиции Свердловского района.
Уже в полиции, по словам Дилшода, про документы никто не спрашивал, отпечатки не проверяли, Абдулложона сразу увели на допрос. Дилшода допросили после брата. К этому времени у мужчины случился приступ, мужчина пожаловался на недомогание сотруднику дежурной части и попросил вызвать ему скорую помощь.
— То есть меня допрашивали при болевых приступах, — говорит Дилшод. — Меня расспрашивали, что мы строим, какие работы делаем. Когда я сказал, что мы работали у Геннадия и строили ему печь, стали допрашивать только об этом. Я всё рассказывал, а в конце они спросили, был ли у моего брата сексуальный контакт с несовершеннолетней. Они спрашивали именно про шестилетнюю дочь Геннадия. На этот вопрос я грубо сказал сотруднику: «Ты в своем уме?» Я ответил: «Никогда не было такого и не может быть. Мой брат образованный и умный человек, у него тоже дочка. Брат всегда хотел законно жить».
После допроса Дилшода отпустили, а брата оставили в полиции. В коридоре брат говорил, что его скоро отпустят и произошло какое-то недоразумение.
— Я пришел домой и принял обезболивающее. Вообще не знал, что делать после ареста брата. Он всегда помогал мне, — говорит Дилшод.
7 сентября 2022 года прошел суд по мере пресечения, Абдулложона поместили в СИЗО на время следствия. По версии следствия, мужчина совершил с несовершеннолетней развратные действия (заставил прикасаться к половым органам). Поводом для возбуждения дела стало заявление отца ребенка. Показания давала девочка, как говорит собеседник, ее допросили в присутствии психолога. Со слов потерпевшей, домогательства были каждый день.
— Когда мы работали на этой даче, мы всегда были на виду, девочка всегда была в сопровождении бабушки или своего старшего брата-подростка, — говорит Дилшод. — Либо она играла с соседскими детьми.
Также собеседник вспомнил, что они стали очевидцами, когда девочка упала между вторым и первым этажами и сломала правую руку.
Сейчас Абдулложон сидит под стражей уже пять месяцев. Брат рассказывает, что он очень скучает по своим детям. Его жена не работает, она ухаживает за детьми.
«Склонен к совершению преступлений и представляет повышенную общественную опасность»
В постановлении о возбуждении уголовного дела (документ есть в распоряжении редакции) говорится, что в период с 1 июля по 4 августа 2022 года (точное время следствием не установлено) Абдуллоев, находясь на территории участка садового товарищества с не достигшей 12-летнего возраста, «возраст которой ему был очевиден, с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей, используя беспомощное состояние малолетней, совершил в отношении нее иные действия сексуального характера».
Абдуллоеву передали постановление о привлечении в качестве обвиняемого по статье «Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста». Мужчине грозит лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
На суде по мере пресечения подозреваемый просил избрать ему более мягкую меру — запрет определенных действий, чтобы дать возможность работать и содержать жену и четверых детей. Но суд не встал на его сторону.
— Абдуллоев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетней, — говорится в ходатайстве следственного отдела по Свердловскому району Перми на продление меры пресечения. — С учетом тяжести предъявленного обвинения и сведений о личности обвиняемого в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Согласно статье 171 УПК РФ «Порядок привлечения в качестве обвиняемого», имеющиеся в материалах уголовного дела доказательства причастности Абдуллоева к совершению преступления признаны следствием достаточными для предъявления ему обвинения. В ходе предварительного следствия будет выполнен комплекс необходимых следственных действий, направленных на сбор доказывания вины Абдуллоева, а также проверку его доводов о непричастности к преступлению.
Еще из одного постановления СУ СК следует, что преступление, в совершении которого обвиняется Абдуллоев, отличается особой общественной опасностью. На суде по мере пресечения следователь в постановлении отмечает, что следствие приходит к выводу, что Абдуллоев «склонен к совершению преступлений и представляет повышенную общественную опасность».
— Находясь на свободе, осознавая неотвратимость наказания за совершенное преступление, может скрыться от органов, продолжить преступную деятельность, угрожать потерпевшей, — говорится в постановлении следователя. — Оснований меры пресечения в виде залога не имеется, поскольку сбережения у обвиняемого отсутствуют. Домашний арест нецелесообразен, так как это не обеспечит безопасного поведения обвиняемого.
На прошедшем в начале февраля суде по продлению меры пресечения мужчине назначили психиатрическую экспертизу.
«Удивляемся совпадению подачи заявления в последний день оговоренного срока сдачи работ»
С родины Абдулложона Абдуллоева прислали характеристику мужчины — отношения с семьей доброжелательные и доверительные, к соседям относится приветливо, уважительно, участвует в общественных мероприятиях, занимается благотворительностью. Внешне опрятен, в злоупотреблении спиртными напитками не замечен.
Брат предоставил характеристику Абдулложона из его школы, в которой он преподавал четыре года. Характеристику подготовил директор учебного заведения. В документе сообщается следующее: «Работал со 2 сентября 2003 до 30 апреля 2008 года. Во время работы в школе он показал себя с хорошей стороны. Он исполнял все поручения со стороны администрации. Помогал всем отстающим ученикам. Пользовался авторитетом класса. Он любил спорт. Всегда участвовал во всех соревнованиях, мероприятиях школы. Постоянно выигрывал нужные места во всех мероприятиях. Морально устойчив, физически здоров».
Свое письмо написали и дачники, с которыми работал мужчина, — руководителю СУ СК РФ по Пермскому краю они написали о необходимости проверить обоснованность предъявленных обвинений, так как считают их «абсурдными, а привлечение его к ответственности — незаконным». Под документом собрали подписи.
Процитируем письмо: «Давно знаем Абдуллоева А. Т. только с положительной стороны. Абдуллоев является порядочным, трудолюбивым, отзывчивым и ответственным человеком. Для него очень важно уважение и доверие, которые оказывают ему знакомые с ним люди, и в свою очередь ведет себя корректно и уважительно. Он показал себя человеком, на которого можно положиться и доверить ключи от дома, не опасаясь пропажи имущества. Абдуллоев очень любит и дорожит своей большой семьей. Он много лет мечтал иметь дом в России и перевезти сюда семью. Сделал всё возможное, чтобы они были рядом с ним. Поэтому в 2022 году его семья переехала из Таджикистана в Пермь. На данный момент трое детей определены в учебные заведения, а за четвертым присматривает мама. Дома порядок и чистота. Поэтому считаем, что Абдулложон не стал бы рисковать и вести себя предосудительно, чтобы не потерять возможность жить и работать в стране, которую ценит. Хотим добавить, что у большинства из нас есть несовершеннолетние дети или являвшиеся таковыми на момент общения с Абдулложоном, и никаких подобных противоправных действий с его стороны не происходило, что могут подтвердить сами дети. <...> Мы слушали о конфликте между Абдулложоном и заказчиком, подавшим заявление по статье 132 УК РФ, о якобы некачественно выполненной работе по строительству мангальной зоны. И о настоятельных требованиях исправления работы в определенные сроки до 05.09.22, которые Абдулложон не смог осуществить из-за работы на других объектах и болезни помощников. Удивляемся совпадению подачи заявления в последний день оговоренного срока сдачи работ».
«У меня не было к нему претензий»
Мы связались с отцом девочки, которой, по данным следствия, домогался Абдулложон. Мужчина отметил, что хотел бы воздержаться от комментариев, тем более идет следствие, но подчеркнул, что с подозреваемым у него не было никакого конфликта.
— Он нормальный работник. У меня не было к нему претензий. Сейчас работает следствие. Если его виновность подтвердится, он должен понести наказание, — коротко ответил мужчина.
Ранее мы писали, что 2 февраля Кировский районный суд Перми огласил приговор 53-летнему тренеру по тяжелой атлетике. Его признали виновным в сексуальных домогательствах своей 12-летней ученицы. Суд приговорил мужчину к 17 годам колонии строгого режима.