Стали известны новые подробности о маньяке из микрорайона Ераничи. Евгений Андреев, которого сейчас подозревают в нападениях на девушек в Перми, ранее находился под домашним арестом в родном городе Полевском в Свердловской области. Такую меру пресечения Андрееву назначил суд, когда мужчина стал подозреваемым в изнасиловании екатеринбурженки. Из-под домашнего ареста Евгений Андреев сбежал.
Мы спросили адвоката подозреваемого, почему ему избрали домашний арест, а также поговорили с ГУФСИН по Свердловской области об обстоятельствах побега Андреева.
13 апреля этого года в Екатеринбурге изнасиловали 22-летнюю девушку. Как писал портал E1.RU, подозреваемым стал 45-летний житель города Полевского Евгений Андреев. Друг пострадавшей девушки рассказывал изданию, что Андреев предложил Марии (имя изменено) подвезти ее на каршеринговой машине, а потом остановился в безлюдном месте, связал девушку ее лосинами и насиловал в течение пяти часов. По словам собеседника, мужчина находился в наркотическом опьянении. Также он сообщил, что нападавший — рецидивист, он ранее судим за убийство. В беседе с корреспондентом 59.RU новый адвокат подозреваемого сообщила, что у Андреева погашенная судимость, он освободился в 2012 году. После нападения на екатеринбурженку были возбуждены уголовные дела по статьям «Изнасилование» и «Насильственные действия сексуального характера».
Мера пресечения назначается судом в отношении лиц, подозреваемых в преступлении. Самыми мягкими мерами являются подписка о невыезде (подозреваемый не может покидать пределы населенного пункта без разрешения правоохранительных органов) и денежный залог (человек остается на свободе на время следствия, отдав определенную сумму в качестве залога). Также мягкой мерой является домашний арест: в этом случае подозреваемый может покидать жилье только в строго определенные часы, а также носит браслет ГУФСИН. Еще есть запрет определенных действий. По сути, это целый ряд запретов для подозреваемого: нельзя выходить из дома в конкретные часы, надо отмечаться у следователя и приходить на все его вызовы, нельзя пользоваться интернетом и телефоном, общаться со свидетелями. Самой строгой мерой пресечения является арест в СИЗО. Это лишение свободы на срок проведения следствия, его назначают при возбуждении уголовных дел по тяжким статьям.
Почему Андреева отправили под домашний арест
Как сообщила 59.RU екатеринбургский адвокат Ольга Будлянская, по назначению защищавшая Андреева после обвинения в изнасиловании, в апреле суд избрал Андрееву меру пресечения в виде домашнего ареста, он должен был носить электронный браслет от ГУФСИН.
— Такая мера пресечения объясняется тем, что у подозреваемого есть ряд заболеваний, которые не позволяют назначить арест в СИЗО, то есть домашний арест ему назначили по состоянию здоровья, — объяснила собеседница.
Адвокат добавила, что подозреваемый вину не признал, а заявил, что половой контакт с девушкой был «по обоюдному согласию» и якобы «она сама находилась под наркотиками».
Какова обычная практика в таких ситуациях
В беседе с корреспондентом 59.RU пермский адвокат Иван Хозяйкин подчеркнул, что каждый случай помещения под домашний арест нужно рассматривать отдельно, в зависимости от конкретных обстоятельств, но можно сказать, что при обвинении в совершении нескольких тяжких преступлений против половой неприкосновенности, а также наличии рецидива, на практике чаще судами избирается более строгая мера пресечения — заключение под стражу.
— В случае избрания меры пресечения в виде домашнего ареста на обвиняемого судом может быть наложен ряд ограничений, — добавил адвокат. — В частности, запрет покидать жилое помещение, пользоваться интернетом, телефоном. Контроль за соблюдением данных запретов осуществляется в том числе и посредством специальных устройств, в быту называемых «браслетами».
Отметим, на избрании меры пресечения после нападений на девушек в Перми гособвинитель подчеркивала: ему можно назначить только СИЗО, ни о каких смягчающих обстоятельствах и болезнях речи не шло.
Как Андреев сбежал
Под домашним арестом Андреев пробыл совсем недолго — буквально пару недель. В мае он уже сбежал и был объявлен в розыск. Обстоятельства побега рассказал 59.RU руководитель пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области Александр Левченко.
— Этот мужчина находился на нашем контроле и на учете с апреля 2023 года, когда ему назначили по суду домашний арест. Мы всё сделали по протоколу и наблюдали за исполнением меры пресечения. В первой декаде мая подозреваемый попросил разрешения у следователя по уголовному делу отпустить его в больницу в соседний Екатеринбург, в какую именно больницу, мы не имеем право говорить, это раскроет его диагноз, — рассказал собеседник. — Следователь дал это разрешение.
По словам Левченко, в больницу Андреева отпустили на один день. Уже вечером он обязан был вернуться в город Полевской.
— То есть при наличии такого разрешения подозреваемый имел право покинуть город, его не должен был сопровождать конвой, — объяснил собеседник. — Вечером у нас появилась информация, что подозреваемый срезал браслет.
Представитель ГУФСИН добавил, что сейчас в суд направлен иск с требованием взыскать с беглеца стоимость испорченного браслета — оборудование стоит 14 тысяч рублей.
Андреева объявили в розыск. Его местонахождение установили только в октябре, когда в Перми в микрорайоне Ераничи начались нападения на девушек. Всем пострадавшим по 18–19 лет. Пока известно о трех нападениях, все они произошли в одном квартале. 20 октября Андреева задержали на выезде из Перми. Вину в нападениях он не признал, а сказал, что девушки его оговаривают. В понедельник, 23 октября, Индустриальный суд Перми назначил ему два месяца ареста в СИЗО на время следствия.
Ранее мы писали, что в мае 2021 года в Свердловской области убили пермскую туристку Анастасию Пыхтееву. Убийцей оказался местный рецидивист Алексей Еремеев, так же как и Андреев, сбежавший из-под домашнего ареста, куда его отправили, когда он был подозреваемым в покушении на сексуальное насилие в отношении ребенка. Мы подробно разбирали, почему ему назначили такую меру пресечения и как он сбежал. Оказалось, что Еремееву сначала назначили арест в СИЗО, но спустя шесть месяцев следователь не предоставил веских доводов для содержания его под стражей. После ходатайства подозреваемого перевести его на домашний арест ему смягчили меру пресечения.