Сегодня, 31 января, в Ленинском суде Перми огласят приговор экс-вице-премьеру правительства Пермского края Елене Лопаевой. Ее обвиняют в хищении 68 миллионов рублей из благотворительного фонда «Содействие — XXI век». В этой онлайн-трансляции мы будем следить за происходящим на сегодняшнем заседании.
Здравствуйте, дорогие читатели! Перед оглашением вспомним о событиях этого судебного процесса.
Заседания по делу о хищениях из благотворительного фонда «Содействие — XXI век» проводили на протяжении девяти месяцев. По версии следствия, бывшая вице-премьер краевого правительства Елена Лопаева и экс-директор фонда Елена Найданова в составе организованной группы похитили 68 миллионов рублей.
Елена Найданова заключила досудебное соглашение и дала показания. По ее словам, фонд тратил деньги на личные нужды для экс-губернатора Максима Решетникова и его политконсультанта Леонида Давыдова. Деньги, например, шли на оплату счетов в ресторане, покупку детской горки и мебели в резиденцию губернатора.
В июле 2023 года Елена Найданова перестала ходить на заседания и ее объявили в розыск. До сих пор неизвестно, где находится обвиняемая. Незадолго до побега мы встретились с ней и взяли эксклюзивное интервью.
Самого Максима Решетникова на заседаниях не было, в суде лишь огласили его показания заочно. В них было описано, что личные расходы (покупку продуктов, походы в рестораны и отдых) он оплачивал сам.
— Мне ничего не известно о тратах фонда на меня и мою семью. Я сам всегда лично оплачивал свои траты из личных денег, так как я имел на это финансовую возможность, — говорил экс-губернатор. — Я мог приобретать товары и расплачиваться в ресторанах не лично, а поручив это Лопаевой как главе аппарата правительства края. Но я всегда передавал ей свои личные деньги, насколько я понимаю, потом она поручала оплату товаров другим лицам. Я допускаю, что Лопаева или Найданова могли оплатить из средств фонда какие-то услуги и товары, связанные с моим содержанием или моей семьи. Однако об этом они никогда не ставили меня в известность. Возможно, они могли это делать по собственной инициативе, проявляя излишнее служебное рвение.
На предыдущем слушании Елена Лопаева выступила с последним словом. В нем она намекнула на свою беременность.
— Уже много всего сказано. Ваша честь, я работала в команде губернатора, у каждого была самоотдача, мой труд имел только добрые цели, не лишайте меня свободы, детей — матери, чтобы пятого ребенка я родила в колонии, — сказала со слезами на глазах Елена Лопаева. — Простите за эмоции.
От дальнейших комментариев после окончания заседания она отказалась.
С собой в суд Елена Лопаева брала икону. Как она поясняла 59.RU, на ней изображен пророк Илия. Икону Лопаевой передал митрополит Пермский и Кунгурский, «чтобы было справедливое решение» суда.
— Я сейчас ни с кем не могу встречаться, кроме родственников, он мне ее через зятя передал. Я же теолог, конечно, мне так спокойнее. Давайте на крестик посмотрим (на этих словах собеседница достала и показала свой нательный крупный крест. — Прим. ред.). Христос все грехи взял, а его распяли всё равно. Чем сильнее человек, тем его больше бьют, — рассказывала Елена Лопаева.
Напомним, что гособвинитель потребовала шесть лет колонии общего режима для обвиняемой.
— Я там [в СИЗО] была, для меня это дорога в один конец. Я не то чтобы боюсь, у меня не тот возраст, не то состояние здоровья, — отмечала Лопаева в разговоре с корреспондентом 59.RU. — Шесть лет колонии за то, что, очевидно, ты не похищал, — как минимум это обидно, для меня это был ужас, я ждала условный срок.
Также Елена Лопаева говорила о том, что для Елены Найдановой выбрали самую мягкую меру пресечения и относились к ним обеим как к абсолютно разным участникам дела.
— Найданова сбежала, она оскорбила обвинение своими действиями, создала условия, когда невозможно провести суд справедливо, — говорила Лопаева. — Она основная подозреваемая и изначально была единственной обвиняемой. <...> Ни один сотрудник фонда меня никогда не видел, Найданова меня оговорила. Я не согласна с тем, что я назначила ее на пост, ее кандидатуру согласовал губернатор. Я не могла ей оказать протекцию. Назначение директора — это полномочия администрации. А рекомендация — это не криминал. Учредитель фонда Павел Печёнкин меня даже не знал. Я никогда не посещала собрания фонда. Показания Найдановой менялись, может, ее записи — это ее дневник мечты, желаний. По этим записям ее даже не допросили.
Сегодня также много журналистов, пока в зал никого не запускают. Начало было запланировано на 14:00.
В разговоре с корреспондентом 59.RU обвиняемая, плача, сказала, что неделю была с близкими. На вопрос «Вы как сейчас? Держитесь?» она только помотала головой.
Кстати, на решающий суд Елена Лопаева пришла в брендированной толстовке. Такие, по данным 59.RU, выдавали сотрудникам администрации губернатора Прикамья. На ней вышит полигональный медведь и есть номер региона — 59.
Сколько дали?
Заседание началось. Судья озвучил, что у обвиняемой один несовершеннолетний ребенок.
— Признать виновной. Назначить 4 года колонии общего режима и штраф пятьсот тысяч рублей.