В 1987 году в Перми орудовала банда преступников, которые насиловали и убивали девушек. Их жертвами стали три 17-летние девчонки. Но к высшей мере наказания — расстрелу — приговорили только одного из них. О расследовании рассказывали в одном из выпусков программы «Следствие вели…» (16+) с Леонидом Каневским.
Приехала в Пермь, чтобы купить шапку, и стала жертвой преступников
Первую убитую девушку нашел на берегу реки рыбак. Вскоре выяснилось, что это 17-летняя Светлана Паршакова из Чернушки. Родители обратились в полицию, так как дочь не вернулась домой. Накануне убийства она поехала в Пермь, чтобы купить меховую шапку.
— В городе объявился маньяк. Именно такая версия напрашивалась во время осмотра места происшествия, — рассказывает Леонид Каневский. — Невероятная жестокость, хитрость и предусмотрительность. Обычно преступник оставляет хоть какие-то следы. Не удалось обнаружить ни единой улики. Может быть, убийство произошло в другом месте, а здесь лишь избавились от тела? Кто это сделал? Так начиналось это уникальное дело. В нем пермским сыщикам противостояла целая банда маньяков.
После приезда в Пермь Светлана встретилась с подругой Еленой. Девушка рассказала, что они хорошо провели вместе время, но шапку так и не купили. Позже Света решила поехать к знакомым, которые живут в Орджоникидзевском районе.
«Я уже уходила, когда издалека заметила, как Света садилась в такси на площади Восстания. Больше я свою подругу не видела», — процитировали в передаче показания подруги.
Как выглядел таксист или какой номер у его машины, известно не было. Оперативники пришли к знакомым, которых собиралась навестить девушка. Те утверждали, что Света так и не приехала.
Новые убийства — еще две студентки
Пока выясняли обстоятельства этого убийства, произошло новое. В 40 километрах от Перми неподалеку от Троицы нашли тела двух студенток авиационного техникума — Светланы Решетовой и Лидии Челпановой. Обеим было по 17 лет.
— Мы задействовали взвод курсантов и делали сплошное прочесывание [местности]. Но никаких улик обнаружить не удалось, — рассказал Валерий Ларин, который в 1987 году был старшим следователем прокуратуры Пермской области.
Следователи решили поставить стенд у дороги — возле места, где нашли тела. На нем вывесили фото убитых студенток, а рядом текст: «Тела этих девушек были обнаружены в 100 метрах отсюда, если кто-либо видел их, просьба немедленно обратиться в милицию». Увидевший призыв водитель автобуса пришел в отдел. Он рассказал, что обратил внимание на припаркованную машину такси, в которой сидели люди. Он видел этих девушек в компании парней возле места убийства. Мужчина описал одного из подозреваемых: высокий здоровяк с «белобрысыми» волосами. Сыщики задались вопросом: неужели оба преступления связаны между собой?
Убийц искали среди знакомых девушек. Также оперативники работали на площади Восстания, где в последний раз видели Светлану Паршакову. Они обходили ближайшие дворы и дома, разговаривали с людьми. Таким образом сумели найти свидетеля, который видел двух девушек с магнитофоном и парня со светлыми волосами. Он уговаривал Свету и Лиду, других жертв преступления, послушать новую кассету. Тогда оба эпизода с убийствами объединили в одно дело.
Сыщики решили обратиться за помощью к пермякам и выступили по телевизору, рассказав о жестоком преступлении. К работе привлекли много оперативников, которые ходили по городу с фотографиями девушек.
Позже в милицию обратился таксист, который рассказал, что отвозил компанию парней и девушек к месту убийства. В машину на площади Восстания сел белокурый здоровяк и две девушки, они попросили отвезти их на берег Мотовилихинского пруда. Там в салон сели еще трое парней, затем машина отправилась в Троицу.
На следующий день двое из этой компании пришли к шоферу в таксопарк и убеждали, что ему нужно забыть о том, что он их возил. Якобы произошел какой-то несчастный случай с одной из девушек, она утонула.
«Мне было сказано, что их друзья настоящие бандиты. Если я расскажу обо всём милиции, меня убьют», — такие показания давал водитель. И он молчал, пока не узнал по телевизору о преступлении.
Мужчина показал дом, возле которого к нему в салон подсели трое парней. В квартире, где, как предполагали оперативники, должны были находиться преступники, жила пара. Супруги рассказали, что недавно познакомились с теми ребятами, слышали, что парня со светлыми волосами зовут Павлом.
Заманивал девушек в такси
Поскольку у одного из подозреваемых была приметная внешность, прозвучало предположение, что это может быть 25-летний Павел Симаков, работающий столяром на пермском ликероводочном заводе. Он был в разводе, имел двоих детей. Решили устроить негласное опознание. Свидетельница подтвердила, что он заманивал девушек в такси.
Павел Симаков предложил трем друзьям найти девчонку, чтобы с ней развлечься. Он заманил в такси первую жертву — Свету Паршакову из Чернушки. Предложил бесплатно подвезти ее, и девушка согласилась. Однако машина подъехала к месту, где ее уже ждала остальная компания парней. Они начали приставать к девушке еще в салоне по пути в лес. После изнасилования осознали, что это преступление с рук им не сойдет и от девушки надо избавиться. Ее задушили, а затем все разъехались по домам.
Через несколько дней всё повторилось. На этот раз двух девушек — Свету и Лиду — пригласили на день рождения. Их отвезли в укромное место и начали домогаться. Одна из студенток была девственницей и подруга просила не трогать ее, но парни не послушали. После изнасилования они сомневались в том, что им делать дальше. Но Светлана заявила, что их найдут и расстреляют за то, что они сделали. Тогда преступники решили убить девушек. Первой умерла Света, ее подруга не могла осознать гибель подруги и просила оживить ее. Через несколько минут после первого убийства произошло и второе.
После преступлений парни решили, что им нужно скрыться. Симаков затаился. Благинин пришел в милицию и признался в другом преступлении. Он избил подругу, она несколько дней провела в больнице, а потом скончалась. Думал, что сможет спрятаться в СИЗО и колонии, так как понимал, что его ждет расстрел. Но это его не спасло.
Симакова и его приятеля Благинина задержали. Последний начал говорить, подумав, что следствие знает достаточно для предъявления обвинения. Он рассказал и о других преступлениях банды, в которую также входили Мананов и Габдрахманов: изнасилования, убийства, кражи, разбойные нападения. Многие из пострадавших не обращались в милицию.
Сыщики отправились к Мананову, который работал в таксопарке. Но он, узнав заранее, что милиция ищет некоего водителя и машину, не вышел на работу. Габдрахманова нашли в квартире в Индустриальном районе Перми.
Искали преступника по нескольким республикам
Мананова искали по всему городу, устраивали засады. Нашли таксиста, который отвозил его на вокзал, тот говорил, что у него в деревне недалеко от Казани живут родственники. Оперативники отправились в Казань, но там следов Мананова не обнаружили. Составили список его родственников и за 10 дней объехали пять республик.
Следователи считали, что Мананов выйдет на связь с родителями, поэтому проверяли их почту. Через несколько месяцев пришло письмо из Ташкента, в котором он рассказывал, что хорошо спрятался и теперь его не найдут. Даже назвал ресторан, в котором иногда бывал. Опергруппа выехала в Ташкент, там она работала 10 дней. Стало понятно, что в этом городе Мананова нет и не было, он вел следствие по ложному следу. По его просьбе торговец рынка отправил письмо из Ташкента в Пермь.
Оперативники продолжали поиск: ездили из города в город, в Душанбе, в Алма-Ату. Позже пришла информация из Казани о том, что там скрывался от милиции человек из Перми, похожий по приметам на Мананова. Милиция пришла к нему домой, когда подозреваемый украшал новогоднюю елку, и задержала.
Во время подготовки к судебному процессу выяснилось, что сын председателя Пермского суда дружил с одним из преступников. Родные убитых заявили, что не верят в объективность Пермского суда. Верховный суд решил, что процесс должен проходить в Кировском областном суде.
— Мананов с большим энтузиазмом и чудовищным смакованием подробностей рассказывал, как измывался над беззащитными девчонками. Казалось, никто из подсудимых не верит в возможность расстрела. Все они надеются на гуманное советское правосудие, — отмечает ведущий.
Во время следствия вскрылось еще множество эпизодов, но к смертной казни приговорили только Симакова. Остальные получили по 15 лет лагерей, что вызвало волну народного гнева. Однако приговор остался без изменений.
Ранее мы рассказывали о другом расследовании, которое проводили в 80-х. В Пермской области началась серия убийств и изнасилований охранниц в детсадах. В преступлениях подозревали даже 12-летнего мальчика.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.