В начале августа пермяков ужаснула новость о найденном в чужой могиле 29-летнем мужчине. Он пропал в конце февраля, уехав из дома на люксовой каршеринговой машине Porsche Cayenne. Тело мужчины обнаружили в могиле чужого человека спустя три месяца — 6 июня. У Дмитрия были отрезаны уши, самого его закопали прямо под надгробной плитой. Троих подозреваемых в убийстве Дмитрия задержали еще до того, как нашли тело на кладбище. Мы поговорили с матерью убитого об обстоятельствах случившегося, мотиве убийства и о подозреваемых.
Имена убитого и его матери изменены по ее просьбе.
Заказал люкс-машину в каршеринге и исчез
Дмитрий родился в Кунгуре, став взрослым, переехал жить в Пермь. Работал на вывозе строительного мусора, хорошо зарабатывал. Дмитрий — отец двоих детей от разных браков, его младшей дочке всего три года. Со второй супругой он развелся в сентябре прошлого года и переехал на съемную квартиру на улице Фрезеровщиков.
По словам матери Дмитрия Надежды, сын ей звонил каждый день, они часто беседовали, поэтому женщина сразу заподозрила неладное, когда его телефон оказался вне зоны доступа. Это произошло 28 февраля.
— 26 февраля я потеряла телефон и вечером того дня позвонила сыну с телефона мужа, мы поговорили, как обычно, — вспоминает Надежда. — На следующий день я восстанавливала телефон и смогла позвонить сыну только 28 февраля. Раз звоню, два звоню. Абонент недоступен. В общем, я ему звоню второй день. Звоню, звоню, недоступен. В пятницу я поняла: ну всё уже, что-то с ним произошло.
2 марта Надежда и тетя Дмитрия приехали в Пермь — точный адрес они узнали за несколько дней до его исчезновения, когда он попросил ему вызвать такси до дома.
— Мы приехали к его дому, — вспоминает Надежда. — Подняли там всех соседей, нам нашли хозяев квартиры, они дали ключи.
Внутри было пусто, следов борьбы не наблюдалось, не было какого-либо беспорядка, но горел свет в ванной. Вещи и документы Дмитрия были на месте.
2 марта родные подали заявление о пропаже в полицию. К поискам присоединились и волонтеры, в соцсетях появились ориентировки.
Надежда начала свое собственное расследование, одним из первых позвонила другу сына — фитнес-тренеру Максиму Аверьянову, с которым Дмитрий сдружился за последние два года, даже, по словам женщины, называл его «братишкой». Надежда знала Максима и лично — он приезжал к ним в гости в Кунгур.
Мать отмечает, что, отвечая на звонок, друг сына повел себя странно: сначала сказал, что не видел Дмитрия. А когда она повысила тон, начал говорить, что они виделись накануне — Дмитрий якобы отдал ему 60 тысяч. Что это за деньги, мать не знает.
Женщина признается, что стала подозревать именно Максима. Родственники выяснили: 27 февраля Дмитрий заказал в каршеринге люксовый Porsche Cayenne, в компании им выдали данные геолокации и видео с регистратора. Выяснилось, что сначала Дмитрий поехал на улицу Дружбы к дому, где жил Аверьянов.
— Дима подъехал на улицу Дружбы, к нему в машину кто-то сел, — рассказывает Надежда. — Сын всегда блокировал дверь в машине, то есть незнакомые в машину сесть не могли. Это значит, что Дима приехал туда, видимо, поговорить, и тут между ними что-то произошло. Сначала в машину сел один человек, потом — еще двое подсели, схватили Диму. Он вывернулся, футболка осталась у них в руках, он побежал от них с голым торсом, но на перекрестке поскользнулся. Они его догнали, посадили в машину. Там они, видимо, его очень сильно избили. Это всё было на улице Дружбы. Есть и свидетель, и запись камеры, это всё у следователей есть.
В тот же день люксовое авто 25 минут стояло у Верхне-Курьинского кладбища, это была самая длительная остановка. После кладбища Porsche снова засветился на камерах у дома Дмитрия. Также мужчин, вышедших из машины, засняла камера в подъезде.
— Они заходили с некой девушкой в подъезд через час после поездки на кладбище, — рассказала Надежда. — Они уже были в другой одежде. Камера в подъезде сняла и как они выходили из квартиры сына. В руках они несли, знаете, как вот А4, листок свернутый…
Два миллиона для дочери
Как предполагает Надежда, в этом свертке были деньги ее сына. По словам матери, из квартиры Дмитрия исчезли два миллиона рублей.
— За два дня до исчезновения сын мне говорил: «Мама, я тебе привезу два миллиона. Их нужно положить на счет до 18-летия дочки», — вспомнила Надежда. — Я как раз ждала его приезда…
На вопрос, откуда у Дмитрия была такая крупная сумма, собеседница объяснила, что в последнее время он продал всю бытовую технику, новенький снегоход, деньги хранил у себя на квартире, чтобы положить на счет своего ребенка — «души в ней не чаял, да и она в нем».
По словам Надежды, 15 марта, еще когда поиски Дмитрия шли, по подозрению в его убийстве задержали именно Максима Аверьянова и еще двух мужчин: Яромира Груздева и Некрасова (имя третьего женщина не знает). Последних двоих Надежда никогда не встречала и не знает, какое отношение они имеют к ее сыну.
— Улики говорили против Аверьянова. 27 февраля, когда исчез мой сын, где-то в 05:50 Аверьянов писал некой девушке: «Уже ничего никому отдавать не нужно», — рассказывает собеседница. — Эта девушка не была задержана. Сначала Аверьянов скрывался. Отключил телефон, но всё это время находился дома. Его дверь пришлось взламывать. Про остальных двоих задержанных я вообще никогда ничего не слышала. Более того, следователь установил, что с Некрасовым сын вообще не общался. У них нет ни телефонных разговоров, ничего, вообще ничего.
Странная могила
Надежда признается, что самым страшным испытанием были именно поиски сына. Они длились 101 день. Мать и тетя пропавшего Дмитрия вместе с волонтерами все эти дни прочесывали территорию Верхне-Курьинского кладбища — место, где около получаса стояла машина.
Одна могила выглядела странно и сильно отличалась от других: на ней большими кусками лежал спрессованный снег. На могиле заметили скотч, который сейчас находится на экспертизе, и кровь. Волонтеры вызвали полицию. Эту могилу раскопали, но тела Дмитрия не обнаружили.
Родственники выяснили, что Верхне-Курьинское кладбище считается официально закрытым, то есть там нельзя рыть новые могилы, но можно сделать подзахоронение в старые. В интервью «Комсомольской правде» тетя Дмитрия поясняла, что в кладбищенском журнале родственники нашли запись об одном свежем подзахоронении, однако эту могилу сотрудники кладбища настойчиво просили обходить стороной, мол, в ней никого нет.
Как рассказала 59.RU мать убитого Надежда, подзахоронение сделали 17 февраля.
— Мы узнали, что в могилу мужчины 17 февраля подхоронили его жену, — объяснила собеседница. — На могиле был холм свежеразрытой земли, а старое надгробие лежало рядом. Родственники оставили ее в таком виде, чтобы дождаться, когда могила осядет.
Надежда добавила, что обе могилы, которые изначально привлекли ее внимание, находились друг от друга недалеко.
Мать не находила себе места: шли месяцы, но тело сына никак не могли найти. Родственники обратились в правоохранительные органы с жалобой на то, что поиски затягиваются.
— Это помогло. Московский генерал приказал: сутки вам даю, чтобы вы нашли тело, — рассказала 59.RU собеседница. — На следующий день уже был готов рапорт о том, что тело сына нашли 6 июня, его разрыли под надгробием в чужой могиле.
Дмитрия нашли в той самой могиле супругов, которую сотрудники кладбища просили не раскапывать.
По словам Надежды, тело Дмитрия закопали совсем неглубоко — всего 50 сантиметров от поверхности земли.
— На первой могиле, где был скотч и кровь, его убили, а потом оттащили и закопали в другой — в могиле мужа и жены, — плачет женщина. — У меня очень много вопросов. Как они заранее знали, где находится свежее подзахоронение?
«Ему отрезали уши при жизни»
Надежда не может спокойно говорить о том, как нашли ее сына.
— Они казнили его живого, — рассказала 59.RU женщина. — Ему отрезали уши при жизни. Всё это уже установила экспертиза. Эти травмы прижизненные. Я просто не могу даже озвучивать те вещи, которые они с ним сделали. Вместе с моим сыном убили и меня.
Мы спросили специалиста организации «Выбор» по профилактике распространения идеологии криминальной субкультуры Леонида Семиколенова, что может обозначать такой жестокий ритуал как отрезание ушей.
— Если человек, занимающий определенный влияющий статус в преступном сообществе, допускает подлый поступок по отношению к своим, тогда, после избиения, ему отрезают ухо, — объяснил специалист. — И впоследствии, в лагере, на этапе и в тюрьме, все окружающие будут знать, что этот человек — негодяй. Таких людей оставляют в живых. Но в этой ситуации понятно, что с криминалом погибший ничего общего не имел и наказать подобным образом его не могли. Тем более что его убили.
Спустя семь дней после того, как нашли тело Дмитрия, 13 июня, его друг Максим Аверьянов написал явку с повинной.
— Я считаю, что это не явка. Он якобы дал явку с повинной, но ничего конкретного он не сказал, — недоумевает Надежда. — Сейчас остальные двое дают показания, спирают вину друг на друга. Аверьянов попросил заключить контракт на участие в СВО. В начале августа он уже уехал туда. Груздев тоже попросил контракт, но у него протез, поэтому сейчас он всё еще в СИЗО. Третий такого желания не изъявлял.
Мы будем следить за развитием ситуации.
Ранее мы писали, что в июле на мусорной площадке обнаружили чемодан с телом ребенка. По подозрению в убийстве задержали его мать.