Возвращаются ли следователи к старым нераскрытым преступлениям, которые произошли 20-30 лет назад? Реально ли спустя десятилетия найти новые зацепки и установить преступника? В 2019 году в Перми появилось отделение по расследованию преступлений прошлых лет. Архивные дела заново изучают и в их расследовании теперь применяют современные экспертизы и другие методы работы.
Мы поговорили со старшим следователем пермского отделения по расследованию преступлений прошлых лет СУ СК России, майором юстиции Юрием Волеговым. На примере конкретных дел 20-летней давности он рассказал, как работают следователи.
В отделении по расследованию преступлений прошлых лет работают два старших следователя и руководитель отделения. Здесь расследуют, в основном, убийства и изнасилования, которые были совершены более 3- х лет назад. Кроме того, в районных следственных отделах созданы аналитические группы, в которые входят наиболее опытные сотрудники из числа следователей и следователей-криминалистов, они также занимаются расследованием данной категорией дел. За шесть месяцев 2024 года в пермском отделении раскрыли и направили в суд четыре уголовных дела прошлых лет.
— Какое уголовное дело из прошлого вам запомнилось?
— Расскажу о старом уголовном деле, которое мы раскрыли в 2019 году. 26 лет назад, в 1998 году в Чусовом в частном доме обнаружили тело восьмимесячного ребенка. О смерти младенца сообщила его мать - вернувшись домой, она обнаружила свою дочь без признаков жизни в коляске. Экспертиза показала, что девочка скончалась в результате черепно-мозговой травмы. Изначально обвинение предъявили матери ребенка, после чего дело направили в областной суд. Мать оправдали, потому что ее вину не доказали.
Спустя 21 год, в 2019-ом, заключенный колонии «Полярная сова», отбывающий там пожизненный срок за совершенные им ранее убийства, написал явку с повинной. По словам мужчины, а это был бывший сожитель матери той убитой девочки, он катал ребенка в детской коляске, и тот случайно из нее выпал, так появилась черепно-мозговая травма.
Мы детально изучили выводы комиссионной судебной экспертизы, в которой была указана иная причина смерти ребенка — полное перекрытие дыхательных путей. Таким образом, мы смогли предположить, что ребенок был задушен подушкой, шарфом или другим предметом.
Следствие мы возобновили, продолжили расследование. Под тяжестью предъявленных мужчине доказательств его вины он сознался в совершенном им преступлении в отношении ребенка его бывшей сожительницы.
Мы направили дело в суд, по итогам его рассмотрения экс-сожителю за смерть ребенка назначили 15 лет лишения свободы, он продолжает отбывать пожизненный срок.
— Расскажите, в ваш отдел могут попасть дела о преступлениях максимально какой давности: совершенные 30-50 или более лет назад? Есть предел давности?
— Нет, в нашем отделе нет понятия «истек срок давности». Вообще, по общим правилам, срок давности у дела по убийству истекает спустя 15 лет, однако есть нюансы. Если человек находится в розыске как подозреваемый, то сроки давности уже не исчисляются. Его будут продолжать искать.
Вот, например, не так давно мы раскрыли дело. В 1998 году в Куеде убили мужчину и пытались убить еще троих. Подозреваемый был установлен, ему провели дактилоскопию - взяли отпечатки, но мужчине удалось скрыться в то время еще от следователей прокуратуры. С 1998 года он жил под чужим именем и фамилией в Кемеровской области. Он обзавелся семьей и не подозревал, что правоохранители по сей день продолжают его искать.
В 2020 году нам удалось установить место его жительства. Под Кемерово сотрудники ГИБДД проводили обычный рейд. Инспекторы остановили на трассе машину, проверили данные водителя, взяли его отпечатки и установили их полное совпадение с данными подозреваемого в убийстве в Куеде. Следственная группа выехала на место, подозреваемый был задержан.
Следствие установило, что убийство и покушение в Куеде — это последствия разборок одной группировки с другой. Это были лихие 90-е, а Куеда, кстати, непростой в то время был поселок, через него шли дороги в Башкирию, Удмуртию и другие регионы.
Задержанный не признавал вину, хотя было полное совпадение следов его рук по базе. В ходе неоднократных допросов он говорил, что преступление совершил другой человек, которого уже нет в живых, якобы это он расправился с местной группировкой. В итоге пойманного на трассе мужчину приговорили к 15 годам лишения свободы. Сейчас он отбывает наказание в колонии.
— При каких условиях следователи возобновляют следствие и возвращаются к старым уголовным делам?
— Нераскрытые «темные» дела находятся в наших архивах. Они на постоянной основе детально изучаются криминалистами и следователями нашего отделения. Мы ищем в них «зацепки», например, биологические следы - кровь, слюну, - изъятые в то время на местах происшествий, на вещественных доказательствах, одежде, предметах, которыми были совершены преступления, ножах, топорах и т.д. На сегодня далеко шагнула вперед генетическая экспертиза, при ее проведении нам удается установить генетические профили и найти их совпадения с лицами, ранее уже совершавшими преступления, данные которых хранятся в базах геномной информации.
Приведу пример на конкретном старом уголовном деле. В 2004 году в Краснокамске на глазах трехлетнего ребенка убили его родителей. Женщину перед убийством изнасиловали. Долгие годы это преступление оставалось нераскрытым. Что у нас имелось в архиве дела? Еще тогда, в 2004-м, в квартире супругов при осмотре места происшествия обнаружили окурок и презерватив со следами спермы. Все эти годы объекты хранились в камере хранения вещественных доказательств. В 2016 году данные объекты были повторно направлены нами на генетическую экспертизу. По ее результатам из окурка и презерватива экспертам удалось извлечь ДНК-профили, которые принадлежали двум разным людям.
ДНК из окурка совпал с данными ранее осужденного Станислава Белорусцева (ранее мы подробно писали об этом серийном убийце, в новых убийствах он признается раз в три года — Прим. Ред.). В 2016 году он отбывал наказание в колонии «Черный дельфин» для заключенных, приговоренных к пожизненному сроку лишения свободы. Все пожизненники сдают биологические образцы.
А дальше мы стали проверять окружение Белорусцева на момент совершения им убийства семьи из Краснокамска — то есть на 2004 год. Установили весь круг его общения. В те годы у него имелся знакомый мужчина, который нас заинтересовал.
Эксперты сравнили ДНК этого мужчины с ДНК-профилями, которые ранее были выделены при исследовании презерватива. И снова произошло стопроцентное совпадение. Знакомый Белорусцева на тот момент отбывал наказание за совершенный им ранее грабеж в колонии, расположенной в Казани. Позже нам удалось установить, что супругов они убили из-за возникшей между ними ссоры.
Белорусцев не отрицал совершенное ими убийство, но в изнасиловании так и не признался, несмотря на такие доказательства, как генетическая экспертиза. Его знакомый также не признался в изнасиловании. Но нам удалось установить важного свидетеля, который вместе с ними находился в квартире в день убийства. В то время ему было всего 13 лет. Сам свидетель не участвовал в расправе. Его показания подтвердились на очных ставках со злоумышленниками и при проверке на месте преступления.
Более того, после Белорусцева судили еще за два совершенных им убийства. В 1999 году он ограбил женщину и убил ее. Причинив женщине смертельные ножевые ранения, он похитил деньги из ее сумки. Сумма была небольшая.
Еще одно убийство Белорусцев совершил в 2004 году: в своей квартире он изнасиловал и убил незнакомую ему ранее девушку. Расчленив, он спрятал части тела в разных районах Краснокамска.
Совсем недавно, в 2024 году, Белорусцев признался в очередном убийстве в Краснокамске, которое совершил 23 года назад — в 2001 году. Он увидел в квартире зажженный свет и просто решил зайти к абсолютно незнакомому человеку в гости. Нанеся пожилому мужчине удары топором, он убил его, а после похитил деньги.
— Расскажите простым языком о методе одорология, то есть консервации запахов. Были ли у нас раскрыты с помощью одорологии старые преступления?
— В Пермском крае на сегодня данный вид экспертного исследования не проводится. Образцы запаха мы направляем в Киров. Сейчас в производстве у меня имеется уголовное дело, по которому мною назначена «запаховая» экспертиза в экспертно-криминалистический центр, расположенный в Кирове. Данный вид экспертиз называется «исследование запаховых следов человека».
Это уголовное дело не архивное, оно довольно свежее: убийство произошло полгода назад — в феврале текущего года. Кстати, в делах о преступлениях прошлых лет метод одорологии не применяется, ведь запах необходимо изучать сразу после преступления, а 20-30 лет назад данный метод исследования не существовал.
Так вот. На месте убийства мы нашли перчатку, на которой имелись частицы пота. Из перчатки экспертам не удалось выделить ДНК-профиль, поэтому решили использовать метод одорологии. Перчатку и образцы крови трех обвиняемых направили на экспертное исследование. Кровь человека имеет запах, и у каждого он свой. Экспертиза еще в производстве, ожидаем ее заключение.
— А есть ли пропавшие и предположительно убитые люди, которых до сих пор не нашли? Ведется ли по ним работа?
— Да, мы работаем по таким делам. Также приведу конкретный пример - не так давно мы расследовали уголовное дело, возбужденное по факту безвестного исчезновения девушки в 2002 году. Мы установили лицо, совершившее ее убийство. Дело направили в суд, хотя ее тело нам найти не удалось.
— То есть ее признали убитой, но тела нет?
— Ну да, тело не нашли. Бывает такое, что тела убитых найти не удается. Мы доказали причастность конкретного человека к изнасилованию и убийству этой девушки. Мужчина написал явку с повинной, в которой признался в совершенном им преступлении.
В сентябре 2002 года он встретился с этой девушкой в вагоне электропоезда сообщением «Балезино-Пермь» и вышел вместе с ней на станции «Промучасток» в Перми. Проследовал за ней в лесной массив, там изнасиловал, убил, закопал тело в лесу. Мы искали останки, но найти не смогли. Обвиняемый спустя столько лет не смог вспомнить точное место захоронения. Местность очень сильно изменилась за эти годы.
— Почему он признался? Этого человека совесть замучила?
— У всех по-разному, у них свои мысли в голове.
— А это единственное его убийство?
— Нет. В 2006 году он совершил двойное убийство, за которое сейчас отбывает наказание.
— Вы рассказали о ваших методах работы по старым архивным делам. А какие еще есть методы?
— Во – первых, это повторный допрос свидетеля. Если дело «старое», мы начинаем допрашивать свидетелей повторно. Бывает, что люди начинают давать абсолютно другие показания, которые нам помогают, поэтому мы всех передопрашиваем. Бывает, что ранее свидетели по разным причинам боялись давать показания, либо не хотели говорить.
Например, в деле по убийству восьмесячного младенца из Чусового в 1998 году оперативники допросили женщину в качестве свидетеля. Недавно мы допросили ее повторно. И она вспомнила, что в тот день они ходили на колхозное поле, где собирали картофель. А при вскрытии у ребенка в желудке обнаружили пюре. Свидетель говорит: «Мы собрали картофель, потом приготовили пюре и накормили ребенка». Комиссионная экспертиза в те годы именно по остаткам пищи в желудке, по процессу ее расщепления установила точное время, когда умер ребенок. У нас было время смерти вплоть до конкретных часов. Таким образом, мы исключили весь круг лиц, которые в этот период не могли находиться в доме и, соответственно, установили, что там в тот момент был только сожитель матери.
Когда мать вернулась домой, он не подпускал ее к ребенку, сказал, что девочка спит и ее не надо будить. А утром мать проснулась и обнаружила, что ребенок уже холодный. Мы думаем, что ребенок, скорее всего, громко плакал, сожителю надоело слушать, он был пьяным, и решил успокоить ребенка, накрыв его подушкой.
Или вот еще одно старое дело. В ноябре 2021 года в Губахе без вести пропала девушка. Ее мать написала заявление о пропаже, дело поступило нам. Сначала задерживали сожителя девушки, он ни в чем не признавался, хотя соседи по общежитию слышали за стеной, как он ее бил, а потом привел мыться в общую ванную.
В мае 2022 года в лесу нашли человеческую тазовую кость. Провели генетическую экспертизу — кость принадлежала той пропавшей девушке. На этой тазовой кости был распил, то есть тело расчленили.
Мы продолжали работать дальше. Установили круг общения этого сожителя, узнали, чем он вообще занимался. Выяснилось, что в 2009 году в поселке Широковский под Губахой пропали мужчина и женщина. Они работали как раз у нашего обвиняемого в пункте приема лома и металла. Мы возбудили уголовное дело по убийству еще двух человек, но их трупы обнаружены не были. Уже в октябре 2022 года мы нашли свидетеля, это был брат обвиняемого. Брат вспомнил, что в 2009 году обвиняемый попросил его приехать на бульдозере и уговорил переместить свалку от его гаража в другое место.
Брат показал нам бывшую свалку у гаражей. Мы стали проверять местность и обнаружили в мешках скелеты двух человек. Это были пропавшие мужчина и женщина. Мы провели экспертизу останков: у обоих убитых имелись повреждения черепа. Через допросы и комиссионную экспертизу мы постепенно установили, что убийцей является мужчина, ранее обвиняемый в убийстве пропавшей в ноябре 2021 года девушки.
В расследовании важно абсолютно все. Каждое дело интересное, потому что в каждом деле есть свои нюансы. Проводится очень большой объем работы. Каждое раскрытое «старое» дело — для нас это победа. Точнее, когда есть приговор, вступивший в силу — это победа.
Не так давно судом был заочно вынесен приговор по другому «старому» уголовному делу. В 2016 году в Березниках был убит сторож коллективного сада СНТ. Обвиняемым был студент, водитель автобуса. Он скрылся, уехал на свою родину в Республику Кыргызстан, все это время он находился в розыске. Власти Кыргызстана не выдают нам своих граждан.
Мы направили запрос в Кыргызстан об оказании правовой помощи, где его допросили в качестве подозреваемого на их территории. После мы заочно предъявили ему обвинение и дело направили в суд Березников. Приговор был вынесен тоже заочно, судом ему назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы.
Теперь мужчина в розыске ГУФСИН, как только он пересечет границу с Россией, то будет арестован. В Прикамье подобный заочный приговор вынесли впервые.
— А почему вы выбрали работу с преступлениями прошлых лет?
— Пять лет назад на вакансии следователей в отделение по расследованию преступлениям прошлых лет был конкурс. Когда я прошел, то сразу согласился. Работа здесь интересная. Для меня интересно понять, почему старое дело было не раскрыто и важно раскрыть его сейчас.
— Как отдыхаете от массива негативной информации, которую вам по долгу службы приходится изучать практически каждый день?
— Хотите спросить, как я с этим живу? (улыбается)
— Да!
— Мы отдыхаем, в принципе, как все обычные люди. Ничего особенного в этом нет. Конечно, каждое дело невольно пропускаешь через себя, но по долгу службы к этому привыкаешь. Для нас нет чужой беды и чужих людей, главная наша задача помочь людям и восстановить справедливость.