В конце сентября волонтеры движения «Альтернатива» и полицейские спасли из цыганского рабства на ферме в Тульской области 10 человек, среди которых оказались прикамцы. Людей заманивали в плен в Москве, предлагая подработку, — деньги обещали дать сразу наличными. Затем пленников увозили в поселок Ровно, селили в общежитие и принуждали собирать яблоки. Рабов заставляли писать расписки о том, что они согласны с тем, что происходит. Мы спросили у пермского адвоката, что может грозить цыганам и законны ли эти расписки.
По словам Елены, жены одного из освобожденных прикамцев Егора, ему и его спутнику из Пермского края незнакомцы предложили подработать — разгрузить дыни и арбузы. Мужчинам нужны были деньги, чтобы добраться из Москвы в Пермь, поэтому они согласились. Затем их пригласили сесть в машину, чтобы поесть. Что случилось дальше — неизвестно, потому что очнулись прикамцы уже в Ровно. Елена предполагает, что ее мужа чем-то опоили.
Все, что происходило дальше, больше похоже на историю из фильма ужаса: всех узников, а Егор насчитал их не меньше 150 человек, заставляли собирать яблоки на садах неподалеку. Движение «Альтернатива» сообщало, что в Ровно всех принуждали писать расписки о том, что они согласны работать добровольно.
Рабы жили в общежитии с тараканами, клопами и вшами, кормили их всего два раза в день кашей. Пленники мылись в душе, но горячей воды не было. На окнах и дверях общежития стояли решетки, и у каждой караулил охранник. Позже решетки спилили, но сбежать все равно было невозможно, потому что вся территория была огорожена. За неповиновение пленников били. На груди и спине Егора Елена нашла множество синяков.
Одному из узников все-таки удалось сбежать. Он добрался до остановки на трассе и спрятался за ней, но спустя пару минут его увидели надсмотрщики, проезжавшие мимо. Мужчина успел спрятать мобильный телефон в носок и позвонил жене, которая и обратилась в «Альтернативу». Всего из рабства спасли 10 человек, включая двух прикамцев. Большинство освобожденных — жители Москвы и Подмосковья. В плену был и участник спецоперации.
Отметим: ни полиция, ни Следственный комитет официально не сообщали о количестве пострадавших и подозреваемых. Следователи лишь проверяют информацию из интернета о рабстве на ферме. Проверку проводят по статье о незаконном лишении свободы. Глава федерального СК Александр Бастрыкин ждет доклад о проверке и обстоятельствах дела.
По словам адвоката бюро «Ахметов, Хозяйкин и Партнеры» Ивана Хозяйкина, сейчас можно квалифицировать действия держащих в плену людей по статье о незаконном лишении свободы. Если же следствие установит, что рабовладельцы действовали согласованно и систематически, то можно будет говорить о третьей части той же статьи — «незаконное лишение свободы, совершенное организованной группой».
— Об организованной группе может свидетельствовать и большое количество потерпевших, установленных на сегодняшний день, — говорит специалист. — Наказание за совершение этого преступления предусматривает лишение свободы до восьми лет.
В рабстве пленников избивали, но это не образует самостоятельного преступления. Здесь можно будет говорить о части второй все той же статьи о незаконном лишении свободы, только с применением насилия.
Иван Хозяйкин не исключает, что цыган могут наказать и по более тяжкой статье — похищение человека. Для этого нужно установить, что потерпевших не только удерживали против их воли, но и перед этим похитили и перевезли в место, где держали в плену. Наказание по этой статье жестче — до 15 лет лишения свободы.
Расписки о том, что пленники работают у цыган добровольно, вовсе не говорят об отсутствии состава преступления. Если учесть судебную практику, то эти «документы» лишь создавали видимость законности действий цыган, а это не исключает преступного умысла.
Ранее пермяка, которого неизвестные увели с вокзала Пермь II, нашли в работном доме в Башкортостане.