В Орджоникидзевском суде Перми продолжается процесс над учителем математики Валерием Сыропятовым. Педагога обвиняют в домогательствах к ученице. Коллеги и выпускники преподавателя возмущены обвинением. Сегодня они вышли с плакатами в защиту Сыропятова к зданию суда.
Учителю математики пермской школы Валерию Сыропятову грозит от 8 до 15 лет тюрьмы по статье «Развратные действия по отношению к лицу, не достигшему совершеннолетия». По словам самого педагога, все началось с обиды на оценки: одной из восьмиклассниц грозила «двойка» за четверть, она хотела пересдать предмет. В итоге преподаватель поставил ученице «тройку», но старшеклассница не согласилась с такой отметкой. Но есть и определенное «но»: на одном из уроков он шлепнул школьницу тыльной стороной ладони, попав по ягодице. Сам он объясняет это тем, что хотел её подтолкнуть.
— Это было в момент, когда она канючила у моего стола, и я сказал, чтобы она быстрее выполнила задания и шла домой, — рассказывал 59.RU Валерий Сыропятов. — Маме девочки это не понравилось.
Отметим, что суды проходят в закрытом режиме, поэтому позиция обвинения и идет ли речь об этом конкретном эпизоде, изданию неизвестна.
Сегодня в суде проходили прения. Перед началом заседания мама школьницы отказалась высказать свою позицию корреспонденту 59.RU и вообще комментировать ситуацию.
Во время заседания под окнами суда собрались коллеги, выпускники и родители выпускников — они встали с одиночными пикетами в поддержку учителя. Через некоторое время судебные приставы потребовали свернуть плакаты и прекратить акцию, назвав ее несанкционированной. В ответ пришедшие обклеили плакатами машину, припаркованную напротив суда. На плакатах были надписи: «15 лет за «тройку»?!», «Свободу учителю», «Поставил «двойку» — враг», «Мы за справедливость».
Как рассказала 59.RU выпускница школы и бывшая ученица обвиняемого учителя Полина, к зданию суда она пришла поддержать своего учителя.
— В седьмом классе я упала в обморок, и первый учитель, кто меня донес до медпункта, это был Валерий Николаевич. Почему его тогда не судили? — иронизирует девушка. — Я сегодня здесь, потому что не согласна с обвинением. Уже были ситуации, когда людей сажали за то, что он посидел на одной лавочке с ученицей, которая потом обвинила в домогательствах. А здесь точно такая же ситуация. Человек не должен сидеть за то, что пошли какие-то слухи и сплетни.
Пришедшая к суду коллега обвиняемого, учитель истории Татьяна Суятина рассказала 59.RU, что так она хотела бы поддержать педагога.
— Передо мной стоят коллеги, я надеюсь, они не обидятся, но самый добросовестный и принципиальный учитель — это Валерий Николаевич, — рассказала собеседница. — Человек, который относится к своей работе не формально, он из тех людей, кто «тройку» просто так не поставит. Оценки надо заработать, даже «тройку». Скорее всего, за эту принципиальность и страдает человек. Поставил бы «тройку, и все было бы замечательно. Не было бы к нему претензий от ученицы и родителей. Ученицу я знаю, тоже учила ее, я не хочу давать сейчас оценки... Увы, но сейчас ментально у нас складывается такая черта, что, если что-то не получается, виноватого надо найти на внешнем периметре. Ни родители, ни дети с себя не спрашивают, ищут отговорки, а крайний кто-то другой.
По словам собеседницы, подобные ситуации порождают страх у педагогов, особенно молодых.
— За себя я могу сказать, что у меня пенсия: развернулась и ушла. А вот молодежь... Валерий Николаевич сейчас и погибает, потому что оказался очень принципиальным, — уверена собеседница. — Либо школу надо реформировать, либо законодательство, как в Белоруссии: очертить обязанности не только учителя, но и родителей, и учеников. А тут изначально школа не заступилась за учителя, дала родителям возможность пойти против педагога.
Отдельно мы спросили у Татьяны ее мнение по поводу того, допустимо ли было дотронуться до ученицы тыльной стороной ладони.
— Он от этого не открещивается и не отрицает. Это говорит о том, что учитель рассказывает правду, — говорит собеседница. — Сейчас отношения с детьми изменились, стали, может быть, менее деловыми. Я считаю, что такое поведение можно назвать неэтичным проступком, учителю можно было сделать выговор. Но это не преступление. Сейчас ему грозит реальный срок.
Сегодня на прениях сторона гособвинения попросила приговорить учителя к 13 годам колонии, после отбывания срока — к ношению электронного браслета в течение пяти лет, и к запрету занимать должности, связанные с педагогикой, в течение 20 лет.
26 июня будет последнее слово подсудимого и оглашение приговора. Мы будем следить за развитием событий.