Все новости
Все новости

Мастерские пермских художников: рассказываем о скульпторе, который выставляется в Париже

Об Альфизе Сабирове — в нашем материале.

Альфиз Сабиров и начало новой скульптуры

Альфиз Сабиров и начало новой скульптуры

Поделиться

В 20 лет Альфиз Сабиров учился на преподавателя ИЗО и черчения и даже не мечтал о том, что когда-нибудь будет скульптором. Сейчас ему 32, и его работы выставляются в галереях Москвы, Парижа, Гренобля, Риги и других городов.

В новую мастерскую Альфиз переехал недавно. Она расположилась на первом этаже обычной пятиэтажки, и снаружи ничто не выдает, что внутри творится искусство.

Большая часть работ Сабирова не похожа на классические скульптуры. В них очень много национальных, космических, первобытных мотивов и образов.

Скульптуры Сабирова не похожи на классические работы

Скульптуры Сабирова не похожи на классические работы

Поделиться

Этот бык держит на себе шар

Этот бык держит на себе шар

Поделиться

«Небесный пес. В ожидании полета» — последняя работа Альфиза

«Небесный пес. В ожидании полета» — последняя работа Альфиза

Поделиться

Бронзовый «Аю бала» (слева) сейчас выставлен в одном из пермских банков

Бронзовый «Аю бала» (слева) сейчас выставлен в одном из пермских банков

Поделиться

— Точного определения у моего стиля пока нет, я сам нахожусь в поисках этого названия, — признается Альфиз. — Наиболее интересный вариант — «Новый артефакт». Он основан на древних артефактах — тех вещах, которые нашли на раскопках, вещах, которые когда-то были предметами ритуалов и дошли до нас уже искусством в виде осколков или фрагментов. Структурные элементы легенд и мифов я рассматриваю как состояние жизни. Как часть чего-то большего.

Скульптор родился в маленьком прикамском селе Ишимово. Как и многие дети, рисовал, занимался графикой, создавал небольшие поделки. Творческих кружков там, конечно, было не слишком много, но занимать себя чем-то хотелось.

— Уже потом я приехал в Пермь, поступил в училище на преподавателя ИЗО и черчения. Вокруг меня возникла абсолютно новая среда. К концу учебы сначала было желание уехать обратно в свою деревню и стать преподавателем. Но — спасибо моим учителям — они помогли мне с дальнейшим определением, — рассказывает Альфиз. — Только тогда я узнал про Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Когда поступал туда, я был в почти в бессознательном состоянии. Не понимал, что я буду там делать.

Не самый обычный набор инструментов

Не самый обычный набор инструментов

Поделиться

Стоматологические инструменты подходят для работы по пластилину

Стоматологические инструменты подходят для работы по пластилину

Поделиться

От заготовок прошлых работ остаются такие «части тела»

От заготовок прошлых работ остаются такие «части тела»

Поделиться

Именно в академии Альфиз сделал свою первую скульптуру. Целые дни он проводил в мастерских, работая с металлом и даже пропуская другие занятия.

— Тогда я полюбил металл, — признается художник. — Особенно близок мне стал процесс обработки и отливки бронзы. Начиная от запаха металла и заканчивая каждым элементом работы. Перенимал умения и навыки у мастеров из академии.

Для создания каждой скульптуры существует целый алгоритм трудоемких и затратных по времени работ.

— Первое — это образ. На его основе рисуем эскиз, — терпеливо объясняет Альфиз. — Дальше лепим модель в пластилине или глине. Формуем ее в гипсе. Отливаем восковую модель. Устанавливаем восковую литниковую систему (система каналов в форме, через которые жидкий расплавленный металл подаётся в полость литьевой формы. — Прим. ред.). Всё это формуем гипсо-песчаной смесью. Ставим заготовку в печь на определённую температуру. Нагретый воск вытекает, а в освободившееся пространство заливается расплавленный металл. Когда металл схватывается, разбиваем гипсовую форму. Берем в руки инструменты и обрабатываем скульптуру.

Модель в пластилине

Модель в пластилине

Поделиться

Две прорезиненные половинки гипсовой формы

Две прорезиненные половинки гипсовой формы

Поделиться

Элементы становления скульптуры «Аю бала» (с тюркского «аю» — медведь, «бала» — дитя)

Элементы становления скульптуры «Аю бала» (с тюркского «аю» — медведь, «бала» — дитя)

Поделиться

В эти отверстия заливается расплавленный металл

В эти отверстия заливается расплавленный металл

Поделиться

Альфиз указывает на те самые литниковые каналы, которые впоследствии будут отпилены

Альфиз указывает на те самые литниковые каналы, которые впоследствии будут отпилены

Поделиться

В 2014 году Альфиз вышел на международный уровень. Его работами заинтересовалась французская ассоциация «Уральп», ведущая лучших уральских художников. Через полтора года открылась выставка Сабирова в Гренобле, а еще через некоторое время — в Париже. Скульптуры пермяка находятся в частных коллекциях по всей России, а также в Нью-Йорке, Париже, Риге, Лондоне и Токио.

— Самое интересное в работе художника — перевести огромный объем информации, может, даже сложной или неясной, во что-то простое. Чтобы зритель пришел на выставку, и ему все стало ясно, — делится своим пониманием задач искусства Альфиз. — А мысль, скрытая в скульптуре, будет ясна, если образ раскрывается все больше и больше с каждым днем. Как это происходит в обычной жизни. Самое важное в любом произведении искусства — неважно, в скульптуре, картине или графике — показать весь спектр жизни в чем-то простом.

Сейчас Альфиз готовится к новой европейской выставке

Сейчас Альфиз готовится к новой европейской выставке

Поделиться

При этом, уже являясь успешным скульптором, Сабиров видит большую проблему в недооценке творческого труда в России.

— У нас в стране очень сложно продавать творческий труд. Сейчас он все еще не ценится, — считает он. — Все думают: «Кто такие эти художники? Сидят у себя в мастерской, непонятно чем занимаются». Скажем, есть достойная работа. Ее продают условно за 100 рублей. А потенциальный покупатель говорит: «Давай я у тебя ее за десять рублей возьму. Ты же художник. Руки есть, возьмешь кисточку, еще что-нибудь нарисуешь». Это неправильное явление, но оно у нас укоренилось. Человек смотрит на скульптуру и не понимает, сколько труда было в нее вложено.

На заднем плане лишь малая часть инструментов, необходимых для создания скульптуры

На заднем плане лишь малая часть инструментов, необходимых для создания скульптуры

Поделиться

Сейчас Альфиз Сабиров работает над скульптурами для новой выставки. Она пройдет в Европе, но страна пока остается секретом.

В прошлом выпуске серии «Мастерские пермских художников» мы рассказывали о заводском живописце Вячеславе Петряеве.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события Перми и края.
Фото: Тимофей Калмаков

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter