Пермь — промышленный город, значительная часть его жителей работает на каком-либо производстве. Казалось бы, на заводе нет места творчеству, а работники цехов — исключительно «левополушарные» люди, мыслящие схемами и алгоритмами. Но наш герой Вячеслав Петряев доказывает, что трудиться на заводе и при этом быть художником вполне возможно.
В 2018 году исполнится 40 лет с тех пор, как Вячеслав Петряев пришел работать на «Пермские моторы». Тогда, в 1978 году, это предприятие называлось Пермским моторостроительным заводом имени Свердлова. Завод — крупнейший российский производитель авиационных двигателей, сейчас на нем осваивают двигатель пятого поколения ПД-14.
— У меня отец и мать всю жизнь работали на этом же заводе, брат с женой, все здесь работали, — рассказывает художник. — Раньше же выбор был небольшой: либо ты идешь получать высшее образование, либо — на завод. Я пошел на завод. Люблю трудиться, с железом работать. Начинал с оператора станков с программным управлением, потом был наладчиком, шлифовщиком, фрезеровщиком, даже художником-оформителем. Кем я только не работал! В 1993 году наступило тяжелое время, и я ушел — предал родной завод. Пять лет меня не было здесь, но потом все равно вернулся обратно. Ничего не получилось, бизнесмен из меня не вышел. Раньше все этим занимались — купи-продай, но из меня торгаш, как оказалось, никакой. Вернулся обратно к железу! Устроился слесарем, потом стал мастером, а сейчас — ведущий специалист по оснастке. Отвечаю за техническое оснащение цеха, чтобы были инструменты и все необходимое для работы.
Рисованием Вячеслав Петряев увлекался с детства. Когда ему было 12 лет, родители повезли их с братом в Ленинград, и там будущий художник выпросил набор масляных красок. Родители купили краски, хотя стоили они недешево — около 30 рублей (в 1970—1980-е годы стипендия в вузе была 40 рублей, а зарплата молодого специалиста — 100 рублей). Первая картина, которую нарисовал Вячеслав, — копия этюда Василия Поленова «Речка Свинка близ Алексина». Мальчику очень понравилось натягивать холст, грунтовать, рисовать. Он так увлекся, что разрисовал стекла на дверях и все, что только можно было разрисовать в квартире.
Художественное образование Петряев получил уже будучи рабочим завода. В 25 лет он поступил на вечернее отделение Пермской художественной школы №1, учился у художника Владимира Абусова. На занятия Вячеслав ходил после работы. Через год обучения в художественной школе он даже сменил должность на заводе — ушел из цеха и устроился художником-оформителем (рисовал плакаты). Но через какое-то время все равно вернулся «к железу». Пока Вячеслав учился в художественной школе, делал много композиций со станками, рисовал портреты рабочих. Сейчас на это времени нет, но заводская тема все равно проявляется в его картинах.
По словам Вячеслава Петряева, он начал серьезно заниматься живописью после 2005 года. Тогда сотрудница музея истории пермского моторостроения (сейчас — заведующая) Валерия Гаврилова предложила ему организовать выставку.
— Спасибо ей, что она меня с места сдернула! Мне эта выставка такой толчок дала, с неё-то все и пошло. Я познакомился с Вячеславом Селивановым (художник, бывший сотрудник моторного завода. — Прим. ред.) и Михаилом Павлюкевичем (художник, преподаватель студии «Арт-С»). Потом пошел в студию «Арт-С», позанимался там года два. Затем стал выставляться в Доме художника, ездить на пленэры, познакомился с другими художниками. В 2014 году подал заявление в Союз художников, а в 2015 меня приняли. Одному тяжело ведь заниматься живописью — никто не подскажет, никто не поможет, а в Союзе с этим гораздо легче — у одного посмотришь, у другого подглядишь, что-то посоветуют, и ты учишься. Всю жизнь учишься!
Главная тема в творчестве Петряева — природа Урала. Ему нравится писать уральские горы, реки и леса. Он вдохновляется работами Васильева, Коровина, Поленова, Серова. Петряев участвовал в городских, краевых и международных выставках. Завод даже нашел возможность предоставить свободное помещение, которое художник использует как мастерскую. Из ее окон видны заводские трубы, слышен гул цехов. Свои картины Вячеслав Петряев пишет после работы.
— Сейчас живопись — это главное занятие в моей жизни, но в свободное от работы время! — смеётся Петряев. — Если б я был свободный художник, я бы занимался этим целый день. А мне приходится перестраиваться, потому что голова забита другим. Ты весь день погружен в одно дело, и невозможно сразу же переключиться на живопись. Нужен перерыв. Придешь, отдохнешь немного и начинаешь. Сложно быть художником наполовину, надо быть или этим, или тем, потому что очень тяжело совмещать. Надо заниматься одним делом — либо быть художником, либо заводчанином, но у меня получается и так, и так.
До пенсии Вячеславу осталось работать три с половиной года, и у него масса планов на будущее. В честь 60-летия художник планирует сделать большую персональную выставку и уже сейчас начинает к ней готовиться. После выхода на пенсию он собирается всю свою жизнь посвятить искусству и стать «полностью» художником.
Мы уже были в гостях у художников Равиля Исмагилова, Дмитрия Козлова, Юрия Лапшина, Ольги Молчановой-Пермяковой, Любови Малышевой, Александра Жунева, а также посетили иконописную мастерскую «Добро» и цеха Пермского театра оперы и балета.