Зрители нового спектакля «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» (16+) попадали в атмосферу подготовки к балу, как только переступали порог театра — приглушённый свет в вестибюле, шуршание юбок и вееров. Дворецкий громко объявлял гостей по именам, согласно старинным традициям. Журналистов редакции 59.ru тоже пригласили на бал. Мы прошли все этапы подготовки.
В раздевалке каждому зрителю выдавали наушники, через которые во время спектакля можно было слышать закадровый голос. Дамам вручали карне — маленькие бальные книжечки с миниатюрными карандашами, чтобы записывать номера танцев и имена кавалеров. Гостьи надевали их на запястье. Даже программки спектакля были оформлены в виде вееров.
Те, кто не успел подготовиться к балу и не надел подобающий костюм, могли подобрать в импровизированной костюмерной платье, юбку, воротник или манжеты в духе позапрошлого века. Их цветовая гамма гармонировала с костюмами артистов и окружающим антуражем. За стеклянной перегородкой в вестибюле был установлен настоящий гримировальный столик. Здесь любой гостье создавали прически в стиле бидермейер.
— Это и есть начало спектакля, — рассказал 59.ru Владимир Гурфинкель, назвавший свой спектакль «театральным экспериментом». — Он воздействует не сюжетом, а погружением в атмосферу. Здесь нет зрителей и артистов, мы все участвуем.
Публики становилось всё больше, и церемониймейстер объявил открытие бала. Артисты начали танцевать под звуки струнного оркестра, вовлекая зрителей в процесс, и поднялись на второй этаж, где начались танцы. Всё в фойе театра подчинили действу — даже люстры, опущенные на пол, играли роль в спектакле — они медленно поднялись под потолок, обозначая тем самым начало бала. Бронзовые скульптуры, стоящие на постаментах, ожили, сошли с мест и закружились в вальсе. Всё здесь, как описывал бал Толстой, «смешавшееся в одну блестящую процессию».
Это не просто петербургский бал в доме одного из вельмож — это первый бал Наташи Ростовой, на котором встречаются все главные герои романа: Наташа, князь Андрей, Пьер. Это переломное событие в жизни юной Ростовой. Побывав на этом балу, она расстаётся со своим детством и переходит во взрослую жизнь.
В какие-то моменты музыка смолкала, и танцовщики замирали в изящных па. Именно в этот момент закадровый голос «от автора» комментировал происходящее. Танцы сменялись сценами из первой части романа, главные герои произносили диалоги и монологи из романа. У зрителя складывалось впечатление, что, придя на бал, он случайно стал свидетелем жизни героев.
Всю первую часть спектакля изящные кавалеры приглашали зрителей танцевать. Даже не умеющие это делать буквально за минуту осваивали базовые движения и становились частью спектакля.
Персонажи часто заговаривали о Наташе Ростовой, но зритель не мог угадать, кто же из юных танцовщиц та самая Наташа. Интрига держалась до финала спектакля. Даже в программке имя актрисы значилось как «госпожа N, пожелавшая остаться неизвестной». Зрелищные сцены сменялись легко, как иллюстрации в книге.
Завершающая часть стала полной противоположностью балу. Зрители перешли на третий этаж и сверху смотрели на происходящее в фойе, которое превратилось в сцену. Бал окончен, приглушен свет и опущены люстры в зале, все наполнено мистическим ожиданием превращения. Наташа читает монолог у окна, и тут сквозь стекло зритель видит странные огни на площади перед театром. Это гости уходят с бала, оставив за собой шлейф факелов. Всё замолкает. Спектакль закончился в полной тишине.
Прохожие, оказавшиеся в этот момент на улице рядом с театром, были шокированы и озадачены — что за люди с факелами на площади рядом с театром? Так спектакль продолжился на улице и привлек дополнительных зрителей. Свидетели оставили много недоумевающих отзывов о костюмированном шествии рядом с театром.
Главные роли в спектакле исполняют Михаил Меркушев, Наталья Макарова, Алиса Санарова, Иван Вильхов, Михаил Палкин, Елена Старостина и другие.
Ранее мы публиковали репортаж с премьеры спектакля «Пизанская башня» (16+) Театра-Театра и подробный дневник летних гастролей.