В Пермском театре оперы и балета состоялась первая премьера 147 сезона. Первым новым спектаклем стал балет «Тщетная предосторожность» (6+). Чтобы поставить спектакль, из Самары в Пермь специально приехал известный балетмейстер Кирилл Шморгонер. Но работал он не с опытными исполнителями, а танцовщиками, возраст которых от 10 до 17 лет.
Мы собрали самые любопытные факты об участниках и подготовке спектакля.
Спектакль взрослый, а танцуют дети!
Это первый взрослый спектакль в театре, в котором все роли играют только дети — ученики хореографического училища.
— В этом балете танцуют и играют ученики старших классов, — рассказал 59.ru художественный руководитель Пермского художественного училища Владимир Толстухин. — Всего более 100 детей! А это треть хореографической школы. Из них 48 человек единожды задействованы в каждом спектакле, но у нас три состава и четвертый на подходе, и два состава массовых сцен. На каждого из ребят в театре шили свой костюм. Ребята легко справились с подготовкой, она заняла у них всего месяц. Самые маленькие наши участники — ученики второго и третьего классов, они заняты в массовых сценах. А главные партии танцуют выпускники. Выход на сцену — это вершина мастерства.
Роль матушки Марцелины исполняет мужчина
Балет был создан французским балетмейстером Жаном Добервалем, премьера состоялась 1 июля 1789 года во французском городе Бордо.
Сюжет истории — о счастливой любви. Зажиточная крестьянка Марцелина хочет выгодно выдать свою дочку Лизу замуж. Но ее дочь влюблена в бедного крестьянина Колена. Это комичный балет, в нем много забавных эпизодов, актерской игры, пантомимы и гротескных персонажей. Роль Марцелины в этом спектакле традиционно играет мужчина. В пермском спектакле ее исполнил старшекурсник Иван Сидельников.
Музыка народная? И чья это такая знакомая?
Услышав музыку на премьере, зрители шептались о том, что она на слуху, но вспомнить композитора не могли. Оказывается, музыка к балету претерпела настоящее приключение. Изначально её специально к спектаклю не сочиняли — для первой версии Доберваль использовал французские народные мелодии. В последующих постановках режиссеры использовали любую музыку на свой вкус. И только в 1796 году композитор Пьер Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, её же Омер использовал для постановки новой версии балета. Однако музыка Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Фердинан Герольд написал для балета постоянную музыку, а в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры.
Главный по паричкам
Для персонажей в этом балете специально создавали прически и парички в стиле начала XIX века. Использовали как искусственные, так и настоящие волосы.
Как нам рассказали в гримерке, основа под парик называется «тресс». Его делают на специальном станочке. А специалист, который изготавливает парики для артистов, — пастижер.
— При изготовлении париков используют специальный крючок, — рассказала 59.ru гример-пастижер Кристина Каменских. — На изготовление парика требуется от двух недель до месяца. Для спектакля использовали классические прически, мольеровский и французский парики.
На диете — только девочки
На разогрев и разминку танцовщикам требуется всего 15–20 минут.
— В разминку входит шпагат, мостик, разогрев стоп, прыжки, — рассказала исполнительница главной роли Елизавета Домрачева (кстати, ее героиню тоже зовут Лиза). — Разминаемся в тренировочном костюме, а потом уже в сценическом.
Для танца девочки надевают пуанты с твердыми носками (пуанты в переводе с французского — «кончики пальцев». — Прим. ред.), а мальчики — балетки. В перерывах между выступлениями и репетициями танцовщики носят теплую обувь — чуни, чтобы ноги были постоянно разогретыми.
По утверждению танцовщиков, мальчикам можно не придерживаться диеты, а девочкам — нужно.
Как рассказали девочки, они стараются употреблять меньше углеводов и не есть булочки и картошку, но им можно есть шоколад и черный хлеб. Правда, дополнили, что те, у кого хороший метаболизм, могут себе позволить и запретные продукты.
Ранее мы рассказывали о выставке британского банкира, который снимает пермский балет за кулисами театра. С его выставкой пермяки могут ознакомиться в фойе театра, придя на спектакли.