Фильм «Тобол» (12+) покажут в кинотеатрах страны 21 февраля. Одним из продюсеров фильма стал пермяк Олег Урушев, который сейчас возглавляет кинокомпанию Solivs. Именно ему изначально принадлежала идея создать фильм о Семене Ремезове, и ею он поделился несколько лет назад с писателем Алексеем Ивановым. Олег Урушев продюсировал фильмы «Золото Югры» (12+), «Анна Каренина» (12+), «Франц + Полина» (18+), «2АССА2» (16+), телесериал «Вызов» (16+), мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» (6+) и другие. Продюсер рассказал о том, как проходили съемки, про любовный треугольник героев и о том, как исчезнувший снег сорвал график съемок.
Все началось с гостиницы
— В 2013 году я приехал в гостиницу «Ремезов», — рассказал 59.ru Олег Урушев. — В гостинице мне попалась брошюра, в которой объяснялось, почему гостиница так называется, кому она посвящена и кем он был. К тому времени я прожил на севере Тюменской области почти тридцать лет, но к своему стыду не знал, что рядом есть такое интересное историческое место — город Тобольск, в котором несколько сотен лет назад при Петре I был построен тобольский Кремль и своя Красная площадь.
После этого открытия Олег Урушев приехал в Тобольск. Оказалось, что это действительно уникальное место, где сохранилась и архитектура, и каменный кремль, и старинные постройки, сделанные еще легендарным архитектором и картографом Семеном Ремезовым.
— Это начало XVIII века, и все это было здесь, рядом! — продолжает рассказывать Олег. — Тогда появилась идея снять исторический фильм, мы заказали сценарий Алексею Иванову. Сценарий Алексей написал в 2015 году, а роман вышел в конце 2016-го, вторая часть вышла в 2017 году. В романе 1000 листов, но фильм длится всего два часа, поэтому в сценарии 100 страниц.
Над сценарием фильма также работали режиссеры фильма Игорь Зайцев и Петр Зеленов, ранее работавший над фильмами «Каникулы строгого режима» (0+), «Есенин» (16+) и «Екатерина Великая» (12+), и режиссер и сценарист Петр Зеленов, известный по картинам «Вий» (12+), кинолентами «Легенда № 17» (6+) и «Движение вверх» (6+).
Главным героем фильма стал молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин. По заданию царя он отправляется в пограничный Тобольск — первую столицу Сибири. Здесь Иван встречает свою первую любовь Марию Ремезову. Герои оказываются вовлеченными в экспедицию за золотом Яркенда.
Снимали в кремле и покупали снег
В картине присутствуют как реальные герои, так и вымышленные. Роли главных персонажей — Ивана Демарина и Маши Ремезовой — сыграли актеры Павел Табаков и Юлия Макарова. Роль Семена Ремезова исполнил Дмитрий Назаров, запомнившийся зрителям по роли шеф-повара в сериале «Кухня» (12+), роль Петра I — Дмитрий Дюжев. В фильме также играли Евгений Дятлов, Агата Муцениеце, Андрей Бурковский и другие.
— Съемки фильма развернулись в Тобольске, на реальных исторических декорациях, — рассказывает Олег Урушев. — Зрители могут сами приехать и увидеть — все сохранилось: и торговые ряды Ремезова 1709 года, и Ямской ввоз, и Софийский собор, который построен в конце XVII века. Вся историческая площадь и ее ансамбль.
По рассказу Олега Урушева для съемок пришлось достраивать лишь «нижний» город. Для того, чтобы его воссоздать, плотно работали с Тобольским архитектурно-историческим музеем. Исторические постройки планировали воспроизвести на основе реконструкции профессора Марии Черной из Томска. Именно из ее чертежей художники фильма взяли для декорации дом Ремезова, а по чертежам томского воеводы воссоздали для съемок дом Гагарина. Также киногруппа много работала с историческим материалом. Основой исторических костюмов для художников стали кальки костюмов из Эрмитажа.
Чтобы воссоздать бытовую утварь и костюм того времени, сценаристам, художникам и оружейникам пришлось много работать с архивами и историческими документами.
— Были созданы специальные ружья и даже вылиты пушки по чертежам Ремезова, — рассказывает продюсер. — Может быть, кто-то из историков и заметит какие-то неточности, но в основном мы придерживались четкости и исторической достоверности.
Интересно, что в съемочный процесс вмешалась погода, из-за которой пришлось сместить сроки съемок.
— В 2018 году в Тобольске снег сошел 1 мая, в 2016 году — 20 апреля. Снимая весной 2017 года зимы, мы построили съемочный график по предыдущему. Но неожиданно снег в Тобольске пропал 25 марта. Пришлось покупать снег. Мы привозили его с полей, тратили деньги на доставку. Он таял, и актеры буквально утопали в грязи. Получалась не зимняя, а весенняя история. Пришлось сдвинуться во времени, съемки задержали на месяц. Костюмы были испорчены, и нам пришлось отдать костюмы в химчистку, на которую ушел месяц.
К выходу фильма киногруппа планирует издать также книжку «Кино-Тобол», в которой будут опубликованы материалы со съемок фильма, тобольского исследователя и даже указы Петра I.
Лучший Петр
Петра I в фильме сыграл Дмитрий Дюжев, и по мнению Олега Урушева, сыграл гениально.
Выбором актера также восхищался и Алексей Иванов в одном из интервью. «Я посмотрел пробы, Дюжев — это вылитый Петр. Он и внешне похож и, самое главное, внутренне, с этим нервом, с этой петровской сумасшедшинкой, — признался Иванов в интервью «Комсомольский правде» еще 6 декабря 2016 года.
— Дюжев действительно гениально сыграл Петра, — восхищается Олег Урушев артистом. — Считаю, что это лучший Петр I, которого кто-либо сыграл. Чтобы приблизить образ актера к Петру, мы с помощью грима увеличили ему пропорции лица и выбрили чуб. Дима и сам много работал над образом. Известно, что у Петра был небольшой размер ноги — всего лишь 38. Он надевал сначала ботинки, а потом огромные сапоги и так ходил. Поэтому его ноги выглядели большими, а походка была странноватой. Дима заказал художникам сапоги на два размера меньше, что позволило ему изменить манеру ходьбы, и он смог ходить походкой Петра.
По словам продюсера, актер настолько увлекся и хотел вникнуть в образ Петра, что даже порывался переночевать в кровати Петра I, но сотрудники Эрмитажа так и не дали осуществить этот замысел.
Кстати, для того чтобы сшить костюмы Петра, главный художник фильма Владимир Никифоров специально ездил в Эрмитаж и снимал лекала с костюмов Петра I.
Антигерой Гагарин
Киногруппе было несложно воспроизвести образ Петра, ведь он запечатлен на полотнах художников XVIII столетия, и с его лица был сделан посмертный слепок. А вот судить о том, как выглядели другие исторические герои, авторам фильма было гораздо сложнее.
— Сохранились два-три портрета Ремезова, есть памятник в Тобольске, — говорит Олег. — Но историки все равно до конца не знают, как точно он выглядел. Да и рисунки создают лишь субъективный образ. Одни говорили, что он был маленьким, другие — что здоровым. В этой ситуации мы придерживались эпохи, времени и следовали исторической правде. Главными консультантами у нас были Тобольский исторический музей и Эрмитаж, их специалисты по истории костюма и культуры XVIII века и Музей культуры России начала XVIII века. Также мы использовали материалы Русского музея в Санкт-Петербурге.
Семена Ремезова должен был сыграть Сергей Гармаш, но вскоре после утверждения ролей выяснилось, что съемки «Тобола» совпадают со временем личного проекта Гармаша. И тогда актер Дмитрий Назаров (известен по роли шеф-повара Виктора Баринова в сериале «Кухня» (16+), главной роли в фильме «Ельцин. Три дня в августе» (16+) и другим. — Прим. ред.), который должен был играть Матвея Гагарина, предложил сыграть Ремезова. Провели кинопробы, и Дмитрий Назаров оказался точным попаданием в образ.
Еще сложнее пришлось авторам проекта с образом Матвея Гагарина, ведь его портреты не сохранились.
— Петр I жестоко казнил Гагарина, — говорит продюсер. — Есть разные версии, почему император так жестоко поступил. Первая — за лихоимство. Эта причина указана в приказе Петра I. Вторая версия — мятеж, который намеревался устроить Гагарин. Якобы он намеревался отделить Сибирь от России и создать самостоятельное королевство — это шведская версия. Петр приказал уничтожить все, что было связано с Гагариным. Поэтому мы долго искали нашего Гагарина.
Его роль великолепно исполнил Евгений Дятлов. Но мысль об этом не сразу пришла к создателям фильма, ведь Дятлов только что сыграл Чкалова в одноименном фильме у режиссера Игоря Зайцева, и ему даже в голову не приходила мысль о том, что актер, только сыгравший роль советского летчика, сможет сыграть в его новом фильме исторического персонажа.
— У нас Гагарин антигерой, а на самом деле это человек, который сделал очень много для России, для того, чтобы вся сибирская губерния простиралась от Кирова до Дальнего Востока.
Шведы и любовный треугольник
В фильме особо звучит тема пленных шведов, отправленных в сибирские города после Полтавской битвы.
— Известно, что это были тысячи шведов, — рассказывает Олег Урушев. — Каждый третий тоболяк после Полтавской битвы был шведом. И это интересная страница истории. Они помогали строить сооружения в сибирских и уральских городах, в строительстве кораблей, зданий, храмов. Никто даже не знает, что они, кроме офицеров и солдат, получали королевское жалованье, находясь в Сибири. В фильме мы тоже показали эту неизвестную
страницу.
Йохан Густав Ренат — это реальный исторический персонаж, который семнадцать лет пробыл в плену, вернулся в Швецию, издал карту Джунгарии и стал знаменит в Швеции. Бредитта, которую сыграла Агата Муцениеце, — тоже историческая личность, была солдатской женой.
— Агата очень хотела сыграть в историческом фильме, — говорит Олег. — С Андреем Бурковским, сыгравшим Йохана, у них получился хороший кинодуэт, а со швейцарским актером Филиппом Рейнхардтом в роли Цимса — даже «шведский треугольник». Это одна из любовных линий в нашем фильме. А основная любовная линия кинофильма — отношения офицера Ивана Демарина и Маши Ремезовой.
Пермяк Олег Урушев
Олег Урушев родился в Перми, закончил школу № 108 в Балатово.
— Мы жили недалеко от остановки «Ипподром», — вспоминает Олег. — Недавно проезжал мимо, увидел — нет ипподрома. В детстве часто проводил здесь время, наблюдал за скачками. Учась в школе, я увлекся фотографией. С шестого по десятый класс я занимался в Доме пионеров Индустриального района. Нам преподавала Ирина Александровна Лебедева, она учила нас светописи и фотографии. В свое время этот кружок спас меня от улицы. Был победителем выставок, и даже однажды победил и меня отправили в «Артек». Поэтому всю свою жизнь я поддерживаю детские кружки. Был период, когда их уничтожали, и это было совершенно неправильно. И первое, что я создал в телекомпаниях, — детские студии.
После школы Олег Урушев работал фотокорреспондентом в пермской газете «Молодая гвардия». Потом поступил на филфак университета, продолжая работать в «Молодой гвардии» и в многотиражке Политеха.
Спустя время пермского журналиста пригласили на север создавать газету. Позже журналист ушел работать на телевидение и стал главным редактором программы «Новости Сургута», в которой был директором и ведущим программ. Снимал свои проекты. В 1990 году Олег организовал независимую телекомпанию «СургутИнформ-ТВ» — одну из первых в Западной Сибири, а с января 2000 года стал генеральным директором «Окружной телерадиокомпании Югра», где создал киноцех по производству сериалов и продюсировал фестиваль дебютного кино «Дух огня» и фильмы.
— Меня до сих пор многое связывает с Пермью, — признается продюсер. — И главным образом родители. Папе — 86, а маме — 83, и я приезжаю на их дни рождения каждый год.
Фильм снимали кинокомпания Solivs при участии Первого канала, студии Yellow black@white, продюсерского центра «Прайм» и телекомпании «СургутИформТВ».
Премьера фильма в кинотеатрах страны назначена на 21 февраля. Творческая группа приедет на премьеру фильма в Пермь и встретится со зрителями именно в день всероссийской премьеры фильма.
Ранее мы рассказывали о съемках сериала «Зулейха закрывает глаза» в Перми, брали интервью у актрисы Чулпан Хаматовой и Юлии Перисильд.