На фестивале «Флаэртиана 2019» назвали победителя. Им стал фильм «Хозяин оленей» (0+) о маленьком мальчике Захаре и его семье, живущих на севере и занимающихся кочевьем. Он понравился многим зрителям своей необычностью и искренностью. О том, как снимала свой фильм, нам рассказала его автор.
Ксения Елян — москвичка. Почти 20 лет она снимает фильмы, программы и ролики, выступая одновременно в роли режиссера и оператора, и занимаясь монтажом.
— Мы делали документальный проект о Норильске с Александром Расторгуевым (российский кинорежиссер, погиб во время работы над фильмом о частной военной организации в Африке. — Прим. редакции), — рассказывает Елена. — Однажды мы возвращались со съемок на заводе, и он рассказал мне о кочевых школах. Учителя присоединяются к семьям оленеводов, живут и кочуют с ними, преподают детям младшего возраста школьные знания. При этом он сказал, что снимать меня не отпустит, потому что я девушка. Я разозлилась и расплакалась от ярости в этом автобусе. В итоге Саша денег на съемки не нашел и ему пришлось смириться с тем, что я занимаюсь этой историей сама.
К моменту, когда режиссер оказалась в семье своих героев, она уже полгода провела за полярным кругом на съемках и адаптировалась к климатическим условиям.
— В тех местах, где кочуют мои герои, климат был даже мягче, чем в Норильске, где иногда приходилось испытывать стоградусный перепад температур. Например, в плавильном цехе, где мы снимали предыдущий проект, было плюс 50 градусов у печи, а когда выходили, на улице был минус 50. Я примерно понимала, как будет работать техника в такую погоду и чего ожидать. Экстремальные условия, конечно, наложили свой отпечаток на визуальный язык. В первую очередь я не могла двигаться, потому что скрипел снег. Отсюда обилие статики, которое, как мне кажется, сыграло только на руку. Замерзшая матрица лишала меня возможности переводить фокус. А в условиях полярной ночи, когда постоянно не хватало света, мне приходилось использовать светочувствительные объективы.
В семью Жарковых Ксения попала благодаря учительнице Нелли, изначально она хотела снимать фильм именно про нее. Режиссер поехала к ней в Дудинку, где она училась, на такси из Норильска — договариваться о съемках. Полтора часа заняла дорога только в одну сторону. К тому времени Нелли уже четвертый год работала в семье Жарковых. Она приезжала и жила с ними по полгода, давая детям программу начальной школы.
— Уже на месте, в тундре, я обнаружила настоящее сокровище — Захара, который и стал в итоге главным героем, — дополняет автор. — Семья приняла меня очень хорошо, дети — и Захар, и его старший брат Прокопий, совершенно не стеснялись камеры, были очень открытыми и относились к съемкам скорее с любопытством. Захар в первое время постоянно пытался посмотреть, что я снимаю. Забегал мне за спину, когда я доставала камеру. Потом я им показала короткий двадцатиминутный вариант фильма, который мы сделали для «Радио Свобода». Им очень понравилось.
Режиссер не смогла приехать на награждение в Пермь, так как находилась на съемках, но следила за трансляцией в интернете и выразила благодарность на своей странице в Facebook.
Приз за открытие новых тем и новых героев «Серебряный Нанук» получили Давид Офек, Гад Айзен из Израиль за фильм «Токломати» (18+). За оригинальное художественное решение «Серебряный Нанук» вручили авторам «Страны меда» (18+) Любомир Стефанов и Тамара Котевска из Македонии.
Ранее мы знакомили читателей с обзором фильмов, представленных в этом году на «Флаэртиане».