Все новости
Все новости

Фабрика-кухня и Баухауз. Пермский конструктивизм, часть 2, или История соцгородка в Мотовилихе

Продолжаем рассказывать об истории пермских домов двадцатых и тридцатых годов

Башня фабрики-кухни на улице Лебедева выглядит современно. И не подумаешь, что зданию уже 87 лет

Поделиться

В первые же послереволюционные годы в СССР началась работа по переустройству быта рабочих. Партийные лидеры верили, что изменение пространства повлияет на создание нового типа человека. Городская архитектура должна была быть «заточена» под работающего человека: дома — быть функциональными и иметь простые формы, рядом располагаться ясли и садики, огромные фабрики-кухни, которые должны освободить время трудящихся женщин. Так появилась идея создавать в стране соцгородки, их решили строить вокруг действующих заводов и фабрик. 

Строительство больницы на Лебедева

Строительство больницы на Лебедева

Поделиться

Архитектурным авангардом того времени стал конструктивизм, который сказался не только на общем геометрическом стиле домов, но и на четкой планировке улиц. Его отличали четкие простые формы, лаконизм и монолитность. Соединение функций и формы должно было «читаться» во внутреннем и внешнем облике зданий.

Рабочий поселок


Соцгородок Рабочий поселок начали строить в середине 1920-х годов. На пустоши вдоль Соликамского тракта запланировали целый «город-сад», представленный академиком Сергеем Чернышевым. Это был один из самых известных советских архитекторов, который участвовал в проектировке здания МГУ. Он учел расположение квартир по сторонам света, чтобы в них попадало солнце и их можно было проветривать. Это были первые дома в Перми, имеющие централизованное водоснабжение и канализацию. На придомовой территории старались разбить яблоневые сады, а в каких-то дворах даже сооружали фонтаны. Несмотря на строгий конструктивистский типовой облик, архитекторы украшали дома балконами и башнями.

Одно из зданий больницы на Грачева построено в стиле конструктивизма

Одно из зданий больницы на Грачева построено в стиле конструктивизма

Поделиться

Узнаете? То же здание больницы во время строительства. На крыше новостройки — терраса для прогулки пациентов. Рабочие материалы подвозили на лошадях

Узнаете? То же здание больницы во время строительства. На крыше новостройки — терраса для прогулки пациентов. Рабочие материалы подвозили на лошадях

Поделиться

В 1930-е дальнейшей планировкой занялись архитекторы немецкой архитектурной школы Баухауз. По одной из версий — среди них был сам бывший директор немецкой школы Ханнес Мейер. По крайней мере его имя занесено в некоторые паспорта мотовилихинских домов. Вместе с другими архитекторами он приехал из Германии в СССР, чтобы создавать новый образ советских городов и исполнять гигантскую программу строительства социального жилья.

В 20–30-е годы появились дома на Уральской, 75, Циолковского, 7, 9, 11, 13 и так называемые «Дома горсовета» на Уральской, 82, 84 и 86.

Кроме жилых кварталов, тогда же построили поликлинику на улице Лебедева, 11, фабрику-кухню на Уральской, 85, гостиницу «Металлург» на Лебедева, 9, Дом техники на Уральской, 78 и другие сооружения.

Репрессии и расстрелы


История соцгородка связана не только с положительными моментами — строительством нового города, но и трагедиями. Инициатором стройки Рабочего поселка был директор Мотовилихинского Василий Чекмарёв. В 1929 году его арестовали по статье «Взятка» и приговорили к десяти годам концлагерей. В 1932 году Чекмарёва освободили и признали жертвой политического террора. Продолжил возглавлять строительство его преемник Петр Премудров, который активно создавал инфраструктуру в Рабочем посёлке. Именно при нем открыли детскую техническую станцию, построили лечебницы, поликлиники, гостиницы, появились кинотеатры, клубы и музыкальный техникум. В 1937 году Премудрова арестовали и обвинили в преступной политике, а в 1938 году расстреляли.

Мемориальная доска в память о Премудрове, при котором строился соцгородок, находится на проходной Мотовилихинских заводов

Мемориальная доска в память о Премудрове, при котором строился соцгородок, находится на проходной Мотовилихинских заводов

Поделиться

Репрессии коснулись и немецких архитекторов. В конце 30-х советские идеологи начали серьезно критиковать немцев и обвинили конструктивизм в однообразии и безликости, а соцгородки — в строчной планировке, которая придает им унылый вид. Появилась новая концепция городов с пафосными архитектурными ансамблями, монументальными высотками, помпезным декором, который назовут сталинским неоконструктивизмом, а позже неоклассицизмом и ампиром.

Немецкий архитектор Ханнес Майер занимался планированием соцгородка в 1930-е годы

Немецкий архитектор Ханнес Майер занимался планированием соцгородка в 1930-е годы

Поделиться

На архитекторов Баухауза началось гонение, их обвинили в контрреволюционной деятельности. Ханнес Майер успел уехать из страны. Его жену Маргарет Менгель расстреляли, а 11-летнего сына Майера отправили в детдом, где его переименовали в Ивана Ивановича. Он всю жизнь проработал на угольных шахтах под Челябинском и лишь в 1990-е годы узнал о судьбе матери.

Рассказываем об истории некоторых зданий соцгородка, построенных в стиле конструктивизма в 1920–30-е годы.

Фабрика-кухня, улица Уральская, 85


Была построена в 1932 году. Фабрики-кухни — уникальное явление в советской архитектуре. Это были грандиозные сооружения, которые обслуживали сотни человек одновременно. Уже тогда в них работали механизированные конвейеры и посудомоечные машины. Нужно было оперативно накормить большие массы людей и максимально освободить женщин от обязанностей по дому.

Фасад фабрики-кухни обновили в середине 2000-х годов 

Фасад фабрики-кухни обновили в середине 2000-х годов 

Поделиться

Типичная фабрика-кухня упоминается в романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», изданном в 1931 году: «Европейский стол. Тарелки моются и сушатся при помощи электричества. <...> В большом зале фабрики-кухни, среди кафельных стен, под ленточными мухоморами, свисавшими с потолка, путешественники ели перловый суп и маленькие коричневые биточки».

В 1930-е в пермской фабрике-кухне был открыт ресторан «Западный Урал» и четыре столовые

В 1930-е в пермской фабрике-кухне был открыт ресторан «Западный Урал» и четыре столовые

Поделиться

Сравните со зданием во Франкфурте, построенным в те же годы архитектором Баухауза Эрнстом Маем. Кстати, он один из первых немецких архитекторов приехал в СССР

Сравните со зданием во Франкфурте, построенным в те же годы архитектором Баухауза Эрнстом Маем. Кстати, он один из первых немецких архитекторов приехал в СССР

Поделиться

К фабрикам-кухням предъявлялись определенные требования. В них должны быть три или четыре этажа, подвал, в котором находились холодильники и склады, полуподвал, где резали хлеб и располагались комнаты для персонала фабрики. Первый этаж отводился под производственные помещения, лабораторию, раздевалки для посетителей, закусочную и магазин полуфабрикатов. Второй этаж — место для обеденных помещений, третий — для банкетных и праздничных залов.

Верхняя часть достроена уже в позднее время, пропорции окон изменили

Верхняя часть достроена уже в позднее время, пропорции окон изменили

Поделиться

В Перми были построены две фабрики-кухни. Одна из них находилась в районе Чкалова, а самая большая — на улице Лебедева. По архивным данным, здесь были четыре столовые и ресторан, а повара готовили до 25 тысяч блюд в сутки. Позднее здесь нашли нарушения и столовые постепенно закрыли. В 1971 году открыли ресторан «Горный хрусталь».

Техникум на Уральской, 78


В советское время улица Уральская называлась улицей Коммунистических Коммун.

Углы техникума украшены балконами 

Углы техникума украшены балконами 

Поделиться

Центральная часть здания выделена башенкой над крышей

Центральная часть здания выделена башенкой над крышей

Поделиться

В 1938 году по проекту московского архитектора Пантелеймона Голосова на этой улице построили здание для штаба и квартиры комсостава войск НКВД. Здание имеет четкий план и украшен вытянутыми горизонтально балконами, напоминающими трибуны. Чуть позже в здании открыли механический техникум, а потом — Дом техники.

Угол оформлен вытянутыми окнами

Угол оформлен вытянутыми окнами

Поделиться

Каких только стекол здесь нет!

Каких только стекол здесь нет!

Поделиться

Здание нуждается в ремонте

Здание нуждается в ремонте

Поделиться

В 1948 году по решению партии и рабочих на территорию техникума перенесли могилу изобретателя электросварки Николая Славянова. Его похоронили еще в 1897 году на кладбище Свято-Троицкого собора в Мотовилихе (где сейчас мужской монастырь). Но в советские годы собор  закрыли, а кладбище пришло в запустение. Рабочие вспомнили об учёном и решили его перехоронить с почестями. После опознания тело  переложили в металлический гроб и организовали прощание, которое шло два дня. За это время около гроба прошло более тридцати тысяч человек. Могила до сих пор находится на территории техникума и является памятником истории федерального значения.

«Плачущий» памятник Славянову 

«Плачущий» памятник Славянову 

Поделиться

1948 год. Многотысячная процессия идет прощаться с ученым 

1948 год. Многотысячная процессия идет прощаться с ученым 

Поделиться

Открытие памятника Славянову. Балконы заполнены зрителями

Открытие памятника Славянову. Балконы заполнены зрителями

Поделиться

Администрация Мотовилихинского района, Уральская, 36


Здание построили в 1930-е годы. С 1939 по 1974 годы в этом здании располагалось управление связи. В военное время здесь организовали эвакогоспиталь. В 1974 году связисты переехали, и здание отдали Мотовилихинскому исполнительному комитету народных депутатов. Сейчас здесь находится администрация Мотовилихинского района.

Когда-то в этом здании работали связисты

Когда-то в этом здании работали связисты

Поделиться

Центральная башня-вертикаль

Центральная башня-вертикаль

Поделиться

Перила на балконе оформлены фигурными балясинками

Перила на балконе оформлены фигурными балясинками

Поделиться

Бывшая гостиница «Металлург», улица Лебедева, 9


Здание было построено в 1920-х годах. Изначально здесь находилась гостиница «Металлург», а на первом этаже в крыле по улице Лебедева работал ресторан. Сейчас в помещениях бывшей советской гостиницы работает офисный центр.

На стене — четкие вертикали с окнами. Верхняя часть украшена круглыми окошками

На стене — четкие вертикали с окнами. Верхняя часть украшена круглыми окошками

Поделиться

Угол оформлен балконами 

Угол оформлен балконами 

Поделиться

Вид снизу

Вид снизу

Поделиться

Еще один фасад

Еще один фасад

Поделиться

Дом горсовета, Уральская, 82


Его построили в 1928 году, он является одним из типичных жилых домов в стиле конструктивизм в этом районе. Их строили для рабочих Мотовилихинского завода. Два соседствующих с ним Дома горсовета на Уральской, 84 и 86 на него похожи и отличаются строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Кстати, в одном из домов соцгородка провел детство композитор Евгений Крылатов, написавший песни к 160 фильмам и мультфильмам. Его родители работали на Мотовилихинском заводе. Талантливый мальчик ходил заниматься в местную музыкальную школу.

Трехэтажный жилой дом

Трехэтажный жилой дом

Поделиться

Год создания указан в верхней части здания

Год создания указан в верхней части здания

Поделиться

Еще один дом на Циолковского, 11. Ремонтники выделили чердачные надстройки и козырек над входом красным цветом

Еще один дом на Циолковского, 11. Ремонтники выделили чердачные надстройки и козырек над входом красным цветом

Поделиться

Этот же дом издалека. Рядом — точно такой же

Этот же дом издалека. Рядом — точно такой же

Поделиться

Ранее мы писали о шедеврах пермского конструктивизма в центре Перми. Среди них — гостиница «Центральная», бывший узел связи речного пароходства и дом, в котором бывал писатель Вениамин Каверин и жил герой романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого».

По теме

  • ЛАЙК18
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter