Мы пообщались с актером пермского Театра-Театра Маратом Мударисовым. Он известен по ролям Иисуса в Jesus Christ Superstar (18+), Якоба в «Карлике Носе» (0+) и Фауста в «Маленьких трагедиях» (16+). Актер — номинант премии «Золотая маска» на лучшую мужскую роль в мюзикле за исполнение Жоржи в «Виниле» (12+). В театре — с 2013 года.
Марат ответил на наши вопросы и рассказал, как пришел в театр, встретил жену и чему хочет научить маленькую дочку.
Скучаю по времени, когда мог позвать друзей
— Удается ли репетировать с театром в условиях самоизоляции?
— Сейчас репетируют онлайн-спектакль «Загадочное убийство собаки» по Марку Хэддону. Марк Букин создал проект «Декамерон» (18+) — каждый вечер в 24:00 актеры читают новеллы Боккаччо. А еще в 21:30 выходит проект «Сказки на ночь» (0+) — наши артисты рассказывают и инсценируют сказки для детей.
— Вы привыкли к режиму самоизоляции?
— Не привык. Быть без театра все это время тяжело. Но есть плюсы — у нас у всех есть семьи, о которых мы нередко забываем, находясь в работе, и когда начался этот период, мы стали больше времени проводить с самыми близкими. Порой даже забываешь, что есть какой-то вирус. Иногда я выхожу на улицу в магазин и забываю маску, смотрю на людей и вспоминаю, что у нас сейчас такое состояние в мире. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть, скучаю по времени, когда мог позвать друзей, сходить в кино без какого-либо страха.
— Как вы оказались в театре? Вы же хотели стать футболистом.
— Хотел, но как-то мама принесла флаер, по которому можно было прийти на кастинг в детскую театральную студию «Пилигрим». Она положила его на стол и забыла. А я прочитал и решил сходить. В результате проучился года три и в 17 лет поступил на актерское, при этом продолжал ходить в студию.
— Как вы смогли убедить приемную комиссию, что будете классным артистом?
— Открою секрет: я пришел в театр еще до вступительных экзаменов, зашел в кабинет к Татьяне Виноградовой, это заведующая музыкальной частью в театре, и решил побывать на репетиции. Мы стали учить распевки, я повторял за ней и в результате спел с ней песню. В это время режиссер Театра-Театра Борис Мильграм проходил мимо, услышал нас и зашел. Он попросил спеть еще раз, а потом спросил: «Знаешь, что театр — это нелегко и тебе придется много работать?» Я ответил: «Конечно». «Ну тогда готовься к экзаменам, все будет хорошо». Я подумал, что у меня появился бонус на вступительных экзаменах, ведь на них должен был быть Мильграм. Но первый экзамен принимал еще один мастер — Владимир Львович Гурфинкель. И когда я начал читать басни и прозу, то понял, что этот экзаменатор — далеко не паинька, все будет сложно. После он сказал, что ему понравилась моя программа, но не как я прочел. Я благодарен «Пилигриму», которые подобрали мне программу. На другом экзамене педагоги задавали этюды, мы должны были за десять минут придумать, как его осуществить, и показать. Интересно, что в выпавшем мне этюде я оказался в паре с будущей женой, с Кристиной мы должны были произнести фразу «Я тебя люблю». И это оказалось символично, ведь через четыре года мы сказали друг другу «Я тебя люблю» уже по-настоящему. Спасибо театру за такую встречу, которая сейчас продолжается уже в семье. Мы вместе три года и два года в браке.
— А у вас есть совместные роли?
— В «Сказке о Царе Салтане» она играет царицу, а я — царя, у нас рождается ребенок. В общем, получается все как в жизни.
— Расскажите о дочке, она ведь совсем маленькая.
— Ей семь месяцев, зовут Эмилия. До появления ребенка моя жизнь была совсем другая — вроде понятная, а вроде и непонятная. Сейчас есть ради кого жить, кого оберегать, ты живешь не только для себя, но и для этого маленького создания.
После спектакля переодеваюсь в футбольную форму и мчусь на поле
— Продолжаете гонять мяч? Как успеваете все совмещать?
— Продолжаю. С друзьями детства мы создали команду и заявились в ночную лигу, которая очень популярна в Пермском крае. Мы играем в формате 8 на 8. Я — либо нападающий, либо полузащитник. Совмещать с театром получается, иногда играю в выходной, в свободное от репетиций время. А если тренировка после вечернего спектакля, то быстро переодеваюсь в футбольную форму, сажусь в такси и мчусь на поле.
— Помогает ли актерское мастерство на футбольном поле и наоборот?
— Физическая форма помогает на сцене, могу прыгнуть высоко на декорацию, спрыгнуть. Занимаюсь еще бегом, ноги выдерживают нагрузки. Театр помогает на футбольном поле, чтобы найти коммуникацию с противником, отыграть, договориться с судьей.
— Получается, что вы до сих пор дружите с ребятами с вашего двора?
— Я вырос на Гайве, мы живем с друзьями очень близко, дружим уже 14 лет. Пока идет ремонт в нашей квартире и сейчас на самоизоляции, я нахожусь у бабушки с дедушкой как раз на Гайве. Детство прошло в основном во дворе. Сейчас дети не очень ценят это время, когда можно гулять весь день и только вечером зайти домой, чтобы поспать. Они в основном сидят у компьютеров и в интернете. И я рад, что с друзьями мы застали время, когда не был сильно развит интернет. Я часто вспоминаю это время.
— Рок-опера Jesus Christ Superstar в Театре-Театре исполняется отчасти на английском. Насколько это нелегко — перемежать русский с английским?
— Скажу честно, на русском петь сложнее. Когда забываешь в мюзикле текст, то понимаешь, что не выкрутишься, — музыка идет вперед, она тебя не ждет. А на английском это не так заметно, потому что не всегда понятно. А Superstar я слушал очень долгое время, еще до постановки, музыка и текст на английском во мне уже были заложены. Что касается драмы, то в ней забыть текст не страшно — можешь импровизировать, от этого действие становится более живым.
— А как не забывать текст, есть какая-то фишка?
— Перед каждой своей песней в мюзикле я прогоняю слова раз пять, перед выходом на сцену говорю себе, что нужно собраться. Ведь когда ты вышел на сцену, назад пути нет. Ты делаешь это не только для себя, но для людей, которые пришли к тебе на спектакль, тратят свое время и деньги, пришли к тебе, и ты не имеешь права облажаться, подвести зрителя. Частенько я беру с собой бутылку, наливаю в ладошки воду и окатываю лицо, умываюсь, чтобы выйти на сцену чистым. Но не в прямом смысле, а в духовном.
— Оперные певцы распеваются и поют гаммы. А мюзикловые?
— Татьяна Вячеславовна Виноградова создает свои распевки — джаз, блюз, на ходу придумывает, увеличивает тон. Это намного веселей и кайфовей.
Чарли Чаплин и антигерой
— Правда ли, что хотите сыграть Чарли Чаплина — почему, что зацепило в этом человеке?
— Когда прочитал его биографию, удивился, насколько этот человек был светлым. Чаплин делал людей счастливыми. Его творчество совпало с войной, когда было мало радости, он дарил улыбку с экрана и отвлекал от военных действий, и даже Гитлер пересматривал, как Чаплин его высмеивал, ему было смешно над собой. Я восхищаюсь Чаплиным, и мне хочется понять, что это за человек, на себе. А еще образ Бродяги близок всем нам, все мы бродим и ищем свой путь.
— Есть заветные мечты о других ролях или, может быть, хотите выступить в роли режиссера?
— Я больше исполнитель, чем режиссер. Я лучше буду создавать и режиссировать роль в себе, нежели говорить актеру, что делать. Очень хочу сыграть антигероя, но пока не знаю какого. Мне интересно, как я поведу себя в этой роли, что со мной будет происходить, что я буду чувствовать.
— Вы актер-философ. Читаете книги или только сценарии?
— Сейчас читаю «Преступление и наказание», мы будем ставить его с Марком Букиным. В школе я не осилил Достоевского, а сейчас приходится. Роман необычный, и есть что играть. Есть моменты антигероя, которые мне интересны. У меня появляется одна из первых больших ролей в драматическом плане, за это я очень благодарен Марку.
— Какие фильмы или сериалы предпочитаете смотреть?
— Не люблю боевики и экшены, больше — триллеры, детективы. Из сериалов никак не могу начать «Игру престолов» (18+), но планирую. Из последних сериалов понравился «Чернобыль» (18+), очень сильный. Ну и легкие смотрю, например «Ходячие мертвецы» (18+), чтобы просто отвлечься и не думать ни о чем.
Завелся после концерта Коржа
— Наверняка слушаете много музыки, что в вашем плейлисте?
— Я меломан, но в основном слушаю зарубежную музыку. Из нашей — только Макса Коржа. Был недавно на его концерте и понял, что музыкальная сцена — это мое в большей части, чем сцена театрального мастерства. Как-то у нас был концерт на заводе Шпагина, и Марк Букин сказал мне: «Марат, почему ты такой свободный, легкий, очень энергичный?» Он дал понять, что я очень органично смотрюсь на сцене, именно когда пою, нежели в актерском плане. Я ему сказал, что театр — это иллюзия: ты отдаешь себя, но со стороны персонажа, а когда поешь на сцене, то это ты сам и отдаешь энергию от себя. После концерта Коржа я завелся и начал потихонечку путь к пению.
— Вы окончили музыкальную школу и владеете инструментами?
— Ни инструментами, ни нотами не владею и в музыкальную школу не ходил. Просто слушаю и пою на слух, ноты выходят интуитивно.
— Поете дочке?
— Колыбельные, песни Queen. Когда она была еще в животике, мы пели ей постоянно. Когда были за кулисами во время спектакля, она прекращала двигаться и как будто слушала или танцевала, и мы поняли, что она любит музыку. Недавно купили ей маленькое пианино, она нажимает на клавишу, играет мелодия, и Эмилия стучит в ритм.
— Когда у нас рождаются дети, мы хотим делиться с ними всем тем, что было замечательного в нашем детстве. Чем бы вы хотели поделиться с дочкой?
— Мечтаю, когда она подрастет, смотреть вместе с ней диснеевские мультики, очень любил в детстве «Аладдина» и особенно «Короля Льва» (6+). Хочу передать этот мультик ей, чтобы она его полюбила. Хочу научить ее кататься на велосипеде, быть более открытым миру человеком. Когда ты открываешься миру, он помогает тебе в ответ. Но где-то внутри нужно иметь рентген-аппарат, который видит людей, способных тебя обмануть и обидеть. Хочу научить ее защищаться.
— Вы сказали про любовь, и я поняла, что у вас замечательные отношения с супругой. А как по-вашему, любовь — это химия, дружба, партнерские отношения?
— Однозначного ответа на этот вопрос нет, но каждый все равно находит на него ответ. Любовь — это не только первая влюбленность, страсть, это все вместе. И быть для жены другом. Когда-то я делился с мамой многими переживаниями, и сейчас у меня есть Кристина, с которой я общаюсь на любые темы и могу делиться сокровенными вещами, не стесняясь этого. Даже могу показать ей слезы, слабости, понимаю, что она меня любит и принимает. Но мы в первую очередь друзья, партнеры. Это все и есть любовь.
— Спасибо за искренний ответ. Вы упомянули маму. Она приходит на ваши спектакли?
— Мама и дедушка с бабушкой и не по разу. Я очень дорожу дедушкой, в основном он вырастил меня как отец. Когда он пришел на спектакль первый раз, я увидел, как он на поклоне встал, хлопал в ладоши и плакал. Я понимал, что он, наверное, гордится мной, и тоже не смог сдержать слез, ушел со сцены, чтобы не показать какую-то слабину перед коллегами. Но это огромная радость, когда родители приходят и гордятся тобой.
— Есть пожелание нашим читателям и вашим зрителям?
— Сейчас такое время, что не можешь его изменить. Понимаешь, что не нужно отчаиваться, нужно и вправду жить, каждой секундой. В этот период нужно ценить, что ты живешь, дышишь, любишь. В конце концов, что ты можешь просто поспать, обнять близких. И есть стопроцентная надежда, что это все равно закончится, и мы сможем выходить на улицу и жать друг другу руки, обниматься, гулять круглые сутки, заниматься любимым делом, работать. Ради этого стоит жить, чтобы все было как прежде, даже лучше. Потому что в этой самоизоляции каждый из нас понял и начал ценить, что мы имели. Как-то так.
Ранее мы публиковали интервью с Антоном Богдановым. Он рассказал о новых ролях, сыне, инклюзии и мотоцикле.