У актрисы Театра-Театра и народной артистки России Лидии Александровны Аникеевой красивый юбилей — ей исполнилось 70 лет. Правда, на свой возраст она вовсе не выглядит и полна творческой энергии. В пермском театре она работает с 1973-го года. Зрители знают ее по ролям Алкмены в «Амфитрионе» (16+), Притыткиной в «Варварах» (16+), Софьи в «Горе от ума» (12+), Норы в «Кукольном доме» (16+), Лиды в «Аморальной истории» (16+), Нелл в «Конце игры» (18+), королевы Елизаветы в «Ричарде III» (18+) и многим другим. Мы заглянули в гримерку к Лидии Александровне и расспросили, как девушка из украинского поселка Николаевка стала актрисой и встретила мужа. Он тоже актер Театра-Театра.
Косы-мулине и драмы у трельяжа
Детство артистки прошло в маленьком украинском городке Николаевке. Лидия начала вживаться в роли, будучи еще маленькой девочкой. Когда мамы не было дома, она открывала шкаф, надевала ее платья, привязывала вместо кос плетеные нитки мулине и перед стареньким зеркалом-трельяжем разыгрывала трагические роли. Однажды мама пришла раньше времени и застала дочку в слезах, так она вошла в трагическую роль, представив себя матерью, которая хоронит своих детей-солдат. Война была совсем недавно, и о ней все говорили.
— Мама испугалась за мое состояние, за меня и сказала, что так я могу сойти с ума, строго-настрого наказала мне выбросить это занятие из головы, — вспоминает Лидия Александровна.
После школы девушка попыталась поступить в одно из украинских театральных училищ, но не прошла конкурс, и на год устроилась работать на местную ГРЭС лаборантом, проверяла состав воды и пара.
— Я была зла из-за неудачи с поступлением. Решила времени зря не терять и за год получше подготовиться к поступлению. В цехе гудели турбины, а я расхаживала между ними и громко читала стихи, которые готовила на экзамен, размахивая в такт руками.
Следующим летом девушка вновь отправилась покорять вуз, но этот раз Щукинское училище.
— Брат проходил армейскую службу и в то время как раз был в Москве. Когда узнал о моих намерениях, очень возмутился. «Ты понимаешь, что Щука — это не просто училище, а настоящий серьезный институт? И даже если ты пройдешь в него со своими стихами, то запросто можешь завалиться на диктанте и истории». Я действительно плохо знала все эти правила русского языка, особенно страдали «и» и «е» и двойная «н». Тогда брат, будучи в увольнении, прошелся по знакомым, набрал огромную стопку учебников и усадил меня за них. А хозяйку комнаты, где я остановилась, попросил не выпускать ее постоялицу из нее, пока она их все не прочитает, разве что перекусить на кухню.
«Там хохлушка приехала»
Творческий экзамен в Щуку состоял из трех туров. На всех абитуриенты должны была прочитать одну и ту же программу. Лидия приготовила басню «Стрекоза и Муравей», отрывок из «Тихого Дона» и стихотворение.
— Когда я прочитала басню, одна женщина в комиссии, как оказалось позже, актриса Вахтанговского театра, попросила меня ее прочитать так, чтобы меня услышали в американском посольстве, которое находилось в полукилометре от нашего училища. И я прочитала! Ей понравилось, что я поддаюсь рекомендациям, чувствую, что от меня хотят, ведь это важно для актера, и я прошла на второй тур. Позднее будущий сокурсник рассказал мне, что случайно слышал, как эта актриса говорила педагогам приемной комиссии: «Там хохлушка приехала, она поддается, посмотрите ее на втором туре».
Второй тур прошел гладко, а на третьем присутствовал сам ректор Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава.
— Я начала читать басню, а Захава стал смеяться. К концу басни он почти лежал на столе от смеха. Я недоумевала. И только потом поняла — я читала серьезно, ведь я представляла себя в будущем трагедийной актрисой, но из-за моего украинского акцента выходило смешно. И когда я хотела начать читать «Тихий Дон», он махнул рукой, отпуская меня. Видимо, боялся, что я со своим акцентом загублю произведение.
Третий тур будущая актриса прошла легко. На диктанте и истории тоже оказалось несложно — интонациями абитуриентам деликатно намекали на верные ответы. Экзаменаторы были заинтересованы в поступлении талантливых студентов.
Переезд в Пермь и две свадьбы
Свою любовь Лидия Александровна встретила в Щукинском училище. Олег Выходов приехал поступать в училище из Молдавии и сразу обратил внимание на красивую украинку, в чем ей позже признался.
— Я почувствовала, что он ко мне неравнодушен. Олег мне тоже понравился. Но я немного его побаивалась — уж очень умным он мне казался. В общем, наши отношения постепенно развивались, а поженились мы через год работы в пермском театре. Свадьбу сыграли сначала в моей Николаевке, а потом на родине Олега — в Молдавии. И там, и там были костюм, платье, фата.
На выпуск в Щукинское училище в 1973-м году приехал Иван Тимофеевич Бобылев — режиссер Пермского драматического театра. В труппе не хватало молодых актеров, и он пригласил в Пермь большую группу выпускников из Москвы.
— Пермский театр было очень хороший, славился, и мы с Олегом решили попробовать. Тогда он располагался в маленьком бывшем особняке, где сейчас находится ТЮЗ. Нас с Олегом представили труппе после летних каникул. Встреча проходила в старинном каминном зале. Мы стали разбирать роли для будущего спектакля «Сельская любовь» (16+). Я стояла, опершись на дверной проем, и вдруг Бобылев говорит мне: «Видишь в окно, едет автобус? А вот мимо проходит девушка, идут люди. И у всех них кто-то есть, их кто-то ждет. А у тебя нет, тебя никто не ждет». Я так сильно почувствовала одиночество, что из меня брызнули слезы, я разрыдалась. Бобылев сказал: «Ну все, ты взята на главную роль». Я сыграла роль Анички, это была моя первая роль в Пермском драматическом театре.
Привет, «Будудумать»!
Актрис столь юного возраста в театре не было, и многие главные и яркие роли доставались Лидии Аникеевой. Публика выделяла актрису и часто шла на спектакли с ее участием, даже если роль была небольшой.
— В спектакле про советское время «Синие кони на красной траве» (12+) у меня была роль активистки. Во время разговора с Лениным, который многословно указывал на мое неверное понимание происходящего, я говорила одну лишь короткую фразу: «Буду думать». Зрителям нравился емкий ответ, который буквально обесценивал пафос речей и казался насмешкой. Видимо, нравилось и то, как я его произносила, потому что раздавались аплодисменты. Вскоре коллеги стали обращаться ко мне именно так: «Привет, "Будудумать"!».
Актриса считает, что основные драматические роли остались в прошлом, в классической драме, которая была при режиссере Иване Тимофеевиче Бобылеве. Но и в сегодняшнем театре актриса нашла себя — ей стали нравиться комедийные роли.
— Я хоть и позиционировала себя как драматическая актриса, но всегда завидовала комедийным и характерным актерам. И сейчас поняла, что могу играть роли такого плана. «Варвары» мы ставили в театре дважды. Спектакль Бобылева получился не очень удачным и быстро сошел со сцены. Постановка Мильграма была совершенно другой: на первом месте в ней был яркий внешний рисунок. Спектакль получился хоть и длинным, но смотрелся легко. В нем я сыграла роль Притыкиной, дамы вечно под хмельком. Когда художница принесла костюмы для ролей, среди них оказалась непонятно растянутая трикотажная водолазка из секонд-хэнда. Она никому не подходила, а я ее надела и поняла, что ее можно использовать во время игры. Если ее натянешь вниз, то вскоре она поднимется вверх. Я использовала это как игровой жест на сцене — все время натягивала водолазку, прикрывая колени. Зрители с энтузиазмом принимали мою комедийную героиню.
Трофейная машинка и талантливые дети
Коллеги и зрители восхищаются, как прекрасно выглядит актриса, ее выразительными руками, женственностью и стилем в одежде. Но Лидия Александровна говорит, что ничего для этого не делает, и все это мамины гены, воспитание и закалка.
— Хоть наша Николаевка была небольшим городком, всего три километра длиной, но мама, чтобы выйти на улицу с тазиком и повесить белье, надевала парадный халат и подкрашивалась. А мне говорила: «Не вздумай приезжать в том же, в чем приезжала в прошлый раз. Лида, ты артистка!».
Швейную ручную машинку в семью привез дед из Германии после войны. Мама актрисы освоила ремесло портнихи и стала шить модные платья для многих женщин Николаевки, зарабатывая на семью: муж ушел, двух детей она растила сама. Маленькая Лида подглядывала, как та колдует над машинкой, и вскоре сама села за нее.
— Ту машинку я привезла в Пермь и стала шить себе и мужу. Например, в годы советского дефицита, когда джинсы было не достать, я брала ткань для рабочих спецовок и шила из нее джинсы. Чтобы придать эксклюзивность, добавляла кожаные ремешки и заклепки, которые спарывала со старой обуви. Еще сшила Олегу френч из искусственной кожи, рубашки, все они были моего авторства.
Увлечение шитьем повлияло на профессиональный выбор сына Лидии Аникеевой и Олега Выходова.
— Сначала Игнат хотел стать актером, и даже пробовал себя в юношеском театре, но в итоге сказал: «Все равно я отца не переиграю!» и пошел учиться на модельера. Видимо, насмотрелся, как я шью. Участвовал в разных конкурсах и «Бриллиантовой булавке», а сейчас у него свое ателье и магазин, где можно купить модные эксклюзивные вещи.
Дочь актеров Алина с детства участвовала в спектаклях театра, но выбрала профессию филолога, а потом закончила режиссерский факультет в Москве и сейчас живет в столице, работает в студии «Осень» (руководитель А. Зайцев), которая находится в одном здании со студией Никиты Михалкова «ТриТэ».
Народная артистка России Лидия Александровна Аникеева говорит, что готова открывать для себя новые роли и ждет начала следующего сезона и встреч со зрителями.
Недавно мы публиковали интервью с актерами Театра-Театра Альбертом Макаровым и Маратом Мударисовым. Они рассказали, о чем мечтали в детстве, своих хобби и чем занимались во время самоизоляции.