Все новости
Все новости

Организатор, продавец билетов или композитор? Кто он — новый директор Оперного в Перми

Несколько дней назад Довлет Анзароков официально вступил в должность руководителя

Первый раз пермская публика увидела нового директора Оперного театра на открытии Дягилевского фестиваля. На церемонию он пришел с семьей

Поделиться

В апреле пермский Минкульт назвал имя нового директора Пермского театра оперы и балета. Им стал Довлет Анзароков, работающий в Александринском театре Санкт-Петербурга. После ухода в ноябре прошлого года Андрея Борисова, возглавлявшего пермский Оперный с 2017 года, министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский пообещал, что ведомство объявит конкурс, и нового директора выберут за полтора месяца. По его словам, уже на тот момент были заявлены достойные претенденты. На пресс-конференции в театре он сказал, что кандидатуру согласуют с губернатором, а решение обязательно примет сам коллектив.

Но выбор руководителя затянулся на полгода. В итоге нового руководителя выбрали без конкурса и без согласования с коллективом — просто огласили принятое решение.

Мы несколько раз обращались к самому Довлету Анзарокову с просьбой рассказать о себе, но он отказался, объяснившись занятостью. «Какое-то время не хотел бы давать ни интервью, ни какие-то комментарии, — ответил 59.RU Анзароков. — Мне необходимо в условиях невероятного цейтнота познакомиться с коллективом, понять текущие проблемы и срочно готовить Дягилевский фестиваль. Давайте поговорим чуть попозже, когда я буду в большей степени в материале».

Но и позже, спустя месяц, новый руководитель театра отказывался от интервью, ссылаясь на занятость.

Центр Анзарокова и концерт в фейковой квартире


Официально о кандидатуре нового директора мало что известно. Минкульт представил его заслуги в релизе: Довлет Анзароков работает в Александринском театре, он — советник при ректорате Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова и автор более 40 музыкальных произведений, премьеры которых состоялись на сценах концертных залов в России и за рубежом.

На нашу просьбу назвать конкретные фамилии экспертов и руководителей, принявших решение о назначении Довлета Анзарокова директором пермского театра, Минкульт ответил общей фразой: «Мы брали характеристики у целого ряда экспертов». Но имена так и не назвал. «Довлета Анзарокова выбрали в результате сложного отбора, — также написала пресс-служба Минкульта. — От конкурса решили отказаться: во-первых, устав театра не предполагает проведения конкурса, во-вторых, профессионалов такого высокого уровня очень мало, и нужен адресный подход».

На просьбу 59.RU высказаться о преемнике экс-директор пермской оперы Андрей Борисов прислал отказ через пресс-службу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, генеральным директором которого сейчас является.

При запросе о Довлете Анзарокове в интернете выходит не так уж и много информации. Поиск ведет на страницу «Международного молодёжного центра музыкального искусства» IMAYC — International Musical Art Youth Center, который он возглавляет. Центр предлагает купить билеты на симфонические, вокальные и джазовые концерты, а также органные концерты в храмах Петербурга. В разделе «Музыкантам» Довлет от своего лица предлагает молодым музыкантам маркетинговую и консалтинговую помощь.

Довлет Анзароков во время работы в Александринском театре

Довлет Анзароков во время работы в Александринском театре

Поделиться

«Так сложилось, что после окончания вуза мне довелось работать во многих концертных организациях, — обращается со странички сайта Анзароков. — Я прекрасно представляю, что нужно сделать для того, чтобы запустить концерт, организовать кассовые продажи, рекламную кампанию мероприятия. И теперь мне хочется помочь молодым музыкантам наиболее безболезненно пройти путь от студентов до концертирующих исполнителей».

Второй материал, выпадающий при поиске, — статья «Фонтанки». В ней речь идет о казусе, связанном с тем же центром, возглавляемым Анзароковым. Два года назад IMAYC проанонсировал концерт одного из оркестров, но не в концертном зале, а в частной питерской квартире в доме на Литейном, 60 — в афишах она была названа квартирой, где когда-то жил Салтыков-Щедрин. На стене дома действительно висит мемориальная табличка, писатель в нем жил, но речь идет не об этой квартире. Промоутеры же разместили фотографии музея-квартиры из другого города и открыли на питерских сайтах продажу билетов. В день концерта к указанной двери пришла толпа поклонников классики. Удивленный владелец квартиры объяснил, что никакого музея здесь нет, хотя в доме действительно когда-то жил автор «Истории одного города». Гостей попытались успокоить подоспевшие организаторы мероприятия и пригласили на другую площадку. Но концерт в тот день так и не состоялся.

Судя по другим отзывам о концертах, организованных центром, возглавляемым Анзароковым, это недоразумение, по всей видимости, было единственным. Концерты центра, которые проводят в камерных залах и церквях Петербурга, действительно пользуются успехом.

Папа — певец, бабушка — легенда


О детстве и юности 59.RU рассказала его сестра Марзиет Анзарокова — директор школы искусств имени Кима Тлецерука, теоретик-фольклорист.

Довлет родился в музыкальной семье в Майкопе. Его отец — народный артист Республики Адыгея Чеслав Анзароков — популярный певец в республиках Северного Кавказа, закончивший Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова, профессор Адыгейского государственного университета. Дядя Довлета — Вячеслав Анзароков — хоровой дирижер.

— На становление Довлета как музыканта оказал влияние наш папа, — рассказала 59.RU Марзиет Чесиковна. — Но музыкальные корни у нас еще более давние. Бабушка нашего папы Гуля была народной гармонисткой в ауле Кошехабль. О ней до сих пор ходят легенды. К сожалению, мы с братом уже не застали прабабушку, но я случайно нашла ее гармошку в музее одной из музыкальных школ Адыгеи. А мама у нас — учитель адыгейского языка и литературы и тоже большой ценитель музыки.

Чеслав Анзароков — исполнитель романсов, народных песен и классической музыки

Чеслав Анзароков — исполнитель романсов, народных песен и классической музыки

Поделиться

Отец мечтал, чтобы дети были связаны с музыкой, поэтому уже в возрасте пяти лет привел и дочку, и сына в музыкальную школу.

В музыкальной школе Майкопа, куда мы позвонили, о Довлете до сих пор помнят и отзываются как о «творческом одаренном ребенке».

Уроки фортепиано Довлет совмещал с игрой в футбол, который любит до сих пор, и однажды даже повредил ногу.

После школы Довлет поступил в колледж, где начал брать уроки композиции и писать музыку, а потом целенаправленно поступил на композиторское отделение в Ростовскую консерваторию. На третьем курсе Довлет перевелся в Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, которую когда-то закончил его отец. Учился у композитора и профессора Сергея Слонимского — автора симфоний, опер «Мастер и Маргарита» (16+), «Король Лир» (16+) и «Антигона» (16+), балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к советским кинофильмам, в том числе «Республике Шкид» (0+), и театральным постановкам. Профессор ушел из жизни в 2020 году.

Марзиет и Чеслав Анзароковы перед концертом скрипача Джошуа Белла

Марзиет и Чеслав Анзароковы перед концертом скрипача Джошуа Белла

Поделиться

— На написание произведений Довлета могла вдохновить народная музыка, — говорит Марзиет. — В 2009 году я поехала в фольклорную экспедицию в Турцию, где живет большая адыгская диаспора — собирать мелодии, и Довлет поехал со мной. По мотивам тех мелодий он сочинил два произведения, потом их исполнили в петербургской капелле. В годы студенчества Довлет записал диск. Его произведения исполняли в филармонии, в Германии на фестивале классической музыки. В 2018 году в «Концертхаусе» Молодежный оркестр Санкт-Петербурга исполнил Шостаковича и «Концерт для гобоя» Довлета Анзарокова.

«Работает четко и быстро»


В Александринском драматическом театре Довлет Анзароков работал в отделе маркетинга и занимался продажей билетов. Здесь о нем отзываются о нем как о способном организаторе.

— Что касается продажи билетов, то здесь он достиг успехов, — рассказала 59.RU руководитель пресс-службы Александринского театра Елена Герусова. — А еще он успевает продюсировать талантливых молодых музыкантов — открыл свой центр, который продвигает молодежную академическую музыку и исполнительство, организовывает концерты. И все это удивительным образом сочетает с композиторским творчеством.

Довлет Анзароков с американским скрипачем Джошуа Беллом, играющим на скрипке Антонио Страдивари

Довлет Анзароков с американским скрипачем Джошуа Беллом, играющим на скрипке Антонио Страдивари

Поделиться

Кроме мероприятий своего центра, Довлет Анзароков занимался организацией концертов студенческого оркестра консерватории. В последний год он занимал должность советника при ректорате Санкт-Петербургской консерватории и консультировал ректора в вопросах театральной и концертной работы.

— Мы долгое время сотрудничаем с Довлетом Чесиковичем, и всегда совместная работа оставляет только положительные впечатления, — рассказал 59.RU ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев. — Организация концертов студенческого оркестра проходила на самом высоком уровне при аншлагах.

Когда я узнал, что он возглавит театр в Перми, то испытал смешанные чувства. Конечно, я рад за него — как профессионал, он, безусловно, может дать много Пермской опере. Этот человек всегда полон интересных творческих идей, работает четко и быстро, что ценно в наше время. Вместе с тем мне несколько грустно, что он не сможет уделять, как прежде, время Санкт-Петербургской консерватории, и это вполне резонно, ведь театр — большая организация, которая требует полного погружения.

«И не ультраавангард, и не совсем махровая попса»


Узнав о том, что оперный театр возглавит композитор, пермяки высказали сомнения — о музыке Анзарокова никто не слышал, как и о его концертах за рубежом. 59.RU обратился к композитору, эссеисту, обозревателю журнала «Музыкальная жизнь» и интернет-портала Colta.ru Антону Светличному. Он неоднократно слушал сочинения Довлета. Специально для знатоков музыки мы публикуем его отзыв полностью.

На концертах Довлет может сыграть как авангардную музыку собственного сочинения...

На концертах Довлет может сыграть как авангардную музыку собственного сочинения...

Поделиться

— Сначала, в 2000-х, Анзарокову был свойственен консерваторский неоакадемизм в духе питерской, да и ростовской, композиторской школы. Яркий пример этого условно раннего творческого периода — «Концерт для гобоя с оркестром», впервые исполненный в берлинском «Концертхаусе» в 2018-м, но написанный много раньше, в 2004 году. А потом, видимо, годы учебы закончились, после выпуска из консерватории началась real life — и музыка стала смещаться ближе к нормальному зрителю, к идеям «третьего течения»: чтобы и не консерваторский стиль, и не ультраавангард, и не совсем махровая попса.

... так и классическую

... так и классическую

Поделиться

Музыковед отмечает, что развитие Анзарокова совпало с постепенной эволюцией петербургской композиторской школы в целом.

— Взять хотя бы музыку Настасьи Хрущевой или нынешнего заведующего кафедрой композиции консерватории Антона Танонова, — продолжает критик. — Эта эволюция слышна и в совсем свежих партитурах Анзарокова, вроде The Perceptual present для квартета флейт 2021 года, и в более ранних работах — «Двух адыгских танцах» для гитары и струнных — там такой своего рода этнический минимализм, и Sentimental Vanity для гитары и струнных — тут даже без этники, просто явный репетитивный минимализм: лупер, приветы Райху, блюзовый гитарный саунд с перегрузом, в конце вполне попсовая, но не без изящества, четырехаккордовая гармоническая сетка.

В эти дни Пермский театр оперы и балета проводит Дягилевский фестиваль. В первый же день Довлет опубликовал фото Пермского театра оперы и балета. Как выяснилось, фото было символичным — Анзароков официально вступил в должность директора. Будем надеяться, что в ближайшее время его представят общественности, и он сможет ответить на все вопросы пермских театралов.

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter