В Камском водохранилище около Хохловки пермские водолазы обнаружили на глубине 20 метров утонувшее судно, возраст которого, по предварительной информации, — около 300 лет. Корреспонденты 59.RU съездили на место экспедиции, которую проводят совместно археологи и водолазы. Они рассказали нам, будут ли поднимать затопленный исторический объект и какие еще артефакты скрывают глубины прикамских рек.
«Под водой — богатая древняя история»
В акватории Камы вблизи Хохловки с июня кипит работа по исследованию древнего судна. Его обнаружили водолазы во время погружений на глубине около 20 метров. Найденный корабль больше 25 метров в длину и шириной 5 метров.
Как рассказал 59.RU начальник Камской археологической экспедиции ПГНИУ Григорий Головчанский, специалисты выяснили, что судно имело парус, им управляли гребцы, судя по всему, на нем перевозили грузы, в частности, руду. Сейчас ученые проверяют версию, что это судно возило руду на Хохловский медеплавильный завод. Историк предполагает, что возраст судна датируется XVII–XIX веком. Эксперты окончательно определят возраст корабля после полного обследования.
По словам Головчанского, поиск остатков судна в Каме осложняется сильными течениями, мутной водой и большой глубиной. Место, где обнаружили находку, находится в старом русле Камы, которое пролегало еще до создания водохранилища.
— Исследовать найденное судно можно и под водой. Если будет принято решение о подъеме, то только с целью музеефикации. Без специальной обработки от судна через пару недель ничего не останется, — рассказал Григорий Головчанский. — О подъеме говорить пока рано, надо определиться с ценностью этого судна. Сама процедура музеефикации и подъема — очень дорогостоящий процесс. Встает вопрос о консервации и реставрации этого судна и насколько это целесообразно. Понятно, что если там струг XVII века, то его надо поднимать. Будем действовать по обстоятельствам.
Обнаруженный корабль — лишь первый объект масштабной работы по исследованию рек Прикамья. Цель такой экспедиции — поиск артефактов и объектов исторического наследия, которые находятся под водой. Это совместный проект Камской археологической экспедиции ПГНИУ и Уральского центра подводных исследований.
— Под водой у нас богатая древняя история, которая во многом определена реками, — рассказал Григорий Головчанский. — Чусовая пересекает хребет Уральских гор и течет с глубокой древности. Она впадает в Каму, Кама — впадает в Волгу. У нас получается длинный транспортный путь, который использовали с глубокой древности по сегодняшний день. Люди селились на берегах прикамских рек, в том числе были стоянки с каменного века. Люди переселялись по этим рекам, на них стояли городища, поселения, могильники. Все древние памятники в той или иной степени привязаны к этим рекам.
По словам ученого, наземной археологией занимаются с начала XIX века, а подводные объекты совершенно не изучены.
— Понятно, это было недоступно: технологически проводить такие обследования сложно. Сейчас такая возможность появилась, — отметил Григорий Головчанский. — Безусловно, в реках Прикамья есть и более значимые объекты. У нас история с каменного века, а ил — прекрасный консервант. Например, около Березников под водой находится затопленный во время строительства Камской ГЭС Орел-городок — центр строгановских вотчин. В 1950-х годах проводились его археологические исследования вплоть до момента затопления. Но они не были завершены. Сейчас можно продолжить эти исследования на новом технологическом уровне.
Подводный дрон
Перед погружением водолазов археологи изучают архивы и документы, а для сканирования дна реки и разведки неизвестной территории используют подводный дрон.
Гидроакустик команды Уральского центра подводных исследований Станислав Кондратюк рассказал 59.RU, что задача подводного робота — обследовать акватории и искать объекты под водой. Дрон легко погружается до 30 метров: для пермских рек это максимальная глубина. Стоимость такого робота — полмиллиона рублей. Для работы в морях и океанах используется более сложный подводный дрон-робот.
— У дрона есть мощные фонари и видеокамера. Он замеряет течение, прозрачность и температуру воды, — перечислил гидроакустик. — На основе съемки водолазы планируют погружение и принимают решение — стоит ли нырять на данный объект. Всё это повышает качество нашей работы.
Управление и трансляция видео с дрона идет через кабель, потому что вода не пропускает радиоволны. Длина кабеля — 100 метров, изображение на смартфон передается в режиме онлайн, аккумулятор работает 4 часа, но длительность работы зависит от температуры воды.
В своей работе участники экспедиции проводят разведку территории и с помощью беспилотников. Это не рядовые аппараты, а настоящие самолетные дроны.
— Мы используем дроны самолетного типа, они могут снять в детальном разрешении очень значительные площади, — рассказал 59.RU оператор воздушной съемки Илья Липин. — По результатам мы получаем цифровую модель берега и водоема. В отдельных случаях дрон может снять рельеф дна.
Дальность полета самолетного дрона — 150 километров. Запускается он с любой площадки длиной 100 метров. Скорость полета такого беспилотника — 70 километров в час. Также для экспедиции используется многороторный вертолет — по сути, это мультикоптер, который способен поднимать в воздух не только камеру, а промышленное оборудование, в данном случае дрон оборудован газоанализатором. Задача такого беспилотника — экологический мониторинг водоемов. Он измеряет содержание метана и строит карту состояния окружающей среды.
Как рассказали после очередного погружения к утонувшему судну водолазы Уральского центра подводных исследований Анна Булычева и Максим Пивоваров, работать приходится в непростых условиях.
— Под водой на глубине 20 метров видимость очень ограничена и составляет не более 40–50 сантиметров, — сообщили водолазы. — По ходовику (тросу. — Прим. ред.) мы прошли вдоль всего судна. Сняли точные размеры корабля. Практически всё судно находится под толстым слоем ила, который позже придется размывать, чтобы очистить детали и контуры корабля. Судно деревянное, частично повреждено.
Все найденные в ходе экспедиции археологические памятники, которые вызывают особый интерес, войдут в единый каталог. Такая работа займет несколько лет.
В прошлом году мы ездили в полевой лагерь дайверов, которые нашли на дне реки Сылвы пароход «Вера Фигнер», построенный более 100 лет назад, — в 1904 году. В годы Великой Отечественной войны на нем перевозили людей из блокадного Ленинграда, а затонул он в 1966 году.