Культура Меняя лица городов спецпроект Меняя лица городов. Пермская арт-резиденция — как бывшая больница превратилась в выставочное пространство

Меняя лица городов. Пермская арт-резиденция — как бывшая больница превратилась в выставочное пространство

Рассказываем, как изменилась арт-резиденция за 10 лет существования

Портреты в стиле Энди Уорхолла

В третьей серии проекта «Меняя лица городов» мы расскажем историю пермской арт-резиденции. В этом году ей исполняется 10 лет. А вот зданию, где она расположена, уже больше века. В разное время здесь учились, лечились, а сейчас творят.

Так выглядело здание сто лет назад

Двухэтажный кирпичный особняк по адресу: Монастырская, 95а (ранее улица называлась Орджоникидзе) построен в начале XX века. Здание возведено по типовому проекту Роберта Марфельда известным пермским архитектором Василием Попатенко.

В 1910 году там открылась ремесленно-учебная мастерская. В советское время была Пермская механическая школа, потом — училище при заводе имени Сталина (сейчас это завод «Пермские моторы»). После 30-х годов здание было отдано медицине — здесь расположилась Детская инфекционная больница. Для этого большие учебные классы разделили перегородками и сделали дополнительные пристройки.

Интересное здание с архитектурной точки зрения
Сейчас в здании располагаются арт-резиденция и «АСП»

В 2011 году здание передали городскому «Агентству социокультурных проектов». С этого и началась история пермской арт-резиденции. Тогда планировалось, что здесь появится арт-сквот европейского формата, где художники будут не только показывать свои работы, но и творить и даже жить.

— В пермской арт-резиденции разместятся художественные мастерские, фотостудия, студия звукозаписи и репетиционные базы, — обещали тогда городские власти. — Завершится формирование свободной творческой среды открытием арт-кафе и арт-хостела, которые обеспечат гостям и резидентам комфортные условия проживания и послужат местом проведения творческих вечеров, концертов и кинопоказов.

В арт-резиденции сейчас выставки проходят одна за одной, но так было не всегда

— Арт-резиденция появилась в Перми во времена культурной революции, — напоминает художник Юрий Лапшин. — Тогда ее делали очень спешно. Подумали, что у всех есть арт-резиденция, хорошо бы, чтобы и у нас была. Но после нескольких выставок активность затихла, был простой.

Юрию Лапшину в этом году исполняется 80 лет. Но он считает, что главное в творчестве — свежий взгляд

Тогда власти и предложили Лапшину стать художественным руководителем арт-резиденции. Творческий стаж Юрия Лапшина более 50 лет. Он служил главным художником в нескольких театрах, в том числе в Пермском ТЮЗе. Выставки картин проходили в США и Европе, а сам он приглашал в Пермь зарубежных мастеров.

В выставочных залах решили снять гипсокартон со стен

— Помню, каково было состояние самого пространства, — рассказывает Лапшин. — Стены тогда были зашиты гипсокартоном, а это довольно недолговечный материал. Всего в двух залах было смонтировано освещение. А всё остальное требовало не то чтобы реконструкции — там это сделать было невозможно. Надо было понять, как приспособить, преобразовать пространство для выставок. Но мне тогда помог мой театральный опыт — для меня любое пространство интересно. Это прекрасное кирпичное здание! Как можно было зашивать кирпич картонными плоскостями? Кирпич надо было оставить и как можно больше использовать его фактуру. На нем можно практически всё показывать.

На чистом кирпиче картины смотрятся выигрышнее

Тогда стены очистили от гипсокартонных коробов, сделали дополнительное освещение. Сейчас Лапшин считает арт-резиденцию полувыставочным пространством — хорошо, но не идеально. Чтобы было идеально, необходимы значительные деньги.

С тех пор в арт-резиденции началась активная творческая жизнь. К сожалению, не такая, как предполагалась изначально. Арт-хостела так и не появилось, да и с полноценными мастерскими пока не складывается. Но за минувшие годы уже прошли около ста выставок и перформансов. Например, постоянным участником арт-резиденции стал известный пермский карикатурист Дмитрий Кононов. Свои карикатуры он подписывает просто «Митя». Кононов устраивал в арт-резиденции и персональные выставки, и мастер-классы.

Дмитрий Кононов и Юрий Лапшин
Мастер-класс по карикатуре

Арт-резиденция открыта не только для мастеров, которые пишут картины. Здесь проходили выставки известных пермских фотографов, были показы мод, музыкальные концерты и танцевальные перформансы.

Показ мод
Танцевальный перформанс
Юрий Лапшин рассказывает о выставке модельера Ольги Величко

Конечно же, арт-резиденция занимает не всё здание на Монастырской. Сейчас это несколько выставочных залов, в том числе отдельный для графики. А недавно для выставок приспособили и коридор. Проект так и назвали «Арт-коридор». Здесь будут показывать мини-выставки начинающих художников или анонсировать большие проекты.

Первой выставкой арт-коридора стала «Выше ноги от земли» юной художницы Александры Хайрулиной.

Александра рядом со своей картиной

— Я хотела создать мир, где возможно прыгнуть так высоко, чтобы оглядеться вокруг, и не бояться быть пойманным, — объясняет Александра. — Возможность прыгнуть высоко, чтобы оглядеться вокруг — способ увидеть пройденный путь и новые вершины, ведь чем выше поднимаешься, тем шире горизонт.

Необычные рамы
Стоит отметить, что коридор и раньше использовали в качестве выставочного пространства
Здесь, например, на первом плане фигура импресарио Сергея Дягилева
Интересно, сколько лет этим перилам?

А, например, молодой художник Данил Куликов только-только получил диплом Академии художеств и через несколько дней уже открыл свою выставку в арт-резиденции.

— Во время учебы я посещал Сицилию, где создал немало материала, который в последствии появился в экспозиции выставки, — рассказал Данил. — Сама идея создать выставку — как дань тому, что это место мне дало. По приезде оттуда еще долго приходишь в себя и привыкаешь к действительности вокруг. А заряд, полученный там, питает меня и подвигает к созданию солнечных работ, вкладывая средиземноморскую энергию.

На вернисаж пришли его сокурсники и тоже захотели участвовать. Так обычно и происходит, люди сами притягиваются в арт-резиденцию.

В арт-резиденции всегда много молодежи

— Те, кто у нас выставляется, это большие профессионалы, художники. Но ими могут оказаться и совсем молодые мальчики и девочки с улицы, — признается Юрий Лапшин. — В большинстве проектов это экспериментальная площадка для молодежных проектов. А где им еще показывать? В городе больше нет такой подходящей площадки.

Или, например, еще одна история художника — Константину Собянину около 50 лет. Он учился в худучилище у Лапшина, потом поступил в Академию живописи. Несколько лет назад именно в арт-резиденции прошла его первая выставка. Сейчас его выставки проходят в Москве, а сам он недавно стал членом Союза художников. Его тема — это пейзажи. Писать он может и в лютый мороз.

— Для себя пока дошел до черты в -37 градусов, когда на новогодние праздники был на пленэре на Северном Урале несколько лет назад, — вспоминает Собянин. — Обращение именно к пейзажу неслучайно — в свое время очень серьезно занимался туризмом и альпинизмом. Так любовь к природе и навык походной жизни пригодились уже на пленэре — не было проблемой забираться за многие километры с палаткой в одиночку и писать то, что было близко и интересно.

Здесь проходят выставки известных пермских фотографов

Так что сейчас арт-резиденция объединяет мастеров и новичков.

— Арт-резиденция сейчас — это не стандартная история и не академический подход. Хотя он и может присутствовать отдельным фрагментом. Это, скорее, лаборатория современного искусства. Сюда должны приезжать люди из других городов. Но чтобы нам развернуться широко и это прозвучало на мировом уровне, надо вкладывать средства, необходимо новое оборудование, нужны мастерские. Здесь есть еще огромное количество помещений, которые надо приводить в порядок. Сейчас они используются как склад. Нам нужна парковка, нужно облагородить прекрасный огромный двор — ведь он тоже может стать летним арт-пространством. Мы же делаем и театральные проекты, и поэтические вечера.

В проекте «Меняя лица городов» мы уже рассказывали о Саде соловьев — как долина речки Уинки превратилась из свалки в место притяжения для многих горожан. Читайте историю создания Старокрпичного переулка за филармонией «Триумф». Мы рассказали, как там появились знаменитые городские фишки — граффити слона и енот в носочках.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем