В третьей серии проекта «Меняя лица городов» мы расскажем историю пермской арт-резиденции. В этом году ей исполняется 10 лет. А вот зданию, где она расположена, уже больше века. В разное время здесь учились, лечились, а сейчас творят.
Двухэтажный кирпичный особняк по адресу: Монастырская, 95а (ранее улица называлась Орджоникидзе) построен в начале XX века. Здание возведено по типовому проекту Роберта Марфельда известным пермским архитектором Василием Попатенко.
В 1910 году там открылась ремесленно-учебная мастерская. В советское время была Пермская механическая школа, потом — училище при заводе имени Сталина (сейчас это завод «Пермские моторы»). После 30-х годов здание было отдано медицине — здесь расположилась Детская инфекционная больница. Для этого большие учебные классы разделили перегородками и сделали дополнительные пристройки.
В 2011 году здание передали городскому «Агентству социокультурных проектов». С этого и началась история пермской арт-резиденции. Тогда планировалось, что здесь появится арт-сквот европейского формата, где художники будут не только показывать свои работы, но и творить и даже жить.
— В пермской арт-резиденции разместятся художественные мастерские, фотостудия, студия звукозаписи и репетиционные базы, — обещали тогда городские власти. — Завершится формирование свободной творческой среды открытием арт-кафе и арт-хостела, которые обеспечат гостям и резидентам комфортные условия проживания и послужат местом проведения творческих вечеров, концертов и кинопоказов.
— Арт-резиденция появилась в Перми во времена культурной революции, — напоминает художник Юрий Лапшин. — Тогда ее делали очень спешно. Подумали, что у всех есть арт-резиденция, хорошо бы, чтобы и у нас была. Но после нескольких выставок активность затихла, был простой.
Тогда власти и предложили Лапшину стать художественным руководителем арт-резиденции. Творческий стаж Юрия Лапшина более 50 лет. Он служил главным художником в нескольких театрах, в том числе в Пермском ТЮЗе. Выставки картин проходили в США и Европе, а сам он приглашал в Пермь зарубежных мастеров.
— Помню, каково было состояние самого пространства, — рассказывает Лапшин. — Стены тогда были зашиты гипсокартоном, а это довольно недолговечный материал. Всего в двух залах было смонтировано освещение. А всё остальное требовало не то чтобы реконструкции — там это сделать было невозможно. Надо было понять, как приспособить, преобразовать пространство для выставок. Но мне тогда помог мой театральный опыт — для меня любое пространство интересно. Это прекрасное кирпичное здание! Как можно было зашивать кирпич картонными плоскостями? Кирпич надо было оставить и как можно больше использовать его фактуру. На нем можно практически всё показывать.
Тогда стены очистили от гипсокартонных коробов, сделали дополнительное освещение. Сейчас Лапшин считает арт-резиденцию полувыставочным пространством — хорошо, но не идеально. Чтобы было идеально, необходимы значительные деньги.
С тех пор в арт-резиденции началась активная творческая жизнь. К сожалению, не такая, как предполагалась изначально. Арт-хостела так и не появилось, да и с полноценными мастерскими пока не складывается. Но за минувшие годы уже прошли около ста выставок и перформансов. Например, постоянным участником арт-резиденции стал известный пермский карикатурист Дмитрий Кононов. Свои карикатуры он подписывает просто «Митя». Кононов устраивал в арт-резиденции и персональные выставки, и мастер-классы.
Арт-резиденция открыта не только для мастеров, которые пишут картины. Здесь проходили выставки известных пермских фотографов, были показы мод, музыкальные концерты и танцевальные перформансы.
Конечно же, арт-резиденция занимает не всё здание на Монастырской. Сейчас это несколько выставочных залов, в том числе отдельный для графики. А недавно для выставок приспособили и коридор. Проект так и назвали «Арт-коридор». Здесь будут показывать мини-выставки начинающих художников или анонсировать большие проекты.
Первой выставкой арт-коридора стала «Выше ноги от земли» юной художницы Александры Хайрулиной.
— Я хотела создать мир, где возможно прыгнуть так высоко, чтобы оглядеться вокруг, и не бояться быть пойманным, — объясняет Александра. — Возможность прыгнуть высоко, чтобы оглядеться вокруг — способ увидеть пройденный путь и новые вершины, ведь чем выше поднимаешься, тем шире горизонт.
А, например, молодой художник Данил Куликов только-только получил диплом Академии художеств и через несколько дней уже открыл свою выставку в арт-резиденции.
— Во время учебы я посещал Сицилию, где создал немало материала, который в последствии появился в экспозиции выставки, — рассказал Данил. — Сама идея создать выставку — как дань тому, что это место мне дало. По приезде оттуда еще долго приходишь в себя и привыкаешь к действительности вокруг. А заряд, полученный там, питает меня и подвигает к созданию солнечных работ, вкладывая средиземноморскую энергию.
На вернисаж пришли его сокурсники и тоже захотели участвовать. Так обычно и происходит, люди сами притягиваются в арт-резиденцию.
— Те, кто у нас выставляется, это большие профессионалы, художники. Но ими могут оказаться и совсем молодые мальчики и девочки с улицы, — признается Юрий Лапшин. — В большинстве проектов это экспериментальная площадка для молодежных проектов. А где им еще показывать? В городе больше нет такой подходящей площадки.
Или, например, еще одна история художника — Константину Собянину около 50 лет. Он учился в худучилище у Лапшина, потом поступил в Академию живописи. Несколько лет назад именно в арт-резиденции прошла его первая выставка. Сейчас его выставки проходят в Москве, а сам он недавно стал членом Союза художников. Его тема — это пейзажи. Писать он может и в лютый мороз.
— Для себя пока дошел до черты в -37 градусов, когда на новогодние праздники был на пленэре на Северном Урале несколько лет назад, — вспоминает Собянин. — Обращение именно к пейзажу неслучайно — в свое время очень серьезно занимался туризмом и альпинизмом. Так любовь к природе и навык походной жизни пригодились уже на пленэре — не было проблемой забираться за многие километры с палаткой в одиночку и писать то, что было близко и интересно.
Так что сейчас арт-резиденция объединяет мастеров и новичков.
— Арт-резиденция сейчас — это не стандартная история и не академический подход. Хотя он и может присутствовать отдельным фрагментом. Это, скорее, лаборатория современного искусства. Сюда должны приезжать люди из других городов. Но чтобы нам развернуться широко и это прозвучало на мировом уровне, надо вкладывать средства, необходимо новое оборудование, нужны мастерские. Здесь есть еще огромное количество помещений, которые надо приводить в порядок. Сейчас они используются как склад. Нам нужна парковка, нужно облагородить прекрасный огромный двор — ведь он тоже может стать летним арт-пространством. Мы же делаем и театральные проекты, и поэтические вечера.
В проекте «Меняя лица городов» мы уже рассказывали о Саде соловьев — как долина речки Уинки превратилась из свалки в место притяжения для многих горожан. Читайте историю создания Старокрпичного переулка за филармонией «Триумф». Мы рассказали, как там появились знаменитые городские фишки — граффити слона и енот в носочках.