Впервые работы художника мы увидели на одной из выставок в Екатеринбурге. Они выглядели необычными, а костер на его работах — настолько живым, что мы захотели найти автора.
Не могу остановиться — всё рисую
Художник живет в крохотной деревеньке в Прикамье. Мы приехали к нему в гости. Художник — молодой кудрявый человек, выходит на крылечко дома и машет нам рукой. Мы спешим к нему по расчищенной от снега тропинке.
— Это родительский дом, переехал в деревню, когда пришел из армии, а это было три года назад, — рассказывает мастер 59.RU. — Родители хотели было продавать дом, но предложили мне здесь жить. Сначала я хотел побыть здесь только летом и порисовать, но потом решил остаться.
В большой комнате — мастерская художника. Уютно: большой стол, ковер на полу, несколько картин, полочка с фигурками и засохшими корнями, массивный кульман «Роботрон». На нем в советское время работали чертежники, а художник использует его как мольберт.
— Картины, которые находятся в мастерской, все в работе. Я пишу сразу несколько, и пока сохнет слой на одной, работаю над другой, — объясняет автор.
Художник рассказывает о детстве. Он родился в семье военного и медсестры. Рисовать начал, когда его впервые привели в детский сад.
— Все дети в группе были чем-то заняты, играли, — вспоминает художник. — А я увидел у окна столик с бумагой и карандашами, сел за него и нарисовал вулкан. Потом еще и еще что-то. В результате появилась целая выставка. Так и не могу остановиться — всё рисую.
Мальчика отдали в художественную школу. Рано утром он уезжал из дома в школу в соседний поселок Затон, а потом в Соликамск — в художку.
После художественной школы молодой человек уехал учиться в Екатеринбург, где поступил и окончил архитектурно-художественную академию.
— Основная моя специальность — скульптор, — рассказывает художник. — После академии в возрасте 25 лет меня забрали в армию. В армии ты как чистый лист. Это же лишение, у тебя весь быт отваливается. И ты видишь, что именно тебе действительно надо. Там я точно понял, что больше хочу рисовать. Это была какая-то одержимость, так хотелось рисовать. Через два месяца с начала службы ко мне пришла первая посылка. Как я и просил близких, в ней были блокноты и карандаши.
Художник служил в артиллерийских войсках в Москве, был старшим разведчиком. За хорошую службу его наградили медалями отличника сухопутных войск. Их дают за учебу и прохождение нескольких этапов стрельб.
— Я хорошо стрелял. В армии меня пытались привлечь как художника, но я отнекивался и говорил: «Посмотрите, в деле же написано, что я скульптор, а не художник. Я не умею рисовать». При этом сам для себя рисовал, в основном дома, по памяти. Видимо, так хотел домой.
После армии художник впервые начал писать на холсте.
— Масло, живопись — это целая наука, — делится мастер. — От разного соотношения растворителей выходит и различный определенный эффект. У меня вроде что-то получалось, но в то же время чего-то не хватало. И тогда я решил поучиться у мастеров. У меня сразу поднялся уровень.
Автор больше связан с художественной жизнью Екатеринбурга, а не Перми, несмотря на ее географическую близость.
— У нас из Прикамья идет очень удобный поезд — вечером сел, а утром — уже в Екатеринбурге, — объясняет художник. — Оттуда же вылетаю или выезжаю в Москву или Петербург, там тоже бываю часто. В Екатеринбурге у меня есть мастерская на Восточной, 13, но работать легче в деревне. Сюда до меня сложнее добраться, а там всё время открывается и закрывается дверь — приходят художники из соседних мастерских и их друзья. Тусовка очень обширная и разновозрастная, люди и младшего возраста, и взрослые.
Еще одна сфера творчества художника — строительство ледовых городков. Мастер является главным скульптором в фирме «Это лед».
— В юности я поездил по конкурсам, связанным с песками и льдом, — говорит художник. — Занимал даже хорошие места, но мне в последнее время стало уже неинтересно. По старинке участвовал в прошлом году в фестивале «Вифлеемская звезда» в Екатеринбурге, но в этом году уже не стал.
Живой свет, человек и птицы
Замечаем на мольберте написанные карандашом мысли и изречения.
— Какие-то мои, какие-то услышанные или прочитанные, — говорит живописец. — Художник должен быть думающим. Меня интересует психология, шаманизм, эзотерика, религия — много читаю для осмысления, духовного поиска. Кастанеду, например, Ницше, философов, сейчас Рериха немного. Сны меня интересуют. Не могу сказать, что меня перегибает в одну сторону.
На картинах мастера свет и огонь выглядят почти живыми. Они словно выделяются на полотне и кажутся объемными и движущимися. Спрашиваем, как это удается — может быть, художник проволоку или рельеф подкладывает под краску?
— У меня обычная, очень классическая техника — грунт, лессировки — это итальянская техника гладких мазков. Иногда сухой кистью работаю. Я просто изучаю теорию света, цветоведение и понимаю, как свет ведет себя, как смешивать цвета.
Мы останавливаемся у одной из работ. Художник пока не придумал для нее название.
На картине изображен человек, сидящий в позе Будды, к нему слетаются птицы, внутри них — свет, похожий на глаз. Вокруг человека — лес, в котором угадываются не то очертания Мадонны, не то образы из пермского звериного стиля. Над изображенным парит шестикрылый серафим. В картине соседствуют персонажи разных культур, совмещены язычество, буддизм и христианство.
— Сначала я хотел изобразить на холсте дерево, но отказался от этого и нарисовал дом, — поясняет автор. — Что-то мне не нравилось, хотел даже всё закрасить, но в какой-то момент увидел огонь, я его часто рисую, а потом человека. В итоге закрасил домик и нарисовал этого героя. Стал что-то добавлять, появились связующие точки, всё соединил в одну композицию. Кто это? Каждый зритель ответит по-своему. Какой-то человек во время медитации, момент просветления… Серафим как-то случайно появился в процессе работы, да и птицы у меня не были запланированы.
В другой картине, напоминающей сказочную иллюстрацию, мы увидели Ганешу — индийского бога счастья с головой слона, феникса, уральские елки и тут же четки для молитв. Они смотрелись, как ягоды, рассыпавшиеся в траве. В этой картине тоже всё переплелось.
— Решил замиксовать разное. А история у картины простая. Я смотрел на полку в мастерской и всё перерисовывал — статуэтку Ганеша, четки — рудракшу. В окне были елки, и я их перерисовал. Здесь диссонанс из-за соединения уральской природы и индийских мотивов.
Художник активно участвует в выставочных проектах, конкурсах и резиденциях.
— А в Перми я не выставлялся, — признается художник. — Пермь для меня какой-то закрытый город, за всю свою жизнь был там не больше пяти раз. И если отсюда выезжаю, то мне легче попасть в Екатеринбург, где бываю каждый месяц, и даже в Москву и Питер.
Законченные работы в мастерской не остаются, они начинают сразу «ездить» по выставкам или продаются покупателям из разных городов.
И дом, и мастерская
Супруга художника по образованию — преподаватель начальных классов. Сначала она помогала мужу заниматься керамикой, которой он тоже увлечен, а потом стала создавать самостоятельные вещи, давать мастер-классы и заниматься с детьми, где ей пригодилось педагогическое образование. Так у супругов появилась семейная творческая мастерская. Летом художники работают на веранде дома, зимой — в доме.
Супруги показывают нам изделия — кружки с изображением солнца, скульптуру самурая.
— Печка для обжига у нас своя, — говорит жена художника. — Глину заказываем, нравится белая, на ней глазурь хорошо смотрится.
Полгода назад у супругов родился сын. У ребят сейчас две комнаты в доме отданы под мастерские, третью они хотят сделать детской для сына.
На стене мастерской — портрет музыканта с Ямайки Ли Перри. Его художнику подарили екатеринбургские друзья-художники, зная о его увлечении музыкой.
— Мне нравится разная музыка: и рок, и электронная, и этническая тоже заходит, — делится автор. — Я нахожу язык с разными музыкантами, но ближе всего мне культура хип-хопа. На первых курсах института в Екате я занимался граффити, у нас была своя арт-группа.
К мастеру часто приезжают друзья-художники, в основном друзья из Екатеринбурга. Летом они устраивают резиденцию на веранде и придомовой территории, ездят на совместные пленэры и ходят в походы, а зимой на снегоходах поднимаются в горы.
— Вчера ездили на снегоходах и поднимались на Полюд и Ветлан, — говорит художник. — В этом году уже дважды гонял в горы на снегоходе. Люблю путешествовать, реки, сплавы, горы. Это места силы и вдохновения. У нас целая команда — ювелиры, скульпторы, художники, творческая богема Екатеринбурга. Ребята приезжают часто, рисуем вместе. Это и рост, и весело, приятно друг с другом коммуницировать.
Ранее мы рассказывали о художнике Демьяне Гладкове — художнике-самоучке из рабочего поселка Павловский. Он работал водителем и в 27 лет начал писать картины.