Недалеко от Перми в поселке Троица есть дом, где жил поэт Василий Каменский — футурист и один из первых авиаторов, придумавший слово «самолет». Он был знаком с Горьким, Маяковским, художниками-поэтами — братьями Бурлюками. А поэт Корней Чуковский рассказал о нем в документальном фильме. В советское время в Троице открыли музей, куда до сих пор приезжают туристы со всего мира.
Мы побывали в музее, который недавно закрывали на ремонт и вновь открыли, и в гостях у внучки поэта — бывшей солистки балета Пермского театра оперы и балета Елены Каменской. Она живет в центре Перми и хранит фотографии и рисунки деда, сделанные в последние годы жизни Каменского, когда художник из-за проблем со здоровьем учился рисовать левой рукой.
Построить рассказ о поэте помогла Елена Каменская и сотрудники Пермского краеведческого музея. Материал сопровождают фотографии из Дома-музея Каменского и семейного архива.
Родился в каюте парохода
Отец будущего поэта — Василий Филиппович Каменский — был смотрителем золотых приисков графа Шувалова, о матери Евстолии Гаврииловне мало что известно.
В биографии, опубликованной в интернете, говорится, что Василий Каменский родился 5 апреля 1884 года в каюте парохода на пути от Перми к Сарапулу (именно так место своего рождения описывал сам поэт в автобиографической книге «Путь энтузиаста»).
— Многие пишут, что он родился прямо в каюте парохода, но это скорее легенда, — уточняет Елена Каменская. — Но к кораблю он все-таки имел отношение — его дед по матери Гавриил Исидорович Серебренников был его капитаном.
Когда мальчику было четыре года, у него умерли родители. Ребенка взяла на воспитание сестра матери — Александра Гаврииловна Трущова. Она привезла сироту в село Боровское на берегу Камы. Ее муж — Григорий Семенович Трущов — служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детство поэта прошло среди пароходов и барж.
В семь лет Василия отдали в школу при Слудской церкви, а через два года Каменского перевели в городскую школу. Мальчик много читал и учил стихи классиков.
С 1902 по 1906 год юноша работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать с газетой «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с марксистами. В то же время Каменский увлекся театром и в качестве актера ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вел агитацию в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. После освобождения совершил путешествие в Стамбул и Тегеран.
Каменский — футурист
В 1906 году молодой Василий Каменский сдает экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, где он изучал агрономию.
— В эти годы Каменский входит в литературные круги Петербурга, — рассказывают 59.RU в Доме-музее Каменского. — Становится редактором молодежного журнала «Весна», знакомится с футуристами, в частности с Давидом Бурлюком, у которого учился живописи, Владимиром Маяковским, поэтом и прозаиком Велимиром Хлебниковым. У них образуется литературная группа. В это же время Каменский пишет свою первую книгу «Землянка».
В 1909 году художник показывает свои первые работы на выставке «Импрессионисты», а через год — на выставке «Треугольник» в Петербурге. А в 1913 году Василий Каменский привозит в Пермь картины и открывает первую в нашем городе выставку современных художников.
Через год на выставке «№ 4» в Москве Каменский представил свои «железобетонные поэмы», являющие собой синтез изобразительной графики и слова, и принимает участие в последних выставках футуристов — «Выставка картин левых течений» и «0.10» в Петрограде и «Бубновый валет» в Москве.
Авиация: первые уроки
В 1910-е годы Каменский увлекся авиацией. Именно ему (а также иногда Велимиру Хлебникову) приписывают авторство термина «самолет» — раньше летающую машину называли только аэропланом. Первые уроки поэт берет в Гатчине, а в 1911 году едет учиться в Берлин и Париж для обучения летному делу, на обратном пути побывав в Лондоне и Вене.
— У него появляется свой собственный самолет — моноплан «Блерио XI», — рассказывает Елена Васильевна.
Каменский одним из первых в России осваивает эту модель. Поэт Корней Чуковский лично знал Каменского и оставил в 1964 году видеовоспоминания о нем как о летчике.
— Я жил в Финляндии, — вспоминает на видео Корней Чуковский о своей встрече с Каменским. — В местечке Коккало. Там жил Репин, там была его дача, которая называлась Пенаты, там была его мастерская. В это время у меня, то приезжая, то уезжая, жил Владимир Владимирович Маяковский, и естественно, он приводил ко мне своих друзей — художников, поэтов, молодых людей. И вот среди этих его товарищей появился вдруг у нас Василий Каменский. Это был голубоглазый, кудрявый и очень розовощекий молодой человек. Он называл себя авиатор — пилот. <...> Он каждому человеку предлагал прокатиться на его аэроплане, но при этом предупреждал, что уже было 13 аварий у этого аэроплана. Конечно, после этого не находилось смельчаков, желающих полетать вместе с ним.
В Перми Каменский устроил полеты 10 и 11 июня 1912 года. По данным специалистов Пермского краеведческого музея, первым над Пермью пролетел известный авиатор Васильев. Но пермский историк Владимир Гладышев нашел информацию, что пробные полеты Каменский совершил еще за год до приезда Васильева в Пермь. Сам поэт в воспоминаниях, которые хранятся в Государственном архиве Пермского края, писал, что просто хотел показать родному городу летающую машину раньше других.
Одна из катастроф произошла именно в Перми. Для полетов был выделен местный ипподром в Солдатской слободке — неподалеку от нынешнего ДК Солдатова. Места было мало, при взлете неопытный тогда авиатор Каменский зацепился за ограждение и упал. Заметка об этой неудаче попала в газету.
Каменский продолжает обучение в варшавской летной школе «Авиата» у Харитона Славороссова и в 1911 году успешно сдает императорский экзамен на право водить самолет. Варшава тогда входила в состав Российской империи.
Новаторское стихотворение «Танго с коровами» поэт посвятил своему учителю Харитону Славороссову:
«С оловянным веселием смотрим мы на судьбу. Мы — Открыватели Стран — Завоеватели Воздуха…».
«Славороссов и я были особыми музыкантами циркового стиля: он прекрасно играл на одной струне, натянутой на палку через сигарную коробку, а я — на гармошке, с которой не разлучался, — напишет Каменский в своих воспоминаниях. — Вообще авиаторы на земле веселились, как школьники, но едва прикасались к аэроплану — наступало перерождение: лица отражали сосредоточенную волю, короткие движения — решительность, скупые, спокойные слова — хладнокровие, выдержку».
Катастрофа в Ченстохове
В 1912 году Каменский совершает демонстрационные полеты на аэроплане «Блерио» в польских городах Калише, Сосновицах, Петрокове. В Петрокове читает также лекции об авиации. На него можно было купить билет, на афишах писали: «Полеты авиатора Каменского. Вход 40 копеек».
29 апреля 1912 года авиатор совершает зрелищный полет в Ченстохове.
Как пишет Гладышев, обычно 40 процентов со сборов Каменский жертвовал пожарным дружинам и детским приютам. Поэтому пожарные явились на представление при полном параде, в медных касках. А крыши окрестных домов и деревья поблизости от поля были усеяны мальчишками.
Сам Василий Каменский оставил воспоминания о том дне. По его описаниям, погода была плохой, а народу собралось множество. Передали приказ губернатора: или отменять полет, или взлетать, так как публика не может ждать. Каменский отменять полет не стал.
«…И полетел против ветра… — писал авиатор. — В публике раздался рев восторга, и полетели шапки, платки. «Блерио» легко взмыл под ветер, но выше стало так болтать, трепать, швырять мой жидкий аэроплан, что спасенья не предвиделось. Я стиснул зубы, сжался в комок, удесятерил волю, всячески регулировал, выравнивал… Но все напрасно: на вираже под крыло ударил порыв вихря — я перевернулся с аппаратом на большой высоте. Мотор перестал работать… <...> Объял холод беспомощности, а в голове мгновеньями, как искры, вспыхивали картины детства: Кама, пароходы, лодки, собаки, лес... И тут же сознанье, что я — один, чужой и ровно никому здесь не нужен... Всё это путалось, металось, и в первый и единственный раз я пожалел себя... Дальше сковал леденящий холод, я закрыл глаза и грохнулся...»
От смерти авиатора спасло болото, куда упал самолет.
Каменский находился без сознания 11 часов. После того, как поэт пришел в себя, доктор сообщил ему, что всего лишь проломлен затылок, сломана правая рука и левая нога, треснула ключица, у него сотрясение и поцарапано лицо.
В местных газетах, которые печатались в ночь после катастрофы, когда состояние летуна было почти безнадежным, появилось сообщение: «Погиб знаменитый летчик и талантливый поэт Василий Каменский». Также сообщалось, что во время катастрофы в толпе случилось 23 дамских обморока.
После катастрофы в Ченстохове Василий Каменский больше уже не летал. Собрав свой сломанный аэроплан, авиатор переделал его в аэроход — водный транспорт с уцелевшим мотором «Блерио». Демонстрациям его нового изобретения на Каме было посвящено несколько публикаций в центральных изданиях.
Каменский принимал активное участие в революции. Он сочинил «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». Этот Декрет, написанный стихами, призывал поэтов расклеивать на улицах свои стихи, художников — прибивать к домам картины, музыкантов — ходить по улицам, влезать на балконы и играть перед народом. Все говорили о необходимости вынести мастерство на улицу, дать искусство массам трудящихся, ибо эти демократические задания всегда входят в программу футуризма. «Требуется устроить жизнь Раздольщину, Солнцевейную, ветрокудрую, Чтобы на песню походила, На Творческую Вольницу, На песню артельную, мудрую».
Каменка — «часовенный дом на горе»
Деньги, заработанные во время польских полетов, позволили Василию приобрести участок земли в деревне Каменка в Суксунском районе, в ста сорока километрах от Перми.
— У поэта было сложное состояние, но он не падал духом, и в этом ему помогает Каменка, куда он переселился, — рассказывают в музее. — Он проживает здесь все лето, ходит на охоту, живет деревенской жизнью, создает «Лето на Каменке», другое название которого «Записки охотника» — по примеру Тургенева. В книге две линии: первая — как он общается с крестьянами и выступает третейским судьей, вторая — каким должен быть советский писатель. Книга была издана сначала в Грузии, а потом в Перми. Дом в Каменке он называет «мой часовенный дом на горе». Он мечтает о своем музее, где были бы собраны вещи, привезенные из разных мест. Каменка — место силы для поэта, здесь где он заряжается энергией. В 1931 году Каменский передал свою Каменку, в которой прожил двадцать лет, колхозу.
Слава и забвение
Каменский был известным поэтом и даже награжден орденами Красного знамени и Почета.
После смерти Маяковского Сталин объявляет, что Маяковский — поэт эпохи, наше всё, а Каменский, как человек, хорошо его знавший, становится популярной личностью.
— Он становится человеком, который лично видел гения, — рассказывают в музее. — Сам Каменский пишет книги «Юность Маяковского» и «Жизнь с Маяковским». [Литературовед] Теодор Гриц писал, что в Госиздате проходило совещание по поводу этих книг, в результате которого постановили «уменьшить девушек, карточную игру, апельсины и количество таких эпитетов, как "гениальный, восторженный, праздничный, захватывающий, беспредельный"». Как пишет Герц, не чтобы уменьшить количество страниц, так как писательский труд оплачивался постранично, а с целью улучшить качество книги.
В 1933 году состоялся торжественный вечер в Большом зале консерватории, который был приурочен к 25-летию творческой жизни Каменского. К этому времени он становится членом Союза писателей. На вечере присутствовали две тысячи человек. А певец Иван Козловский, по его воспоминаниям, вручил ему бутылку вина. В это же время появляется колхоз имени Каменского, пароход имени Каменского.
— Всё было вроде хорошо, но пошли какие-то анонимки, Каменского обвинили в троцкизме, что он не советский поэт. И на какое-то время пароход переименовали в Анри Барбюса. Но тут ему дают к 60-летию деятельности орден Красного Знамени, и опять возвращается его имя и пароход Каменский.
Розы из теплицы Каменского продавали на колхозном рынке в Перми
В 1931 году Каменскому отдают бывший дом священника в Троице. Поэт достраивает к нему пристрой, на втором этаже устраивает кабинет. Столовая и гостиная, жилые комнаты остаются в старой части дома. Сам Каменский сравнивал свой дом с кораблем, кабинет — с каютой капитана, а большой балкон — с корабельным мостиком.
— Он хотел, чтобы у него был изысканный рабочий кабинет, — рассказывает 59.RU заведующая музеем Ольга Яркова. — Стеллажи сколотил сам. В 1930 годы ему подарили архиерейское кресло из одного из закрытых монастырей.
Поэт раскрасил сам забор и соорудил на нем стеклянные шары. В музее есть документ, в котором есть расписка, что деньги за изготовление этих шаров получены. Вести хозяйственные дела в доме помогала экономка.
В Троице Каменский вспоминает свою профессию агронома и организует оранжерею, где выращивает лимоны и экзотические цветы. Музейщики говорят, что розы из троицкой теплицы продавали на колхозном рынке в Перми.
Зимой поэт жил в Москве, а лето проводил в Троице. Двери дома были открыты для всех местных жителей.
— Когда Каменский приезжал на лето в Троицу, он выносил на балкон патефон и включал его, — рассказывает 59.RU заведующая музеем Ольга Яркова. — Таким образом местные узнавали о приезде хозяина дома и знали, что можно прийти сюда в гости. А еще Василий Васильевич устраивал футбольные матчи перед домом для местных мальчишек и сам их судил. Команду победителей награждал сладостями.
В доме бывал композитор Мариан Коваль, с которым Каменский работал над оперой «Емельян Пугачев».
В Троице Каменский писал стихи. В 1934 году была написана поэма «Встреча с Миром», в которой автор размышляет о месте человека в мире. Позже в 1939 году Каменский опубликовал роман в стихах «Могущество», посвященный советским летчикам. Но программным произведением стала «Поэма о Каме»:
«Не знаю, сколько лет
На свете мне прожить дано,
Но не забуду я одно
— Давно хочу признаться в этом —
Кама, Кама, Камушка,
Не знаю, права, сам уж как,
Сделала меня поэтом».
Каменский успевал читать лекции в пермском музее и даже зарабатывал на лекторском деле. Содержал на эти деньги дом. Экономка вела записки о расходах.
Во время Великой Отечественной войны Каменский выступал на антифашистских вечерах и писал стихи, веря в победу.
В 1943 году у Каменского развилась гангрена, и ему ампутировали обе ноги.
— У него были ампутированы ноги, и тем не менее он творил здесь до конца своей жизни. Рисунки, которые он рисовал уже совсем больным.
В последние годы Каменский увлекся рисованием цветными карандашами, подолгу смотрел телевизор, слушал радио, старался не выключаться из окружающей его действительности.
Дети
У Каменского было три брака и трое детей от разных жён — Василий, Алексей и Глеб. Все родственники со стороны Алексея и Глеба живут в Москве, иногда приезжают в Троицу, правнук Василий учится в художественном училище, будет заниматься монументальным искусством.
В Перми живет внучка поэта Елена Васильевна Каменская — балерина, заслуженная артистка. Мы побывали у нее в гостях. Елена Васильевна хранит архив деда из фотографий и его поздних рисунков. Все они разложены по папкам, которые создал сам поэт и его жена — бабушка балерины.
Уже после того, как вследствие тромбофлебита Каменский перенес ампутацию обеих ног, в апреле 1948 года поэта сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться.
Елена Васильевна рассказывает, что после того, как Каменский стал испытывать сложности со здоровьем, ее бабушка — первая супруга Каменского — вернулась к нему и была с ним до последних минут.
— К сожалению, я застала деда уже почти парализованного в Троице и не могла с ним общаться. Я была совсем маленькой. Это были примерно сороковые годы. Помню, как однажды при мне он поднялся с кровати — он казался таким большим, огромным. Лето дедушка с бабушкой проводили в Троице, а на зиму уезжали в Москву. Дед тогда не мог уже рисовать правой рукой и пробовал левой.
Умер Василий Каменский в Москве 11 ноября 1961 года. Урна с его прахом покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Инициатором открытия музея стал сын поэта — Василий Васильевич, полный тезка отца, отец Елены Васильевны Каменской. В 1984 году он, а также сотрудник Пермского краеведческого музея Эмилия Андерсон и друг Каменского и автор его биографии Савватий Гинц, открыли в его бывшем доме в Троице музей.
Дочь Елены Васильевны Мария Луиза — правнучка Каменского, живет во Франции. Она оперная певица, сейчас преподает в своей школе. Еще один правнук учится на скульптора.