У входа в Пермскую краевую больницу возлежат два чугунных улыбающихся льва. Скульптуры похожи на египетских сфинксов, гривы на их головах стилизованы под клафты — головной убор, который носили фараоны. Пермяки настолько привыкли к существованию этих фигур, что не задумываются, откуда они взялись и кто их автор.
С вопросами о происхождении мы обратились в Музей Пермской краевой больницы (да, такой есть! Он находится в главном корпусе больницы).
— Львы и решетка ограды появились вскоре после строительства больницы, — рассказала 59.RU руководитель музея Вера Николаевна Бажина. — В память о посещении Перми императором Александром I она была названа Александровской. Больница была построена в 1833 году, а фигуры и решетку установили в 1835 году. По нашим данным, их отливали на Пожвинском заводе. Львы были не просто украшениями, а гигантскими копилками с отверстием в голове. Их установили на возвышениях из кирпичей, куда попадали деньги. Периодически накопленное доставали и использовали на нужды больницы и для лечения больных.
Пожва — поселок в Коми-Пермяцком округе. В XVII веке здесь открыли железные руды, а в 1756 году барон Николай Строганов построил Пожевский, как его тогда называли, чугуноплавильный и железоделательный завод.
По сведениям музея, чертежи решетки у больницы и львов были размещены в «Альбоме образцовых проектов», изданном в Петербурге в 1814–1818 годах. Как говорит Вера Бажина, в альбоме опубликован рисунок пермской ограды, сделанный рукой архитектора Василия Стасова, предположительно, он мог быть и автором решетки. Но автор скульптур львов там не упомянут.
— Известно, что князь Сергей Михайлович Голицын в это время строил себе под Москвой имение в Кузьминках и заказал для него фигуры львов, которые, предположительно, отливали на заводе в Пожве, как и решетку, — продолжает специалист. — Одну из пар львов Голицын подарил пермской больнице. Но кто является их автором, неизвестно.
Мы решили попытаться определить авторство львов.
Многие туристы делятся фотографиями усадьбы Кузьминки в интернете. И действительно кузьминские львы на них детально похожи на пермских.
Из истории искусств известно, что автором ансамбля особняка, тогда называвшихся Влахернскими Кузьминками, был швейцарский архитектор Доменико Жилярди. По одной из версий, он также был автором каменных ваз и фигур львов комплекса.
Но по данным историка-краеведа Александра Послыхалина, львы были выполнены итальянским мастером Сальватором Пенном. Как пишет ученый, в 1818–1820-е годы он отлил фигуры львов для другой подмосковной усадьбы Голицыных — Гребнево. В 1830-е годы граф Голицын выставил Гребнево на продажу и занялся перестройкой Кузьминок, а львов перевезли на новую пристань в Кузьминки. По словам историка, в документах упоминается шесть фигур львов: в Кузьминках установили четыре из них, судьба двух других неизвестна. Можно предположить, что их отправили в Пермь.
Сальватор Пенн учился в Италии и много работал в Ватикане, где во Дворе Пинии (Двор Еловой шишки) находятся привезенные фигуры львов из Египта с иероглифами на постаменте. Они были созданы в период царствования фараона Нектанеба II (360–343 годы до нашей эры) в Египте. Кузьминские и пермские львы имеют детальное сходство с египетскими львами.
В первой половине XIX века Европу и Россию охватила египтомания — в искусстве использовали сюжеты, образы и формы Древнего Египта. Львов в стиле египетских сфинксов можно обнаружить на крылечках старинных московских и подмосковных усадеб. Не избежал увлечения египетским стилем и Сальватор Пенн, имевший возможность работать с оригиналами древнеегипетского искусства в Ватикане.
Ватиканские львы стали эталоном и для других скульптур. «Родственников» пермских львов можно встретить по всему миру, их поза является каноничной — с правой лапой, положенной поверх левой, повернутой головой и клафтом на голове.
По другой версии, автором скульптур мог быть еще один итальянец — Сантино Кампиони, также державший в Москве мастерскую по созданию статуй и декора. Он известен работами для Гатчины и Большого театра. По данным статьи «Династия живописцев, скульпторов и архитекторов Кампиони» на сайте парка «Кузьминки», семья Кампиони работала для Голицыных долгие десятилетия и сотрудничала с архитектором Доменико Жилярди.
По данным статьи, по моделям Кампиони «были отлиты из чугуна 16 скульптур "египетских" львов для украшения ограды господского двора, входа в господский дом и жилые флигели, круглой пристани на верхнем пруду в 1838 году». Но, по данным больницы, львы появились в Перми в 1835 году — на три года раньше. Если предположить, что указанная дата (1838) — год установки, а не отливки скульптур, то Кампини действительно мог быть автором пермских львов. А пока остается лишь гадать, кто из известных скульпторов прошлого — Сальватор Пенн или Сантино Кампиони — был автором пермских львов.
Ранее мы рассказывали о докторе Федоре Грале, который работал в Александровской больнице и спасал пермяков от оспы и чумы.