Культура мнение Характеры и смыслы или просто зрелище? Два мнения 59.RU о спектакле «Катерина Измайлова» в пермском Театре-Театре

Характеры и смыслы или просто зрелище? Два мнения 59.RU о спектакле «Катерина Измайлова» в пермском Театре-Театре

Главная героиня драмы убивает свекра, мужа и племянника ради любви

Уже в скором времени Катерина избавится от надоевших свекра и мужа, оказавшихся на ее пути к счастью

В Театре-Театре состоялась премьера спектакля «Катерина Измайлова» (16+) по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». На нем побывали сразу два наших журналиста. Делимся их мнением.

Ольга Якунчева: «Прекрасная дама Катерина Львовна»


Катерина Львовна Измайлова — главная героиня очерка Николая Лескова. Она вышла замуж не по любви и живет в доме мужа и свекра. Жизнь Катерины, возможно, была бы скучной и спокойной, но однажды она влюбляется в нового работника Сергея, и это чувство меняет ее жизнь. Женщина готова ради него на убийство — сначала свекра, а затем мужа и даже племянника, несмотря на то что тот совсем еще ребенок. В итоге ее осуждают и отправляют на каторгу. Как пишет сам театр о произведении, «мрачная история о шекспировских страстях, развернувшаяся в Орловской губернии, рисует первую в литературе женщину — серийную убийцу».

Сам очерк Лескова небольшой и читается на одном дыхании, но режиссер спектакля Борис Мильграм создает на его основе целую пьесу и называет ее «гипнотически красивой драмой с участием оркестра по мотивам повести Н. Лескова». Он наполняет персонажей характерами (у Лескова больше действия, но мало характеристик самих героев) и добавляет сюжетные линии.

Например, скромная сцена насмешек над кухаркой Аксиньей (ее роль исполняет актриса Анна Анисимова) перерастает у Мильграма в гиперболу насилия над женщинами. Работники подлавливают бедную Аксинью и издеваются над ней: щиплют, мучают, кидают из рук в руки, вслух восхищаясь ее красотой, а она, подобно кукле с накрашенными по-кукольному щеками, лишь безвольно охает. Персонаж почти обездушен, безропотен. И вот Аксинья, по замыслу режиссера, уже и не человек вовсе, а гигантская грудастая кукла, которую артисты выносят на сцену. Обезумевшие от жажды насилия работники отрывают ей руки, ноги, перекидывают друг другу, бахвалятся над ней. И больше всех насмехается над ней Аксиньей роковой красавец Сергей (актер Марат Мударисов).

Сцена насмешек над Аксиньей
Та же Аксинья, но в образе гигантской куклы, которую в следующий момент растерзают работники

В этот момент за кухарку заступается госпожа Катерина Львовна Измайлова, роль которой играет Анна Сырчикова, и этот поступок становится поворотным в ее судьбе. Именно тогда она обращает внимание на Сергея, шуточно сражается с ним на равных. В тот момент начинает расти и внутренний протест против ее женской участи. Катерина своей любовью бросает вызов обществу, но, увлекшись, переступает черту и совершает убийство.

Катерина заступается за Аксинью и знакомится с Сергеем

Как говорил режиссер во время работы над спектаклем, ему было интересно показать превращение человека в чудовище. Но если в очерке Лескова любовь Катерины — это страсть и чувство животной привязанности, то в спектакле это намного большее. Любовь к Сергею придает смысл ее жизни. Катерина Львовна не выглядит жертвой, которой хочется сочувствовать, это сильный человек. Она похожа на бунтарку-революционерку, сметающую преграды на своем пути. Даже в финале, оказавшаяся на каторжных работах, Катерина не униженная, а гордая женщина.

Катерину приговаривают к каторжным работам

Еще один персонаж, характер которого Мильграм прописал в спектакле, — свекор Катерины Борис Тимофеевич. В очерке это второстепенный персонаж, а на сцене Театра-Театра — главный антагонист Катерины. В образе скрюченного подагрического старикашки, похожего на колдуна, с трудом узнаешь многогранного Альберта Макарова. Вернее даже не узнаешь, а прочитываешь его фамилию в программке спектакля. Его перевоплощению в спектаклях не прекращаешь удивляться.

В образе старика Бориса Тимофеевича — Альберт Макаров

Борис Тимофеевич обвиняет Катерину в бесплодии, в том, что она не может родить его сыну ребеночка, при этом похотливо признается зрителю, что, будь помоложе, сам приударил бы за невесткой. Но не смеет даже прикоснуться к ней, уж слишком большая пропасть между ним и Катериной. Поэтому дотрагивается до невестки лишь своим скрюченным посохом. После того как Катерина отравляет его грибочками, старик скидывает свой халат и оказывается сатиром с козлиным ногами — неожиданная параллель с греческой мифологией.

Превращение Бориса Тимофеевича в сатира. Его окружает свита из нимф

Сатиры — лесные божества, демоны плодородия греческой мифологии. Это жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, проводит время в пьянстве и охоте за нимфами.

Художники, работавшие над спектаклем, с одной стороны дополняют замысел режиссера, с другой стороны вводят свои подтексты в спектакль.

Так сценограф Семен Пастух создает лаконичную декорацию, сцена настолько заполнена ярким светом, что ее пространство кажется иллюзорным и чистым, как невинный мир Катерины, не познавшей пока страсти любви и не пролившей ничьей крови. На фоне этого света платье Катерины смотрится настолько красным, насколько этот цвет может быть таковым. Оно словно «кричит» о том, как женская природа главной героини истосковалась по страсти. Это и намек на цвет крови, которая не раз прольется по вине этой женщины.

Но по ходу спектакля светлое пространство сцены мрачнеет и всё больше заполняется черными элементами.

В конце спектакля гофрированные черные трубы, похожие на гигантских червей, заполняют сцену

Художница Ольга Шаишмелашвили создает характеристики персонажей через костюм. На двух конфликтующих персонажах — Катерине и свекре — костюмы со шлейфами и длинными рукавами из эпохи Средневековья или Раннего Возрождения, они контрастных цветов. Катерина в таком платье выглядит не барышней XIX века, а Прекрасной дамой, заслуживающей сонетов лучших рыцарей.

Катерина, ее свекор и муж Зиновий Борисович

Тканям и фактурам в декорациях уделено много внимания. Многие из них держатся на липучках: это и части гигантской разборной куклы, изображающей Аксинью, и мягкий пол, куски которого легко отрываются, как подушки, и легко отстегивающаяся юбка Катерины. Художники работают с гофрированной и мятой фактурой как с выразительным средством. Складочки и линии придают с одной стороны ритмичность, с другой стороны — иллюзию вибрации пространства.

Музыку к спектаклю специально написал композитор Дмитрий Курляндский, известный пермякам по опере «Носферату» (18+), поставленной в 2014 году в Оперном театре. В спектакле также звучит хор (еще одна черта греческой трагедии), роль которого исполняют работники в доме Измайловых.

По мнению музыкального критика Дмитрия Ренанского, Дмитрий Курляндский — один из востребованных на Западе авторов новой русской музыки, лауреат престижных премий. Его музыка звучит на концертах и на мировых фестивалях. Композитор сотрудничал с такими дирижерами, как Теодор Курентзис, Федор Леднев, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Пьер Рулье, Юрьен Хемпел, Джорджио Бернаскони и другими. Является основателем группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа), награжден «Золотой маской» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за спектакль «Октавия. Трепанация» (18+), поставленном в «Электротеатре Станиславский».

В финале на заднем плане появляется живой оркестр, намекая на то, что всё, что увидел зритель на сцене, был лишь театр.

Григорий Ноговицын: игра на понижение большой сцены Театра-Театра

Говоря о «Катерине Измайловой», лично мне хочется порассуждать не столько об этом спектакле, сколько вообще о репертуаре большой сцены Театра-Театра. Очень уж показательной выходит эта работа. Новый спектакль Бориса Мильграма, как всегда у него, — это сверхпрофессиональное, очень мощное и яркое драматическое шоу. Концепцию этих самых шоу худрук Театра-Театра объявил в прошлом сезоне, объясняя, почему на большой сцене идут в основном музыкальные спектакли, а для драматических работ нужна новая сцена.

«Катерина Измайлова» с этой своей избыточной условностью в виде декораций, похожих на полотенца, хором, сделанным с закосом под греческие трагедии, появляющимся периодически на сцене оркестром, исполняющим музыку Дмитрия Курляндского, которая сочетанием народных и современных мотивов напоминает треки группы Shortparis, и лобовым эротизмом, выраженным в основном в гигантской кукле насилуемой крестьянки и голом торсе Сергея (Марат Мударисов), именно что упирает на зрелищность настоящего шоу, чтобы воздействовать на эмоции зрителя. И это по-своему работает. Но тем самым убивается самое важное в очерке Лескова.

Такая иллюстративность лишает персонажей субъектности, они превращаются из героев с характерами, мотивами и страстями в маски, куклы, функции. Из-за этого в «Катерине Измайловой» возникает парадокс: в спектакле очень много секса, но очень мало страсти, которая и была чуть ли не основной темой «Леди Макбет Мценского уезда». В итоге и выходит спектакль одновременно очень откровенным и при этом стерильным. Именно из-за этого своего поверхностного иллюстративного подхода к материалу как к экспликации шоу-программы, который затирает все основные смыслы. Из-за этого «Катерина Измайлова» и получается какой-то безделушкой. Красивой, но не более.

Но, кажется, на нынешней большой сцене драмтеатра спектакли и не могут быть другими, потому что все их премьеры прошлого и нынешнего сезона в равной степени такие. Они все играют на понижение, оставляя вместо смысла и эмоции одну лишь картинку. Пусть и зрелищную, яркую и впечатляющую.

«Три товарища» того же Бориса Мильграма, уже номинированная на несколько «Золотых масок», — прекрасный и яркий мюзикл, отличный спектакль и при этом несовершенно никудышная реализация книги Ремарка на сцене. Потому что депрессивные и мрачные мысли «потерянного поколения», с трудом переживающего последствия одной страшной войны и отягощенные надвигающейся тенью другой, в спектакле были превращены в мелодраматичное, слезовыжимательное и сверкающее кабаре. Но прекрасное кабаре.

«Маскарад» Филиппа Григорьяна пытался актуализировать произведение Лермонтова, желая показать его главного героя — Арбенина — как абьюзера и адепта домашнего насилия, рассевшегося посреди современной элитной московской квартиры. Но вместо этого, пользуясь глянцевым визуальным инструментарием образца 2012 года, когда Григорьян ставил в ТТ «Горе от ума», спектакль низводил пьесу классика до уровня вечернего сериальчика для домохозяек с канала «Россия 1». Чему текст Лермонтова активно сопротивлялся.

Ни и нашумевший «Раскольников» Марка Букина хоть и не идет на Заводе Шпагина, по сути является эталоном этого подхода к спектаклям большой формы в Театре-Театре. Ведь на самом деле ничего, кроме перегруженной иллюстративности, напрочь убивающей какую-то либо субъектность героев, эта путающаяся в трех соснах своего пожелания сказать что-то без понимания, что хочется сказать, работа предложить не может. «Раскольников» настолько упивается этим своим поиском ради поиска и формой ради формы, что один из трех полуторачасовых актов может состоять буквально из двух-трех непомерно растянутых сцен, а третий акт буквально во всём противоречить предыдущим.

Так что «Катерина Измайлова» выглядит естественно и органично в репертуаре большой сцены Театра-Театра. Она так же, как и остальные спектакли последних лет, играет исключительно на понижение, предлагает взамен работы со смыслами лишь красивое зрелище. Не такое яркое, как другие работы на этой же сцене, но всё же. Как показывают зрительские отзывы и различные номинации, этот подход Театра-Театра хорошо работает. Но вопрос в том, как долго эта стратегия останется продуктивной и как скоро с таким подходом к репертуару драмтеатр доиграется до окончательного понижения. Но, судя по тому, что наступили времена, когда людям как раз жизненно необходимы красочные, масштабные, не особо бередящие ум развлекательные зрелища, то еще очень нескоро.

Ближайшие показы «Катерины Измайловой» пройдут 5 и 6 декабря.

Ранее мы писали о новом спектакле «Квадрат» театра «Сцена-Молот» и называли спектакли, номинированные на «Золотую маску» в этом году.

Согласны с автором?

Да
Нет
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем