![Александр Зубов](https://n1s1.hsmedia.ru/24/77/cf/2477cf4feb9a5d1e3e663ba93d9906c5/758x758_0xLQR9EKmw_4641514476600645101.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/28/2e/e2/282ee211df59802f84944bd79e9e208f/656x438_1_d60a6ccd873352597575cac5327a979a@2999x2002_0xzQQnHYqE_9866105190788393823.jpg.webp)
Когда-то я дал себе зарок — не ходить на российские экранизации моих любимых книг. Этому послужили многие множества фильмов, после просмотра которых у большинства людей должны были возникнуть вопросы, как книга, по которой сняли «такое», вообще могла кому-то понравиться. Не обошла чаша сия и любимого мною Алексея Иванова. Экранизация его романа «Тобол» вызвала у меня исключительно нецензурные рецензии. И я решил, что больше не попадусь на эту удочку. Но, когда я узнал, что выходит историческая драма Антона Мегердичева, снятая по мотивам романа Иванова (который я читал около 5 раз) о покорении Перми Великой Москвой в XV веке, я сдался и понял, что ее увижу. В кинотеатр я шел с четкой целью — просто смотреть фильм. Смотреть, будто не читал эту книгу. Не цепляться к оружию и доспехам. Просто смотреть фильм. Так я и сделал. Я пришел и посмотрел. И мне понравилось. Но для читателей NGS55.RU я сделаю более детальный разбор.
Для начала, что такое Парма? Это североуральское название хвойного леса, растущего на горах. Именно с видов Пармы начинается фильм, но мирная картинка резко меняется кровавым жертвоприношением. Тут сразу показали, что у фильма не зря рейтинг 16+. Вот тебе груди женские, вот тебе вогулы-манси по локоть в крови с сердцами жертв на подносах из черепов. Вообще в фильме не поскупились на достаточно жестокие сцены и кровь. Но для меня это плюс — фильма-то историческая, а там без этого никак.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/69/ed/5e69edbd07f2e1125a39b8c2b1755f1f/656x438_1_84c913e7a95eb2c85a3a26c44ff0e28c@2999x2002_0xZVPbzvJE_1522239134876690593.jpg.webp)
Жертвы приносят Сорни Най — богине-матери, которую русские называют Золотая Баба. Ее идол и вправду был из золота. А значит, манил к себе не только почитателей богини, но и любителей наживы и бренного метала. Золотую статую похищают новгородские ушкуйники (это что-то типа викингов-пиратов по-русски). И это становится отправной точкой сюжета.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/66/72/9e/66729e6c09f99c1621f5b737808c88d5/656x438_1_c5a191015593ee9881ecab47e07063fb@2999x2002_0xwcOkdNxB_5123571776511518552.jpg.webp)
В книге вокруг Сорни Най вертится очень много сюжетных линий. Она сбивает с пути и направляет героев, переходит из рук в руки, возвращается к вогулам, прячется русскими священниками. Здесь же у нее одна роль — стать причиной наезда воинов манси во главе с хаканом (военным вождем) Асыкой (Валентин Цзин) на русский Усть-Вым и убийства князя Ермолая, отца главного героя. Асыка въезжает в обреченный город на боевом лосе и клянется выгнать русских со своей земли.
Батальные сцены в фильме сделаны кроваво, динамично и добротно. По-киношному добротно. И, разумеется, не исторично. Вообще из них буквально сквозит сценами боевок из «Игры престолов». По всей видимости, постановщикам они пришлись по нраву, и их решили местами позаимствовать. Одна из сцен и вовсе напоминает битву бастардов — движения, операторская работа, динамика и ярость. Даже ее финал схож с моментом, когда Джон Сноу забивает кулаками Рамси Болтона.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/ac/7c/9cac7c88da768d1171ac1f523d02fd9c/656x438_1_30c1adc0be2614476cb94ec57a634051@2999x2002_0xVfRduE8x_3358902261095566158.jpg.webp)
К экшену вопросов нет. Сразу оговорюсь, тем, кто любит считать пуговицы на мундирах наполеоновских гренадеров, клепки на кирасах крылатых гусар и точно знает, что викинги не носили рогатые шлемы, стоит сразу выйти из чата. Доспехи, оружие и костюмы по большей части марсианские, а те из них, что действительно имели место в реальности, — из разных временных периодов. В глаза бросаются латы и шлемы, очевидно выполненные из пластика, с элементами металлических деталей. Ну и, конечно, князь Михаил (Александр Кузнецов), сын князя Ермолая, скачущий на коне с мечом-полуторником, — вылитый Джон Сноу. Мы-то, в отличие от Джона, всё знаем. И князь времен Ивана III скакал бы на коне с красивой саблей с широкой елманью в шлеме со стрелкой и зерцалом на груди. Откуда у русского князя на Урале взялся меч-бастард — непонятно. Но я пообещал не придираться. В одной из битв, кстати, есть отсылка и к великолепному (советую к просмотру) «Капитану Алатристе». А такие заимствования только в плюс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/f0/59/70f0595ec5350f1eb4233a175dfad561/656x438_1_efda15779cc9cdb329cf38bbfcc578fc@2999x2002_0x0OlFR9EC_7102699119445386726.jpg.webp)
После первой батальной сцены начинается достаточно спокойное и неспешное повествование, которое раскрывает нам главного героя. Князь Михаил — мудрый и спокойный правитель. Он ценит своих людей и свою землю. Многому ему приходится учиться самому, при помощи дядьки Полюда (Сергей Пускепалис), воеводы покойного князя Ермолая и классического русского богатыря. Князь Михаил предпочитает договариваться, а не воевать. Благодаря этому он обретает поддержку коренного населения Пармы и соседей — Афкульских татар. Далекой Москве не очень интересны уральские распри, но очень интересны налоги и соболиные шкурки — мягкое золото. Поэтому Михаилу нужно постараться и проявить себя, чтобы собирать ясак с соседних племен и отправлять его в Москву.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/2a/90/612a906a49a473f6b1ce80a8ca03c165/656x438_1_6507a7ae9a389f63d607b066dbcb7518@2999x2002_0x7XDH5gkJ_0335724773601856245.jpg.webp)
Александр Кузнецов, играющий князя, мне в своей роли понравился. Он едва ли не единственный персонаж, который целиком раскрыт. Я бы добавил ему эмоций, но это уже особенность актера. Он предстает перед нами в совершенно дурацком парике. Оформление причесок и одежды героев — это вообще одна из главных визуальных проблем картины. Видно, что на костюмы потратили средства и время, что они детализированы, но, как я и говорил выше, они совершенно фэнтезийны. Одни герои предстают перед нами натуральными гномами, например князь Качаим (Алексей Кравченко). Неукротимый воевода и его сын Бурмот, рыжеволосые, с торчащими паклями, смотрятся как Гимли с «АлиЭкспресс». Другие выглядят белокурыми эльфами с вплетенными в волосы фенечками. Князь Мичкин (Илья Маланин), правитель стоящего на сваях Уроса, и его воины — это же натуральные Леголасы, только что без луков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/4e/8f/a64e8f0a0cf29a4a4e2f399689d6d4f8/656x438_1_d69c7beed16c03efebb4ce6143fde298@2999x2002_0xqJ1WqjJx_2470445181006842193.jpg.webp)
Хакан Асыка и его братва в доспехах — вылитые орки. В книге у него, кстати, были две длинные косы, имеющие сакральный смысл у вогулов. В фильме герой лысый. У киношных вогулов с этим вообще вольница, и прически у всех парней разные. Такое не очень было распространено в племенах, где по волосам, как сейчас по погонам, могли считать твой ранг и положение в обществе. Есть и плюсы — упомянутая мною детализированность и небольшая потрепанность одежды. Видно, что в ней именно ходят и живут люди. Она выглядит пусть не исторической, но настоящей. Хорошо и то, что обошлись без гряземетов, а герои не выглядят, как бомжи из ужасного «Викинга» с Козловским.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/54/cd/2654cd12d139f60202957df696187ebb/656x438_1_06aaf73874998eec510028ece52df396@2999x2002_0x9KYhBplV_2303974586398671385.jpg.webp)
Многих героев из сценария выкинули, а тем, что оставили, достаточно сильно изменили характер. И появляются они резко и прямолинейно. Вот Асыка — он плохой, потому что плохой, а потом непримиримый враг Михаила становится добрым и чуть ли не другом. Вот сын татарского хана Мансура Исур — он крутой воин и друг Михаила. Вот Бурмот, его отправил вождь Качаим служить Михаилу, и он тоже его друг и телохранитель. Кто такой Васька Калина, почему он не стареет? Я бы этого не понял, не прочитав книгу.
Креститель Иона в книге тот еще дяденька. Он и башни крепостных стен жжет, обрекая на смерть целые города, русские, заметьте, и священные березы рубит, и вообще человек фанатичный и не очень хороший. В фильме Иона (Евгений Миронов) персонаж по большому счету положительный и добренький. Зато показаны и религиозные разногласия — православное духовенство, которому обязательно надо всех крестить, и местные жители, которым это вообще не сдалось и по кайфу со своими старыми богами. Дьяк Венец, в книге удалой и любвеобильный московит-красавец, сосланный за любовные похождения в медвежий угол и бесящийся со скуки, превращается в фильме в какого-то слизня и плаксу. Потом он почему-то резко становится крутым воином, бьющимся в элитной московской дружине. В остальном представители Москвы показаны удачно. Виталий Кищенко в роли князя Федора Пестрого, великий князь Иван III в исполнении Федора Бондарчука показаны отлично и свои роли отыграли замечательно, не отходя от образа, описанного в книге. Отдельно хочется отметить образ жены Михаила — ламии (то есть красавицы-оборотня, умеющей перевоплощаться в рысь и являющейся воплощением Сорни Най) Тичерть. Актриса Елена Ербакова, до этого мне неизвестная, справилась со своей ролью на высшем уровне.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/55/e1/bf55e164e8644551d69f9893add76e05/656x438_1_3480b56ce275c41e68b0dd01cb78443c@2999x2002_0xJsu6w67t_7430632323216735280.jpg.webp)
Мне не хватило прекрасно описанных Ивановым видов Пармы, где он сам бывал и видел всё своими глазами. Не продемонстрировали нам в полной мере и ее народы. Вогулы появляются пару-тройку раз, татар показали разочек, да так, что без этой сцены можно было и обойтись. Зыряне вообще не представлены, а из пермских князей только озвученные мною выше Качаим да Мичкин. В фильме оставили мало той волшебной, дикой, лесной северной мистики, что была в книге. Не хватило нескольких эпичных сцен, которые я так мечтал увидеть на экране. Например, описанную в книге битву за Урос между немногочисленными воинами Мичкина, мчащимися на узких лодках на полчища московитов, спускающихся по реке на плотах и стреляющих по лесным воинам из пушек и пищалей. Концовка получилась немного странноватой и непонятной для тех, кто не читал книгу, — ведь не были раскрыты сложные отношения князя Михаила с детьми. Но в целом всё ясно, жизнь возрождается, поля колосятся, а Парме быть русской.
А теперь к вердикту — фильм мне понравился. Да, от моей любимой книги мало осталось. Но я трезво понимаю, что, чтобы показать всё, потребовался бы сериал с парой сезонов. Авторы не надругались над сюжетом, а изменили его. И если бы я не читал книгу, я бы ничего не заметил. Фильм красивый, динамичный, с хорошей игрой ненадоевших актеров, с адекватной графикой и эффектами. Он псевдоисторичен, но он и не претендует на то, чтобы быть правдой, как и книга самого Иванова. Он чем-то напомнил мне фильм «1612» о смутном времени и «Скиф», достаточно хороший, кстати, фэнтези-боевик. Я однозначно советую «Сердце Пармы» к просмотру как тем, кто читал книгу, так и тем, кто просто хочет провести время за просмотром качественной и интересной отечественной картины, которых в последнее время мало, а в этом жанре и вообще по пальцам руки пересчитать. Из кинотеатра я вышел на удивление довольным, отмечая редкий по нынешним временам факт — я с удовольствием пересмотрел бы эту картину еще раз.
А вы пойдете на «Сердце Пармы»?