Пермская государственная художественная галерея отмечает свое столетие. Этому юбилею посвящено множество событий, одно из них — серия премьерных показов документального фильма «На пороге нового века» (12+), снятого студией «Новый курс». Кроме юбилея галереи этот фильм относится еще к одной круглой дате — «На пороге нового века» первая представленная публике картина из цикла «Пермь как фильм», посвященного 300-летию Перми. В этот проект входят 12 документальных и игровых лент от пермских режиссеров. Первый показ фильма «На пороге нового века» прошел 18 ноября в ДК Солдатова.
Фильм о юбилее ПГХГ снимался полтора года, его режиссерами стали известные пермские документалисты Борис Караджев и Ольга Аверкиева, автором сценария — Анна Отмахова, продюсером фильма выступил Павел Печёнкин.
Поначалу кажется, что у «На пороге нового века» очень простая и даже немного банальная структура — сотрудники музея просто рассказывают о его истории, а пермяки и эксперты — о том, почему для них важна галерея. Тон такому немного академичному повествованию задают открывающие фильм вступительные слова директора «Эрмитажа» Бориса Пиотровского и директора «Русского музея» Владимира Гусева.
И вот сотрудники галереи рассказывают о том, как она появилась в Перми, о Николае Николаевиче Серебренникове и его экспедициях (даже показывают экспедицию по их следам) за Пермской деревянной скульптурой, об уникальности этой скульптуры, об эвакуации столичных музеев в Пермь во время войны и про то, как в те страшные времена сотрудники музея пополняли его фонды, покупая новые экспонаты на деньги, вырученные от продажи овощей, выращенных на огороде в Лёвшино. Вообще про то, как экспонаты попадали в музей, рассказано довольно подробно. Как и про некоторые из экспонатов. Еще объяснено, как под нужды галереи после войны было внутри перестроено задние Спасо-Преображенского собора.
Повествование фильма идет от возникновения галереи до наших дней. Этот рассказ отлично иллюстрирует видеохроника, на которой можно увидеть как Пермь начала прошлого века, так и кадры советских телепередач. Но удивительным образом авторам фильма «На пороге нового века» удается сделать так, чтобы повествование не превращалось в душную энциклопедию, а за словами о предметах искусства и истории можно было увидеть самое главное в галерее, за счет интересного смещения вектора внимания с того, о чём рассказывают, на самих рассказчиков. Ведь, как озвучено в самом фильме, самая важная часть музея — это не экспонаты и не его здание, а люди, которые в нем работают. С этим выводом картины на ее премьере согласилась директор галереи Юлия Тавризян. И такой подход к демонстрации истории ПГХГ очень верный, ведь людям всегда интересны именно люди. Можно вдохновенно и красиво говорить о выдающихся произведениях искусства, что на самом деле герои фильма и делают, но такой рассказ всегда будет интереснее в первую очередь стоящей за ней именно человеческой историей.
В итоге в фильме «На пороге нового века» именно из человеческих историй и возникает общая вековая история самой художественной галереи, с ее удачами и невзгодами. И тут можно заметить, что как раз последние в фильме затронуты как бы вскользь. Конечно же, в картине не могли обойти вниманием переезд музея из здания собора, растянувшийся на многие годы и ставший значительной частью истории галереи. Причем настолько, что в свое время по всем проектам и планам переноса музея там даже проводили специальную выставку.
В фильме мы видим лишь вершину этого айсберга, самую актуальную часть переезда — подготовку к перемещению части фондов в здание «Телты», ну и, конечно же, стройку нового здания ПГХГ на Заводе Шпагина. С новым зданием сотрудники связывают очень большие надежды, которыми фильм и заканчивается. Понятно, почему посвященная юбилею картина сосредотачивается в основном на хорошем, но, зная этот контекст (а про историю с переездом галереи знает почти каждый пермяк, уж больно она громкая и долгая), немного забивается эта очень светлая и теплая концовка фильма.
Она полна оптимизма и веры в то, что в новом веке у галереи всё будет еще лучше, чем в прошедшем. Тем более в новом, специально для нее построенном здании. Но мы знаем, как проблемно идет стройка, какие сложности постоянно возникали с этим переездом, да и текущий момент не располагает к такому оптимистичному видению грядущего. Хотя, может быть, показанные в фильме «На пороге нового века» подобный взгляд в будущее и бесконечная вера в людей, что с большой любовь делают Пермскую художественную галерею тем выдающимся музеем, который мы все ее знаем, именно то, что нужно в наши непростые дни.
Ближайший показ документального фильма «На пороге нового века» сегодня, 1 декабря, в 19:00 в Пермской художественной галерее (Комсомольский проспект, 4).
Согласны с автором?