Это отнюдь не рецензия, а скорее зрительская колонка, в которой хотелось бы поделиться впечатлениями от новой оперы «Замок герцога Синяя Борода» (18+). Ее премьера недавно прошла в Пермском театре оперы и балета. Также мы расскажем интересные факты о Синей Бороде. Возможно, конечно, некоторые из вас уже и так знают, почему герцога называли именно так и был ли он действительно маньяком.
Постановкой оперы занимались петербуржцы — режиссер-резидент БДТ имени Товстоногова и лауреат «Золотой Маски — 2020» Евгения Сафонова (это ее дебют в опере) и дирижер Федор Леднёв, известный как интерпретатор музыки XX—XXI веков.
Сами авторы, анонсируя спектакль, говорили, что он выстроен как одноактный триллер. Это и логично — в основе либретто Белы Балака лежит устрашающая история о том, как герцог по имени Синяя Борода заманивает в свой замок прекрасных девушек. Они чуть ли не друг за другом выходят за него замуж, а потом становятся его же жертвами. Но не всё так просто — опера полна аллегорий, символов и похожа на фантастическую сказку.
Музыка Белы Бартока полностью захватывает, в ней много аккордов, духовых инструментов и чарующих звуков арфы. Кажется, она даже вводит в транс — две мои соседки-зрительницы то и дело вздергивали клонящиеся головы.
Сюрреализм происходящему добавляет венгерский язык, на котором исполняется опера. Музыкантов разместили на уровне зрителя над оркестровой ямой, что было необычно и позволяло зрителям еще больше погрузиться в музыку.
В пермской версии «Замок герцога Синяя Борода» исполняется в обрамлении пролога и эпилога, написанных композитором Валерием Вороновым (Беларусь/Германия) специально по заказу театра.
В спектакле всего два героя — герцог Синяя Борода и Юдит (это венгерский вариант еврейского имени Юдифь). Их роли исполняют Гарри Агаджанян, Наталия Ляскова и — в другом составе — Наталья Буклага. Вся опера строится на их диалоге. Но на сцене нет привычного перемещения актеров. Они словно застыли в некоем предстоянии друг перед другом и исполняют свои партии. Всё движение перенесено в видео, которое показывают на экране за их спинами.
Видео, специально созданное для этого проекта, напоминает артхаусный фильм с крупными планами фактур, пульсирующими организмами и кровью. Спираль винтовой лестницы башни закручивается и словно гипнотизирует зрителя, а по коридорам башни бесконечно долго бежит девушка. Видеосюжет для спектакля снимала целая команда Ultralive: Алексей Родионов, Алина Тихонова и Илона Бородина.
Замок для Синей Бороды — это произведение искусства, которое, как мне показалось, он ассоциирует с самим собой. Замок был безобразен и темен, как и он сам, но каждая из жен преобразила его к лучшему своей любовью. Если в сказке Шарля Перро Синяя Борода убивает жен, то по сюжету оперы они, как говорит Юдит, «еще живы».
Кстати, вы не увидите никакой приклеенной синей бороды на артисте. Особенность героя авторы показали иносказательно, поместив его в инвалидную коляску и надев маску с обезображенным лицом и без глаз. Маньяк напоминает чудище из сказки «Аленький цветочек», а Юдит — купеческую дочь, совершающую путешествие по сказочному дворцу. Кажется, еще немного — и она расколдует Синюю Бороду, и всё закончится хеппи-эндом. Но в финале нам показывают инсталляцию, похожую на некий организм, вместивший его жен. Он дышит и пульсирует. Этакая аллегория прекрасного, созданная воображением Синей Бороды (напомним о его слепоте в пермской версии спектакля), его шедевр.
В какой-то момент проникаешься симпатией к Синей Бороде и возмущаешься любопытством и настойчивостью Юдит. Кажется, само ее попадание в замок кажется продуманной ею авантюрой. Слухи о злодее и его жертвах ходили далеко за пределами герцогства, и девушка спешит удовлетворить любопытство, подобно ослушавшейся Творца Еве в Райском саду. Герцог просит не открывать двери последних двух комнат, но она настаивает на своем.
Опера настолько восхитила меня, что я бросилась искать информацию об этих событиях. Оказалось, что она основана на реальных событиях. В ее основе — история французского барона и маршала Жиля де Рэ, жившего в XV веке и увлекавшегося алхимией. Он был казнен по обвинению в убийстве нескольких жен и ритуальных убийствах мальчиков с целью вызова демонов. По легенде, дьявол выкрасил его русую бороду в синий цвет как символ своей власти над ним.
Интересно, что замок Тиффож сохранился до сих пор. Археологи при его обследовании в наши времена не нашли никаких останков, свидетельствующих о массовых убийствах и захоронениях. Историки предположили, что, возможно, барона оговорили по заказу короля Карла VII, который сначала был другом де Рэ, а впоследствии — его врагом. В 1992 году французские ученые организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, политики и историки полностью оправдали маршала де Рэ.
Ко всему оказалось, что Жиль де Рэ был храбрым участником Столетней войны и соратником Жанны д'Арк. Он возглавил созданное Жанной ополчение, вместе с ней снимал осаду с Орлеана, был удостоен звания маршала Франции и даже несколько раз безуспешно пытался спасти ее из заточения.
Кстати, Жиль де Рэ герцог не носил бороду и не красил ее в синий цвет. Синебородцами в те времена называли темноволосых людей, бривших бороду до синевы.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали о новых спектаклях «Квадрат» (16+) в театре «Сцена-Молот», «Катерина Измайлова» (16+) в «Театре-Театре» и премьере «Свадебки» (12+) в Театре оперы и балета.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.