Из столицы в Пермь нередко приезжает музыкальная группа «Советский Союз». В ее репертуаре — песни 70–80-х годов. Лидер коллектива Виктор Камашев — бывший пермяк. В юности он играл в пермских ресторанах и на танцах, а потом его судьба резко изменилась — стал выступать с Юрием Антоновым, ВИА «Лейся песня», «Доктором Ватсоном» и в итоге создал свои группы. Музыкант поделился с 59.RU своей историей.
«Мне не нравилось петь»
— Я родился на КАМГЭСе, — рассказывает 59.RU Виктор. — Сначала мы жили в бараке, а потом папе как хорошему специалисту-каменщику, а он половину Кислотных Дач построил, дали квартиру на улице Бушмакина. Это трехэтажка, но для тех времен элитная — с большими потолками. Там жил директор и начальники завода, и мы. Рядом была 88-я школа, сначала я в ней учился, а потом построили 131-ю, и я перешел в нее.
Родители Виктора Камашева любили музыку и часто после рабочего дня устраивали музыкальные вечера — доставали сборники песен и начинали петь.
— Два брата подпевали, а я категорически не хотел, мне не нравилось петь, и уходил в другую комнату, — продолжает Виктор. — Я очень хотел заниматься спортом — играл в футбол и хоккей, но родители отправили меня и братьев в музыкальную школу. Старший, Саша, играл на баяне, а средний, Вова, — на скрипке. Меня же определили на пианино, которое родители взяли напрокат. Но я прогуливал занятия, и меня ругали. Когда я делал домашку по музыке, бабушка садилась рядом и следила за мной. Но она порой засыпала, и я играл, что хотел и чему-то все-таки научился.
Как-то к пятикласснику Виктору Камашеву пришли знакомые взрослые ребята, которые играли на танцах, и сказали: «У нас на танцах парень заболел, который играет на «Ионике». Сможешь заменить?»
«Ионика» — электрический клавишный инструмент, электроорган, который выпускали в ГДР. Похож на синтезатор.
— И я решил попробовать. Мы репетировали, у меня всё получалось, но перед танцами очень волновался. Когда вышел на выступление, мои сверстники стояли за забором, смотрели на меня с завистью, а я как король выходил. И у меня получилось. Но потом мои услуги ребятам не понадобились, и я даже плакал.
Выступление на танцевальной площадке в качестве приглашенного клавишника настолько впечатлило Виктора, что в старших классах он самостоятельно освоил гитару, флейту, аккордеон, баян, а после армии поступил в музучилище на дирижерско-хоровое отделение.
Женился рано. Играл и пел в ресторанах
В это же время Виктора Камашева пригласили поработать в коллективе Пермской филармонии «Уральские самоцветы», который объединил артистов разных жанров. Там же работал и начинаюший тогда фокусник Владимир Данилин, с которым Виктор до сих пор дружит.
— Я ушел из «Уральских самоцветов», потому что рано женился — в 19 лет, и мы ждали ребенка, — продолжает музыкант. — Чтобы зарабатывать деньги, стал играть и петь в ресторанах. Заканчивал поздно, а после работы нужно было еще делать домашнее задание для училища. Вокал у нас вел сам директор училища Тарас Петрович Губа, который прививал нам интерес к классике и говорил, что у меня хороший оперный вокал. У меня абсолютный слух, и я легко, чисто пел. Губа ругался, когда я приходил с опухшими глазами после работы в ресторанах, и говорил, как важно уделять время занятиям, несмотря на работу. Именно Тарас Петрович отшлифовал мой голос до такой степени, что я мог петь всё. Он даже давал мне рекомендацию в Пермский театр оперы и балета и консерваторию, но я не пошел.
«В два ночи звонит Антонов и говорит: «Ну что, собирайся!»»
Как-то Виктор встретился с музыкантом из Гремячинска Виктором Руденко, который пел в ансамбле «Контраст». Тот предложил товарищу выступить на центральном телевидении, дал контакты редактора. Виктору удалось поехать и попасть на съемки «Шире круг», где он исполнил песню «Верни мне зори» Олега Иванова.
— Я стал очень знаменитым в Перми, особенно в Орджоникидзевском районе, и у меня даже брали автографы, — смеясь, вспоминает артист.
В 1970-е годы в Перми выступали разные известные группы — «Веселые ребята», «Самоцветы» и другие. Однажды на гастроли приехала группа «Магистраль» под руководством Юрия Антонова.
— Тогда я пел в Центральном ресторане, к нам подошел директор коллектива «Магистраль» и предложил прийти к Антонову на прослушивание в цирк после их концерта. Я очень стеснительный и волнительный человек, но набрался смелости, пришел и спел песню. Не помню какую. Антонов сказал: «Всё нормально, давай мы с тобой созвонимся». Прошло около трех месяцев, никто не звонил, и я подумал, что взяли другого. И тут перед самим Новым годом в два ночи звонит Антонов и говорит: «Ну что, собирайся!» Я: «Куда?» — «В Москву, я тебя жду, приезжай после Нового года, числа 10-го». Я поехал в Москву, пришлось взять академ в училище. Меня сразу познакомили с ребятами. Юра тогда начинал носить рыжую бороду, смешной был. В нашей группе играл на гитаре еще Аркаша Укупник и Миша Файнзильберг, барабанщик.
С Антоновым Виктор проработал целый год.
— Практически сразу мы поехали на гастроли вместе с «Цветами». В следующей поездке работали с «Веселыми ребятами». Юра пел и играл на рояле, фортепиано и на клавишных. А в каких-то песнях просто пел у микрофона. Он был очень щепетильный — не дай бог взять неправильную ноту, обязательно добивался самого высокого качества исполнения. Мог назвать меня в сердцах «уральской самодеятельностью», но через минуту уже успокаивал.
База, где группа проводила репетиции, была на Варшавке. Вокальные партии репетировали дома у Антонова.
— Он тогда жил в однушке на Волгоградском проспекте, — уточняет музыкант. — Основу выступлений составляли песни «Несет меня течение», «Отчего», «У берез и сосен», «Еще вчера», «Садовое кольцо», «Золотая лестница» и другие.
Через год ВИА «Магистраль» прекратила существование, так как Юрий Антонов стал писать музыку к фильмам, в частности «Берегите женщин» (12+), и в этот период был вынужден отказаться от сотрудничества с коллективами. Виктор Камашев до сих пор благодарен музыканту и считает работу с ним большим опытом.
Жена предложила поехать в Москву
— После распада «Магистрали» я вернулся в Пермь, окончил училище и продолжал выступать по ресторанам. А там всё время предлагали выпить, был риск спиться. И тогда жена предложила поехать в Москву. Я снял там однокомнатную квартиру, и мы переехали в столицу. Жили в съёмных квартирах 14 лет.
В это время Виктору позвонила редактор программы «Шире круг» и предложила исполнить песню «Белые крылья» Шаинского, но сначала отправили к нему на дачу взять клавир и заодно познакомиться с композитором.
— Шаинский сначала сел за рояль и сам спел эту песню, потом попросил меня исполнить несколько фраз. При этом закрывал глаза, и было полное ощущение, что он спит. Потом очнулся — вроде не спал. Кстати, сейчас я живу в доме на Войковской, в котором тогда жил Владимир Шаинский.
Знакомый со съемочным процессом музыкант попытался найти работу на киноплощадке и отправился на «Мосфильм» за эпизодическими ролями.
— На киностудии как раз требовалась массовка на фильм «Красные колокола» (18+), который снимал Сергей Бондарчук. Меня выбрали только на второй день, отвели к самому Бондарчуку, который дал добро на то, чтобы меня сняли в роли меньшевика. Я познакомился с актерами, мне понравилось сниматься, это был новый этап в жизни. К тому же за несколько дней съемок заплатили 50 рублей. После этого я снялся еще в паре фильмов.
В то же время музыканту предложили пройти прослушивание в ВИА «Поющие сердца», куда в итоге и взяли. Группа часто ездила на гастроли с «Песнярами» и «Сябрами». Но уже вскоре в группе произошла переорганизация, и несколько человек, включая Виктора, вывели из состава группы.
— В 1985 году я снялся в новогоднем «Шире круг» в третий раз, исполнив песню Гараняна «Мальчик строил лодку». Тут же со мной связался Слава Добрынин, сказал, что видел меня в программе, и предложил пойти в ансамбль «Лейся песня» вместо ушедшего вокалиста. Меня взяли, и мы стали гастролировать. Но потом ушедший солист вернулся, и я опять остался без работы.
Виктор попытался попасть и в группу «Самоцветы» и даже прослушался у Юрия Маликова. Группа тогда репетировала в клубе при фабрике «Красная швея».
— Запомнилось, что по залу бегали двое неугомонных мальчишек, — вспоминает пермяк. — Это были Дима Маликов и Володя Пресняков-младший. Меня прослушали, сказали, что подхожу. И я уже должен был ехать на примерку сценического костюма, но в итоге руководство решило никого не брать.
Едва не попал в «Мэри Поппинс»
Спустя время Виктор прошел отбор в ансамбль «Верные друзья» как вокалист, и его даже оформили в Росконцерт.
— Группа много записывалась для кинофильмов, и был один эпизод, который очень запомнился. Мне позвонила Жанна Рождественская и сказала, что Максим Дунаевский ищет солиста для записи песен к фильму про Мэри Поппинс. Я позвонил Максиму, он пригласил приехать к нему домой для знакомства. Были его жена Наталья Андрейченко и режиссер фильма Леонид Квинихидзе. Максим предложил мне попробовать исполнить песню про погоду. Я спел, Максиму и режиссеру фильма понравилось, сообщили, когда приезжать на запись. Я ждал, но через некоторое время мне снова позвонила Рождественская и сообщила, что Дунаевский выбрал в итоге Пашу Смеяна.
Каждый год «Верные друзья» ездили на фестиваль «Утро Родины» на Дальний Восток.
— Именно на одном из этих фестивалей мне довелось познакомиться с моим кумиром Валерием Ободзинским, я даже подражал его манере исполнения. Для меня стало шоком, когда его сняли с гастролей. Утром от гостиницы, где жили участники фестиваля, уходил автобус. Помню, как я спустился, чтобы поехать на нём, и стоит Валерий Ободзинский с чемоданчиком. Я спросил, почему он не идет. А Ободзинский сказал, что его сняли с гастролей и отправляют в Москву.
Предложил «Доктору Ватсону» исполнять ретро
В 1980-е годы эпоха ВИА стала уходить, и Виктор с другими музыкантами решили создать мужской квартет «Сюрприз». В основном составе были Георгий Мамиконов, Виктор Грошев, Тимур Миронов и Виктор Камашев. Группа была популярна, ее приглашали в концертный зал «Россия», на передачи «Утренняя почта» и «Вокруг смеха». После того как квартет исполнил на телевидении песню «Доктор Ватсон», группу стали узнавать еще больше, и музыканты сменилы название на полюбившееся публике «Доктор Ватсон».
— С самого начала этого проекта меня не покидала мысль о сольной карьере, — признаётся музыкант. — Группа находилась в состоянии раскрутки, было очень тяжело финансово, а мы с женой ждали второго ребенка. И еще хотелось свободы в репертуаре. Я решил уходить. Жора Мамиконов как лидер коллектива сильно расстроился. Но потом понял, и у нас до сих пор замечательные отношения с группой. После моего ухода коллектив стал очень популярным. Интересно, что, когда я еще был в коллективе и предлагал ребятам исполнять старые хиты в новой аранжировке, Георгий был против. И уже после моего ухода они стали петь ретро.
Виктор создал свою группу «Поп-Флюгер» и стал ездить с гастролями по стране и за границу.
— Принимали нас очень хорошо, а пели мы в основном мои песни, записали альбом. Я действительно почувствовал свободу, мог сколько угодно исполнять свои песни. С финансами тоже стало полегче. У нас даже появился спонсор, который помог с зарубежными гастролями, — мы побывали в Венгрии, Лаосе. А потом всё закончилось, наступили 90-е годы, возникли сложности. Я пошел работать в Московскую филармонию администратором, катал звезд по концертам и корпоративам. Со многими познакомился, многое узнал в этой работе.
Кидали помидорами, но приглашали
В начале 2000-х годов знакомый музыкант подсказал Виктору Камашеву, что возрождаются ВИА. И Виктор решился на создание новой группы — нашел ребят и в 2003 году собрал группу «Советский Союз». В ее коллектив вошел и младший — на 12 лет — брат Виктора, Анатолий, клавишник.
— Мы пользовались популярностью у тех, кто с ностальгией относился к прошлому, но в нас кидали помидорами те, кто это прошлое ненавидел, и кричали: ««Советский Союз», уходите со сцены!» Тем не менее группу везде активно приглашали. Как-то за один предновогодний месяц мы провели около 40 концертов. Участвовали и в разных телепроектах — «Давай поженимся» (16+), «Сто к одному» (12+), а потом как обрезало всё. И сейчас меньше зовут.
Виктор Камашев с группой часто бывает на гастролях в Перми. С братом они сохранили квартиру на Кислотных Дачах в память о родителях.
— Каждое лето приезжаю сюда с детьми, а сейчас еще и с внуками, они с удовольствием едут в Пермь. Здесь три большие реки — Кама, Чусовая, Сылва, в Москве такого нет. И природа потрясающая! Москву я тоже люблю — прожил там уже больше 30 лет, но меня постоянно тянет в Пермь, и я разрываюсь на два города, но с хорошим настроением. Дети не стали музыкантами — сын работает в ресторанном бизнесе, дочка сейчас сидит с малышами.
Музыкант, певец и композитор Виктор Камашев — лауреат всесоюзных и международных конкурсов эстрадной песни, песни года «Песня 85» Центрального телевидения, дипломант конкурса «Золотой микрофон» всесоюзного радио, заслуженный артист республики Хакасия. Виктор считает, что успехов ему удалось добиться благодаря пермским корням, связи с родным городом, его помощи и поддержке. Именно Пермь стала для него одним из главных вдохновений в творчестве.
Месяц назад Виктор Камашев сделал клип о Перми и начале творческого пути в родном городе. Его можно посмотреть на канале музыканта, который он ведет на YouTube.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.