Культура Режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев рассказал, почему не снимал кино в Перми и что может к этому подтолкнуть

Режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев рассказал, почему не снимал кино в Перми и что может к этому подтолкнуть

Сейчас он работает над фильмом в жанре фантастики

В Пермском крае снимают фильмы (слева), но режиссер Николай Лебедев (справа) к нам пока с такой целью не приезжал

Как на этапе сценария понять, что кино будет успешным? Почему на экранах мелькают одни и те же надоевшие лица, а молодых актеров задвигают? Выживет ли российский кинематограф без денег от государства? На эти и другие темы во время конференции «Телеком Интенсив» в Калининграде порассуждал Николай Лебедев. Режиссер известен масштабными работами — «Легенда № 17» (6+), «Экипаж» (6+), а одной из кинопремьер этого года стал его фильм «Нюрнберг» (12+) о военном трибунале над преступниками нацистской Германии.

Публикуем подробные ответы Николая Лебедева, в том числе — на вопрос 59.RU о том, ждать ли его съемочную команду в Прикамье, и если да, то при каких условиях.

Даже Спилберг не всегда угадывает

Производство кино — очень дорогостоящий процесс. Как понять, что идея фильма «выстрелит» и в новый проект стоит вкладываться? Николай Лебедев признался, что он тоже хотел бы выяснить секретную формулу успеха, но пока таким знанием не обладает.

— На самом деле высчитать, что понравится, а что нет, невозможно. Знаю, что Спилберг пытался делать это. Но и у него — одного из самых коммерчески успешных, одного из самых выдающихся режиссеров — то замечательные картины, привлекающие всеобщее внимание, то провалы (иногда — коммерческие, но при этом очень хорошие художественно), — рассказал режиссер. — Мне говорят: этот актер собрал столько-то денег, этот — столько-то. Но это уже результаты. Никто не может предсказать, сможет ли успешный актер обеспечить картине счастливую коммерческую судьбу.

По словам Лебедева, самое важное — прислушаться к себе и понять, что вызывает отклик именно у вас.

— Это может быть сверхкоммерческая или абсолютно пустая идея, как кому-то кажется со стороны. Но если вы чувствуете, что она жжет ваше сердце как пепел Клааса (это отсылка к роману о Тиле Уленшпигеле, который носил у сердца мешочек с пеплом сожженного отца Клааса. — Прим. ред.), если вы действительно понимаете, что ради этой идеи можно потратить много лет жизни и, может быть, ничего не достичь… Тогда может произойти такое же чудо, как с Джорджем Лукасом на картине «Звездные войны» (6+), которая считалась абсолютно провальной и снималась, как казалось, в корзину.

От первого фильма «Звездных войн» не ждали особых результатов, но киносага стала культовой

Когда показывали материал — уже смонтированный, собранный, но еще без спецэффектов, все хохотали. Считали, что это будет огромнейший провал. В итоге появилась картина, которая стала началом гигантской саги. Словом, слушайте свое сердце прежде всего.

Выживет ли российское кино без господдержки

Насколько важны для современного российского кинематографа субсидии и другая поддержка от государства? Сможет ли эта сфера выжить без вливаний? Николай Лебедев, отвечая на этот вопрос, привел в пример другие страны — как там поддерживают местное кино.

— Кому из нас не нужна поддержка, даже когда мы находимся в замечательной форме? — отметил он. — Это неправда, что на Западе и вообще по миру не поддерживают кино. Американский кинематограф защищает себя со всех сторон. Там существуют законы, согласно которым на американских экранах не может появляться дублированная картина. Что это означает? Что вы можете показывать гениальные фильмы на самом широком экране, но только с субтитрами. А американский зритель в пику бытующему мнению не такой уж включенный. Он довольно ленив и читать титры не хочет. Таким образом они мгновенно снесли большую часть возможности иностранного вторжения в американский кинематограф.

Режиссер напомнил, что в 1990-е кинематограф в России был разрушен: почти ничего не снимали, проката как такового не было.

— Сейчас с большим трудом мы возвращаем какие-то позиции, которые были утеряны полностью. Конечно же, в этой ситуации нужна защита. Я говорю не о том, чтобы запрещать что-то, а о том, чтобы поддерживать свое. Такая система существует во Франции, в Финляндии, — рассказал Николай Лебедев. — Все меры, которые вводятся [в кинопрокате России], в большей или меньшей степени, но действительно работают. И поддержка производства в кинематографе тоже работает и должна работать. Потому что только когда у нас будет прокат такой же степени мощности, как в 60–70-е годы, тогда кинематографу не потребуются вливания со стороны.

Возвращаясь к теме ситуации с фильмами в США, Лебедев отметил, что там интересом к кино пропитано всё общество.

— В начале 2000-х я работал в Америке — доделывал российско-американскую картину — и был потрясен, как они ходят в кино. Не как на работу, но через день, через два. Потому что все разговоры на встречах, на тусовках, на перекурах касаются кино. Люди физически не могут не пойти в кино, потому что окажутся как бы вне социума, — поделился он. — У нас такая система тоже была. Ее стали возвращать, но всё рухнуло, как вы знаете, после ковида и других событий. Я очень надеюсь, что эта система вернется и поход в кино не будет чем-то из ряда вон. Как мне кажется, тогда все деньги, которые сейчас идут от государства, будут приходить [в сферу кино] в силу естественного оборота.

Что может привлечь киношников в Прикамье

В Пермском крае сегодня снимают немало фильмов. В числе примеров — новый «Иван Семенов» (6+) или собравшее немало наград «Сердце пармы» (16+). Один из инструментов привлечения кинокомпаний — рибейт. 59.RU спросил у Николая Лебедева, может ли рибейт подтолкнуть его к съемкам в Прикамье или другом регионе.

Рибейт — возмещение из бюджета части затрат, которые производители кинофильмов понесли во время съемок на территории региона. Кинокомпании подтверждают свои затраты документами. Рибейт в Пермском крае может составлять до 50% от суммы документально подтвержденных затрат — это максимальный размер в России.

— Для меня решающим моментом является цель. Если мне нужен этот объект, я буду снимать здесь, — ответил режиссер. — В Перми я не снимал никогда, а вот в Калининграде частично снят фильм «Нюрнберг», потому что нам нужно было здание немецкой архитектуры. Рибейт — это скорее продюсерский вопрос — где выгоднее снимать. Но я, честно говоря, не сталкивался с ситуацией, когда продюсеры очертя голову бросались куда-то для того, чтобы получить рибейт, и совершенно не думали, а надо ли нам туда. Они не ведут себя как глупые люди. Знаете, есть анекдот про старушку, которую переводят пионеры через дорогу, а она сопротивляется и кричит: «Мне туда не надо». Я не припомню ситуацию, чтобы рибейт играл роль таких пионеров.

Кинематографист уточнил, при каких обстоятельствах он мог бы снимать фильм в Перми или крае.

— Если можно будет совместить приятное с полезным и, скажем, снять в Перми картину, которая бы основывалась на необходимых ландшафтах, натурных вещах, — предположил он. — Или если у вас построят большую студию, к примеру. Потому что в кино сейчас, насколько мне известно, довольно большие проблемы с павильонами. Они заняты, как ни странно. Поэтому мы даже рассматривали возможность уехать в Питер и снимать там в большом павильоне. Если [в Перми] будут условия для такой работы, то это просто замечательно.

Фильм «Сердце пармы» частично снимали в Пермском крае, его создатели воспользовались возможностью возместить часть затрат

Почему я говорю об этом? В свое время я снимал картину «Волкодав из рода серых псов» (16+). Это фэнтези. Было бы замечательно снимать его на Урале, на Алтае — красивейшие места. Но там в тот момент вообще не было никакой инфраструктуры. А инфраструктура — это не только наши удобства. Ну, окей, я могу спать с комарами. С трудом, но окей. Но кино — это огромное производство. Нужно привезти технику, аппаратуру, нужны массовки… В общем, очень много таких вещей, которые требуют развитой инфраструктуры. Я знаю, что к вам приезжают снимать. Даст бог, Пермский край сможет создать инфраструктуру, чтобы приезжали больше и больше, тем более на такой рибейт.

Почему на экране одни и те же актеры

Переключая каналы телевизора, нередко натыкаешься на одних и тех же актеров в разных фильмах. Николай Лебедев признался, что далеко не всегда продюсеры с энтузиазмом воспринимают предложение задействовать начинающих артистов.

— Я очень хочу снимать людей новых. Я хочу снимать тех артистов, которые, по моему разумению, точнее всего подходят для проекта. Но кино, помимо всего прочего, — еще и бизнес. Поэтому не всегда решают только такие рассуждения, — рассказал он. — Я очень люблю снимать начинающих артистов. У меня дебютировала Катя Гусева, одну из первых ролей сыграл Костя Хабенский. Тот же самый Козловский до «Легенды» снимался, но не был востребованным артистом. Мы с ним спокойно гуляли по городу, смеялись, чуть не на одной ножке скакали. А сейчас мы с ним встречаемся — [нужны] кепки, нужно куда-то забиться в угол.

После успеха «Легенды № 17» Данилу Козловского стали приглашать во многие другие фильмы

Лебедев вновь привел в пример кинорынок в США.

— На Западе продюсеры выращивают звезд. Вот ему одиннадцать лет, а он уже снялся в суперкартинах. Потом что-то у него не заладилось, так и не стал актером, но его пестовали, он был во всех системах, — прокомментировал режиссер. — У нас этой системы пока еще не существует, к сожалению. Поэтому два-три человека, за них держатся и больше не то чтобы никого не хотят — боятся. Я надеюсь, что [ситуация] изменится, но пока она такова.

Ранее мы рассказывали, какие фильмы и сериалы снимают в Пермском крае в этом году. В перечне немало комедий, а один из сериалов продюсирует упомянутый выше Данила Козловский.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем