Картины, которые можно разглядывать часами, снимая с них культурные слои один за другим. В Центральном выставочном зале Перми открылась персональная выставка бурятского художника Зорикто Доржиева (ZORIKTO) «Новая степь» (6+). Это живопись, графика, скульптуры и даже медиа-арт. В его работах сочетаются национальные традиции и новый взгляд на классику.
Одна из самых известных работ Доржиева — «Джоконда-Хатун» (в бурятском языке хатун — это приставка, обозначающая уважение). Здесь она расположена в центре главного зала. Из других парафраз с классикой можно заметить Серова, Энди Уорхола, Густава Климта. Зорикто Доржиев рассказал, что таким образом отдает дань уважения мастерам прошлого.
— «Джоконда-Хатун» была одной из первых работ, написанных при сотрудничестве с галереей Константина Ханхалаева. Можно сказать, что это были первые шаги в профессиональный мир. Я знал, что буду художником, и, наверное, мне хотелось как-то ассоциировать себя с великими мастерами, — объяснил автор. — Да и вообще весь XX век — это пересмотр старых достижений. Уже сложно создать что-то совершенно новое, практически все произведения современного искусства — это переосмысление классики. На выставке есть «Девочка с персиками», к этой картине я подошел более свободно и изобразил там свою дочь.
В интерпретации Зорикто современная мировая цивилизация — это степь, где люди, словно кочевники, находятся в странствиях и бесконечном поиске. Человеческая история — постоянное движение народов ради выживания, миграция, смешение культур, обновление. Выставка «Новая степь» стала ретроспективой работ с 2006 по 2019 годы.
Внимание привлекают два всадника, скульптуры сделаны к венецианской Биеннале 2019 года. На первый взгляд, это традиционный образ кочевого воина, но орнаменты на них необычные. Здесь есть восточные и европейские мотивы, микросхемы, улыбка Джоконды, портрет Энди Уорхола и атлас немецкой медицины.
Несколько картин исполнены в необычной технике — вместо краски на них наклеена ткань. Оказывается, это произошло совершенно случайно. Автор сравнивает такие работы с мандалой, которую буддийские монахи создают днями, неделями. И сметают ее за несколько минут, едва успев закончить.
— Художник не должен погружаться в каждый квадратный сантиметр холста. В работе, в сакральном процессе, должна присутствовать доля случайности, — считает Доржиев. — Однажды, бросив драпировку на холст, чтобы просто прикинуть, как будет выглядеть композиция, я увидел, что картина уже сложилась. Мне ничего не оставалось, как ее приклеить. Меня осенило, в этом есть что-то глубоко философское — волшебство создания вдруг начало ускользать из моих рук, в дело вмешалась вселенная.
Самым ярким получился детский зал — здесь будто оказываешься в мультфильмах Миядзаки. Зорикто Доржиев признался, что классик анимации, без сомнения, оказал на него большое влияние. Одних героев он ассоциирует с собой, других — уже со своими детьми. Это ребята, которые не сидят дома, а озорничают во дворе — строят штабы, играют в индейцев и «Звездные войны».
Доржиев известен не только как живописец, но и как художник по костюмам в фильмах Сергея Бодрова-старшего «Монгол» (18+) и Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» (18+).
— Мое впечатление от работы в кинематографе — это очень сложно, — признался Доржиев. — Как художник я привык отвечать за свой холст, а в кино задействованы еще сотни людей и ты не можешь быть ответственным за то, что в итоге видит зритель. Когда приходишь в мастерскую, то понимаешь, что в ответе за каждый мазок, каждую каплю краски. С кино всё в разы сложнее.
Персональные выставки Зорикто Доржиева с успехом проходили в Русском музее (Санкт-Петербург), в Музее народов Востока и Третьяковской галерее (Москва), а также за границей — Лондон, Страсбург, Брюссель, Люксембург. Его произведения хранятся в частных коллекциях по всему миру, в том числе у Умы Турман, Жозе Мануэля Баррозу, Анны Меликян, Рубена Дишдишяна, Гарика Сукачева, Сергея Галанина, Григория Лепса, Владимира Шахрина и многих других.
Выставка «Новая степь» организована Центральным выставочным залом и Галереей «Ханхалаев» (Москва) в рамках цикла мероприятий, посвящённых 300-летию Перми, при поддержке агропромышленного холдинга «Дороничи» и Группы компаний «Железно».
Выставка работает с 22 сентября по 29 октября.
Пермь, Центральный выставочный зал, Комсомольский проспект, 10.
ООО АПХ «ДОРОНИЧИ», doronichi.ru