Культура интервью «Могли посмеяться, подзатыльник дать», — режиссер сериала о буллинге в школе «Плакса» рассказал о детстве

«Могли посмеяться, подзатыльник дать», — режиссер сериала о буллинге в школе «Плакса» рассказал о детстве

Андрей Силкин родом из Верещагино, мы поговорили с режиссером о кино, детях и работе с Сергеем Жуковым и его дочерью

Андрей Силкин родился в Верещагино, работал актером в театрах и уже около 20 лет снимает фильмы как режиссер

На платформе Wink Ростелеком недавно вышел новый сериал «Плакса» (16+). Его режиссер — пермяк, а точнее верещагинец Андрей Силкин. Мы встретились с ним и расспросили его о детстве в Верещагино, съемках популярного некогда сериала «Маргоша», режиссером которого он был, а также о работе с Сергеем Жуковым — лидером группы «Руки Вверх!», выступившим продюсером сериала «Плакса».

— Вы с детства такой творческий человек?

— Еще в школе я участвовал в разных постановках. У нас ставили «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по Леониду Филатову, где я играл Федота. И дома организовывал домашние спектакли. Родители творчеством не занимались: мама работала экономистом в торговой организации, а папа — машинистом. Но, мне кажется, я в деда — он интересовался искусством. Он был председателем совхоза «Верещагинский», партийным, активистом. В 1937-м обменял свои кирзовые сапоги на гармонь. Остался без сапог, зато у него появилась гармонь, с которой он не расставался. Она до сих пор у нас хранится. А когда дед вышел на пенсию, создал при верещагинском Доме культуры коллектив «Играй, гармонь», ездил с ним в Москву. Дед мечтал создать семейный коллектив и купил еще несколько гармоней. Меня даже отдали на класс баяна в музыкальную школу и просили играть на праздниках дома, но музыкантом я не стал.

— Сейчас играете?

— Нет, надо вспоминать. Традиции деда в Верещагино до сих пор соблюдаются, там проводят фестивали по игре на гармони. Дед был почетным гражданином города, а года два назад мне написали, что я, оказывается, тоже почетный гражданин. Я поддерживаю связь с Верещагино, там следят за моими новостями и пишут обо мне в местной газете.

— Как вы стали работать в киноиндустрии?

— Сначала учился на режиссерско-театральном отделении Пермского института культуры, кстати, на одном курсе с актрисой Мариной Федункив, работал актером в Лысьвенском и Астраханском театрах. Затем получил режиссерское кинообразование во ВГИК и прошел обучение на высших курсах сценаристов-режиссеров. В 2002 году попал к Станиславу Говорухину на фильм «Благословите женщину» (12+) как второй режиссер и на том проекте получил азы киношколы и мастерства. Это дало мне дальнейший старт в киноиндустрии. В 2008 году снял свой первый полнометражный фильм «Заза» (18+).

Андрей Силкин на съемках фильма «Благословите женщину» в 2002 году. В верхнем ряду — Максим Галкин* (признан в РФ иноагентом), актриса Инна Чурикова и режиссер Станислав Говорухин

«Маргоша»: режим нон-стоп и 240 серий

— Многие знают вас как режиссера «Маргоши». Что за случай привел вас на проект?

— Мне предложили работать в этом сериале, когда я уже снял свой дебют — полнометражный фильм «Заза» и даже успел получить за него награды фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Тогда считалось, что режиссеры полнометражных фильмов на ступеньку выше, чем режиссеры сериалов. Да и качество полнометражного художественного воплощения было выше сериального. После «Зазы» мне предложили два полных метра, но в связи с каким-то финансовым кризисом их закрыли. Продюсеры «Маргоши» заметили меня на фестивале и предложили попробовать заняться продолжением сериала и снять хотя бы начало — несколько десятков серий второго сезона. Я согласился и в итоге снял 240 серий. Остался на проекте до конца.

Главный герой сериала — главный редактор глянцевого журнала и сердцеед Гоша. Очередная брошенная им девушка Карина отправляется к колдунье, чтобы отомстить ловеласу. На следующее утро Гоша просыпается и обнаруживает, что стал женщиной. Роль Гоши исполнил Эдуард Трухменёв, а Маргоши — Мария Берсенева.

— Сложно было перестраиваться после полного метра на сериал?

— Тяжело было влиться в коллектив, ведь он был набран еще до меня. Там уже были выстроены отношения, поэтому мы проходили через притирку и ревность. Да, это был и совершенно другой подход, приемы, съемки, выработки, количество сцен на площадке. До этого полный метр я снимал еще на пленку, а здесь — на цифру и две камеры. В кадре были не два-три артиста, а большой актерский ансамбль до 20 человек одновременно. Всё было ново.

Роль Маргоши исполнила начинающая тогда актриса Мария Берсенева

— А что-то свое пытались внести?

— Артисты уже были сыграны, заявлены образы и характеры, и было важно сохранить то, что было заложено до меня — темпоритм, визуальный ряд, все полюбившееся зрителями. Вносить что-то новое было неприемлемо и не нужно.

— А почему ушел первый режиссер «Маргоши» Сергей Арланов?

— Он был и тогда, и сейчас таким запускающим режиссером на канале СТС. Просто пошел запускать новые проекты. В «Маргоше» он остался как креативный продюсер, это же его детище. Я сразу попросил у него помощи, потому что был режиссером другой формации. Сережа смотрел первые серии в монтаже, а потом отпустил эту историю в свободное плавание.

— В большом метре вы снимали минуты за смену, а в сериале должны были выдать целые серии. Сложно было перестроиться?

— Два года мы работали над «Маргошей» практически в режиме нон-стоп. Серии, которые снимались сегодня, уже через три-четыре дня выходили в эфир. Для меня это был новый опыт. И сценарий писали под съемки, это всегда был свежий материал. Мы не знали, что будет через три серии.

— А «Маргошу» ведь снимали по лицензии?

— Сериал начинали снимать по сюжету аргентинского сериала «Лалола» (18+), но российский формат обрел большую популярность, чем оригинал, и правообладатели разрешили нам написать продолжение. И мы написали еще 150 серий. Кстати, была идея устроить встречу аргентинских и российских актеров, но она так и не произошла.

Роль Анны сыграла Елена Перова — экс-солистка музыкальной группы «Лицей»

— Не пожалели, что взялись за сериал?

— Благодаря этой работе я изменил взгляды на профессию. У меня много работ, но эта, наверное, стала такой визитной карточкой, по которой меня ассоциируют, сравнивают. Для меня это был какой-то другой старт, другой подход к работе. Спустя много лет ко мне приходят артисты, которые тогда были детьми, и говорят: «Я смотрела "Маргошу"». Мне приятно, и я думаю, неужели она так запала в душу и люди помнят эту историю. Вспоминаю, как на съемки приезжали фан-группы из разных городов, и пара девочек у нас влились в съемочную группу.

Маргоша и Гоша (его роль исполнил Эдуард Трухменёв)

— Тема превращения мужчины в женщину и наоборот была популярна в начале 2000-х — «Чего хотят женщины» (18+) с Мэлом Гибсоном, «Любовь-Морковь» (12+). У вас самого были сняты два сериала на эту тему: «Маргоша» и «Думай как женщина» (16+). Актуальна ли эта тема сейчас?

— Постоянно. И тогда, и сейчас людям было интересно побыть в теле другого, представить, о чем думают мужчины и о чем думают женщины, применить на себя проблемы противоположного пола, осмыслить и понять друг друга. Такие проекты всегда есть. Из советского прошлого мы знаем «Здравствуйте, я ваша тетя» (6+) с Калягиным. Это интересно играть и актерски — здесь есть психологическая история, эта тема дает комедийный кураж.

Андрей Силкин (в центре) с актерами и киногруппой на съемках сериала «Думай как женщина»

— А самому хотелось бы побывать на месте женщины, может быть, сыграть роль?

— Не знаю, у меня больше роль за кадром. Но артисткам я всё равно иногда показываю, как вижу роль, «леплю» со стороны того или иного персонажа. И мне интересней именно как режиссеру «залезть» туда — в женский образ, характер, тело, мозг героини, чем сыграть, наверное.

— В «Маргоше» звучат хиты Ильи Лагутенко. Вы записывали их вместе с музыкантами, или вам уже готовые ролики принесли?

— Ролики уже были готовы. Но когда у нас была финальная «шапка» — это мероприятие по окончанию фильма, на ней у нас была группа «Мумий Тролль». Мы общались, и они исполняли все свои хиты и треки. Они очень доброжелательные, им нравился проект. Это была двойная раскрутка — не только наша за счет них, но и их за счет этого сериала, там звучали примерно три-пять их треков.

«Плакса» напомнила «Чучело»

— Как получилось, что Сергей Жуков стал вашим продюсером? И вообще, как вы попали на проект «Плакса»?

— Наверное, наоборот, это я стал его режиссером. Еще до фильма Сергей Жуков снял клип «Плакса», в котором его дочка Ника поет песню. Этот клип увидели продюсеры канала СТС и предложили создать сериал. На режиссерском кастинге — да, есть и такие, Сергей выбрал меня. Он спрашивал, как я вижу этот материал. Важно было не уйти в документалистику, а именно художественными средствами показать и раскрыть эту историю, которая кому-то напомнила фильм «Чучело» (12+) Ролана Быкова.

По сюжету фильма «Плакса», школьница Маша вместе с родителями вынуждена переехать из Москвы в маленький город Новоморск. После элитной гимназии на Рублевке девочке непросто мириться с порядками провинциальной школы. Здесь она становится жертвой буллинга со стороны одноклассников. Маша часто плачет, поэтому ее называют плаксой. Справляться с проблемами героине помогает музыка. Роль Маши исполнила Ника Жукова — дочь Сергея Жукова, маму и папу сыграли Агата Муцениеце и Роман Маякин, бабушку — Ирина Розанова.

Официальный трейлер сериала «Плакса», Wink Originals (2023), Ника Жукова, Ваня Дмитриенко и другие

— У меня тоже была ассоциация именно с этим фильмом. А еще с сериалом «Ранетки».

— Это так, потому что у нас в сериале тоже история про музыкальную группу. Но музыка у нас не просто песни, а часть драматургии фильма. Это внутренний мир наших героев. Ника пишет музыку, и это помогает выгрести из сложностей, выйти из этого состояния.

Сергей Жуков и Андрей Силкин на съемках с Никой Жуковой и Ваней Дмитриенко

— То, что Ника попала на главную роль, было желанием ее папы Сергея Жукова?

— Да, после клипа «Плакса» его исполнители Ника Жукова и Ваня Дмитриенко стали как бы утвержденными артистами сериала, осталось только найти им ансамбль. Оказалось, что у Вани тоже актерское образование. Он очень органично вписался в нашу историю со своими новыми хитами, которые звучат в нескольких сериях. Получилось такое драмеди — подростковая, семейная музыкальная драма, если говорить про жанр. Мы надеемся, что фильм поможет подросткам в этом совсем непростом мире.

Ваня Дмитриенко — 17-летний хип-поп-исполнитель. В этом году он окончил 11-й класс и буквально после ЕГЭ приехал в Пермь на концерт в честь Дня города.

— Сергей Жуков часто приезжал на площадку?

— Конечно. Он переживал за фильм и за Нику. Это было нелегко — папа видит, как дочку то бьют, то топят, то поджигают. Сергей, сидя за монитором, порой закрывал глаза и говорил: «Не знаю, как она всё это терпит».

— А во всех этих жестоких сценах избиения, утопления в бассейне играла дублерша?

— Почти во всех играла сама Ника, включая подводные съемки.

«Могли посмеяться, подзатыльник дать»

— Как вы думаете, буллинг это вечная тема?

— Да, и не только среди подростков, но и взрослых. Но в нашем случае это про подростков. И у меня в детстве в Верещагино это было.

— Можете подробней рассказать, как вам доставалось?

— Я участвовал в разных постановках, общественных мероприятиях школы, и меня часто отпускали с уроков. Одноклассники спрашивали: «А почему ему можно, а нам нельзя, он что — не как все?» Или обвиняли меня в том, что я выслуживаюсь перед учителями. Могли посмеяться, подзатыльник дать. Может быть, это была просто зависть. Мне еще не сильно доставалось, а вот одного мальчика в очках, закрытого в себе, особенно гнобили. А теперь этот мальчик преподает в Пермском университете, в магистратуре.

— А сама Ника переживала подобное?

— Тоже сталкивалась со сложностями, когда из английской школы пошла учиться в обычную. Но ведь проблемы бывают не только между сверстниками, но и в отношениях с учителями.

— Я заметила, что мама героини фильма мало с ней разговаривает. Вы хотели этим что-то рассказать, показать?

— Не буду спойлерить всю историю, но родители героини в конечном итоге осознают и понимают, что нужно сесть и поговорить с ребенком, найти общий язык. Это и показано в нашем кино. Многие думают, что 14 лет — это уже взрослый ребенок, но именно тогда сложности и возникают. У детей появляются комплексы, ребенок закрывается или наоборот, уходит в агрессию. Тут нужно помочь и быть ребенку товарищем или другом, чтобы он мог довериться и рассказать о трудностях. Я сам отец 16-летней дочки, помню, как она приходила из школы и рассказывала не об очень приятных вещах. Как отец, я бы хотел сказать родителям: не упускайте шанс, поговорите с ребенком.

— Ваша дочка снималась в «Плаксе»?

— Да, у нее небольшая роль одной из одноклассниц. Она, как и все, прошла пробы. Я не настаивал, она сама. Лиза снималась у меня несколько раз. Ей то становится интересно, то интерес к съемкам остывает. Дочка скоро окончит школу и потом сделает свой выбор в профессии, я лишь могу помочь.

— Как ваш сериал может помочь детям?

— Школьники, как я видел на премьере, после его просмотра идут на диалог. Кроме того, вместе с сериалом его авторы запустили проект «Янеплакса.рф» — это специальный сайт, на котором собрана информация о буллинге и способах борьбы с ним. Здесь можно найти помощь профильных фондов, телефоны горячих линий для детей, родителей и учителей.

Снять фильм про своих людей

— Пермь сейчас всё больше превращается в киногород. Столичные киношники едут к нам за локациями. А вы хотите что-то снять на родине?

— Конечно же, хочу. Кунгур, Лысьва, Верещагино, Чердынь, Чусовая — замечательные киношные локации. В мыслях это есть, поддерживаю связи с Пермской кинокомиссией. Сейчас ищу историю, хочется не привозить придуманную, а взять местного автора. Хочу соединить место съемки и действия. Я понимаю, что есть замечательный пермский автор Алексей Иванов, но есть и другие.

— Есть ли у вас киномечта?

— Я люблю старую гвардию артистов кино — Купченко, Рязанова, Польских, Сухоруков и другие. Это артисты другого склада, индивидуальности, хочется послушать их, сделать что-то с их участием. У них есть чему поучиться. А снять хочется короткий метр — жанр, когда ты за 10 минут рассказываешь историю человека. Здесь можно подумать, поразмышлять или остановиться, присмотреться. Ну и обязательно хочется что-то снять в Перми. Это такая мечта-мечта. Я сюда часто приезжаю, здесь много родных и близких, для меня это важно. Хочется снять про пермяков, про своих людей.

— Может, про вашего деда снимете?

— Может быть.

— Сейчас над чем работаете?

— Снимаю сериал «Тетя Марта-2» (18+) про девочку из детдома для канала СТС.

— Про дочку вы уже рассказали, а жена тоже связана с кино?

— Да, мы все киношники. Моя жена Майя Лебедева работает исполнительным продюсером на кинопроектах. Мы познакомились с ней на фильме «Звездочет» (16+), но работаем на разных картинах. Разговоры и споры у нас дома — про кино: я рассказываю, какие у нас продюсеры, а она — какой у них режиссер. Сейчас вот дочка думает, куда ей пойти.

— И пойдет в кинокритики.

— Посмотрим.

Ранее мы публиковали интервью с двумя пермскими актерами, снимавшимися в сериале «Реальные пацаны» (16+) — Николаем Наумовым и Антоном Богдановым. Недавно вышел последний сезон сериала, в последней серии которого Колян и другие главные герои съездили в госпиталь к участникам СВО.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем