В Пермском театре оперы и балета прошла премьера балета «Ярославна» (12+). Как и опера, он создан по мотивам «Слова о полку Игореве» и рассказывает о походе князя Игоря на половцев. В нем есть и известная сцена плача Ярославны. Чем же уникален этот балет и отличается ли сюжетом от известной оперы «Князь Игорь» (12+), ведь и он рассказывает о тех же событиях?
Больше, чем балет
Балет «Ярославна» впервые был поставлен вовсе не в Перми, а еще в 1974 году на сцене Ленинградского академического малого оперного театра (МАЛЕГОТ). Зрители и критики назвали его новаторским, так как его автор — хореограф Олег Виноградов, расширил в нем каноны классического балета, объединив в нем и танец, и пантомиму, и хоровое пение.
Музыку для балета написал ученик Дмитрия Шостаковича Борис Тищенко, а сценографом выступил известный режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Консультировал постановку сам академик Дмитрий Лихачев, считавшийся крупным специалистом по «Слову о полку Игореве».
В 2014 году хореограф Владимир Варнава поставил этот же балет на новой сцене Мариинки, интерпретировав название как «Ярославна. Затмение» (12+). Балет был поставлен в современной трактовке, большое внимание автор уделил драме самого Игоря.
Спустя почти десять лет на пермской сцене появилась еще одна версия этого балета, на этот раз в постановке Алексея Мирошниченко. Хореограф представил его пермской публике в декабре 2023 года, но в отличие от своих предшественников, он вновь погружает эту историю во времена Древней Руси.
Алексей Мирошниченко ставит «Ярославну» на хореографическом языке неоклассики, с которой любит работать.
— Я для каждого спектакля пытаюсь найти тот хореографический язык, который наилучшим образом выразил бы идею спектакля, сверхзадачу и то, что хочется донести до зрителя, поэтому от неоклассики никуда не деться, это как мой способ мышления, — признался Алексей Мирошниченко журналистам накануне выхода балета.
Неоклассика — форма классического балета, который появился в 20-х годах XX века. Она основывается на классических движениях, но позволяет хореографу выходить за его рамки, отличается стремительностью, ритмичностью и быстротой. Одной из особенностей классического танца является то, что танцевать можно в пуантах, а можно босиком.
Как и в постановке Мариинки, в Пермском театре танцовщики, исполняющие главные партии, танцуют не в пуантах.
— Никаких пуантов, это русская земля, — объясняет хореограф.
Их движения словно иллюстрируют музыку вплоть до пунктирного ритма в мелодии. Всему балету, и даже сценам баталий, характерна сдержанность и отсутствие некоей динамики. Ощущение такое, что они словно сошли с изображений или архитектурных фризов, иллюстрирующих баталии того времени.
Кстати, художница Татьяна Ногинова, создавшая костюмы для спектакля, призналась в разговоре с журналистами перед премьерой, что вдохновлялась фресками соборов Вологодской области, взяв за основу манеру исполнения и персонажей. Кстати, она уточнила, что пермский спектакль — именно о временах Древней Руси.
— В отличие от версии Мариинки, мы не создаем современный взгляд, а остались во времени — XI веке, и поэтому разговор у нас аутентичный, — говорит Татьяна.
Художница использовала холсты, шерсть, хлопчатобумажные кружева и минимум цвета.
— Природа русского костюма, костюма славян была немногословна в отношении цвета, — рассказывает Татьяна Ногинова. — И в отличие от Италии в это время, у нас не было столько способов крашения. Красили минералами, землей, ягодами, растениями, которые постепенно выцветали. Поэтому у нас очень спокойная гамма в костюмах — серебристо-льняная, и разные фактуры льна и шерсти.
«Один в поле не воин»
Сюжет балета на первый взгляд может показаться таким же, что и в опере «Князь Игорь» — Древняя Русь, князь Игорь Святославич Новгород-Северского собирается в поход против половцев. Но если в опере сделан акцент на прославлении подвига русского войска и военного похода, то в балете батальных сцен хоть и много, но они больше иллюстративны и не динамичны. Внимание уделено трагедии самих главных героев — Игоря и Ярославны. Поэтому батальные сцены не столь динамичны, а больше иллюстративны.
Кроме того, в балете отражен важный исторический момент, которого нет в опере, — Игорь отделился от других древнерусских князей и один со своим войском идет в сепаратный поход против Кончака, в результате чего терпит поражение.
— Игорь не послушался Святослава и потерпел поражение, отсюда какой вывод? — подчеркивает Алексей Мирошниченко. — Это одна из сверхзадач нашего балета — один в поле не воин, только сообща и вместе можно победить врага.
В отличие от оперы. в балете появляются и другие князья древнерусских земель: Всеволод — князь Трубчевский и Курский, Владимир — князь Путивльский и киевский князь Святослав Всеволодович.
По сюжету, киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом — половцами, но Игорь Святославич собирается выступить в свой отдельный поход, несмотря на плохое предзнаменование в виде солнечного затмения. Далее по сюжету, как и в опере, чередуются битвы, пленение Игоря, молитва Ярославны, которая обращается к духам природы, чтобы они помогли мужу, и его счастливое возвращение домой.
Ранее мы публиковали рецензию на музыкальную комедию «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел» (16+), которую недавно представили на «Сцене-Молот».
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.