В 2017 году со стены НИИУМС на улице Ленина сняли панно «Наука», выполненное в редкой для Перми технике монументальной эмали. Его обещали восстановить, как только укрепят стену, но шедевр, судя по всему, пропал бесследно.
Работали в дуэте
Авторы произведения — супруги, художники-скульпторы Степан и Елена Колюпановы.
Елена Плюснина-Колюпанова — уроженка Чусового, выпускница Харьковского художественного института, скульптор и преподаватель, член Союза художников. Она работала в художественно-производственных мастерских в Благовещенске-на-Амуре, с 1961 года жила в Перми. Основными жанрами, в которых работала художница, были портреты современников и композиции на тему детей.
Степан Колюпанов был уроженцем Орловской области, в 1945 году ушел 18-летним юношей на фронт. После Победы его отправили на войну с Японией, где он служил механиком быстродействующей телеграфной аппаратуры. В 1948 году во время военных событий в Корее служил на острове Русский. Демобилизовался в 1951 году.
Еще в армии Степан заочно учился рисовать в Доме народного творчества в Москве, а после демобилизации стал заниматься в художественной студии Благовещенска. Одновременно с учебой работал в производственно-художественных мастерских Благовещенска-на-Амуре, где познакомился со своей будущей женой Еленой Плюсниной.
В 1961 году супруги приехали в Пермь в поисках новых творческих тем. Работали как самостоятельно, так и в творческом дуэте. Степан Колюпанов является автором стелы из красного камня у входа в парк имени Горького и мемориальной стены в память погибшим в Великой Отечественной войне.
Как пишет пермская искусствовед Тамара Шматенок, первый опыт работы с эмалью Колюпановы получили на Лысьвенском металлургическом заводе в цехе эмалевой посуды. Уже потом у них появилась новая, специально оборудованная мастерская с печью для обжига. Художники увлеклись созданием произведений на тему уральских сказок и коми-пермяцкого фольклора. Первая выставка эмалей Колюпановых состоялась в Доме журналистов в 1969 году. После этого они стали экспонировать работы в Москве.
«Мы были не в курсе»
В начале 1980-х скульпторы получили заказ на cоздание панно на торце здания НИИУМС на Ленина, 66. Оно должно было украсить архитектурный комплекс научного института и проиллюстрировать его специализацию. Темой панно стала работа ученых. Эмаль была выполнена в графичной декоративной манере и спокойной приглушенной гамме, при этом авторы использовали всего четыре цвета — белый, голубой, желтый и оранжево-розовый. Работа передавала дух времени и увлеченности советских ученых.
После этой работы мастеров пригласили в Москву, чтобы они смогли украсить эмалью станции метро и улицы столицы. «Наука» несколько десятилетий украшала улицу Ленина.
В 2017 году единственное монументальное произведение Колюпановых в Перми погибло. Собственники здания решили его отремонтировать и наняли подрядчиков, которые во время ремонта стали отдирать плиты панно. Судя по фотографиям нашего репортера, некоторые плитки пострадали.
Такое обращение с произведением искусства возмутило пермяков, и они написали в администрации города. Глава Перми Дмитрий Самойлов поручил остановить демонтаж и разобраться в ситуации.
На другой день к месту работ пришли депутат гордумы Надежда Агишева, арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева, госинспектор по охране памятников Елена Гонцова, представители городской администрации, собственника здания НИИУМС и подрядчика.
— Стенка аварийная, отпадает плитка, на которой держится панно, — объяснил во время встречи подрядчик Юрий Пиянов. — Чтобы никого не убило, мы начали ее демонтировать. Мы были не в курсе, что она представляет культурную ценность, потому что не было никаких соответствующих документов.
Как выяснилось, ремонт здания был согласован с муниципалитетом, но на стадии согласования про панно забыли, так как оно было скрыто за деревьями и торговыми киосками. О нем вспомнили, лишь когда начали демонтаж.
Представители культурной общественности собрались еще раз и обсудили, как защитить работу. В реестр культурного наследия ее было внести нельзя, так как объекту на тот момент еще не исполнилось полагающихся 40 лет.
— Проблема в увязке между объектом культурного наследия и объектом капитального строительства, — объяснил замдиректора краевого центра охраны памятников Александр Киселев. — Мы можем сказать, что само произведение несет культурную и историческую ценность, но оно ничье. Произведение неотделимо от самого дома. И если собственники дома заявляют, что им это не надо, то и забрать его мы не можем. А вводить в категорию объектов культурного наследия дом — значит обрекать собственников на многократные траты.
При этом Киселев заметил, что специалисты инспекции осматривали панно в 2010 году и оно было в удовлетворительном состоянии.
— В нескольких местах ржавчина, где-то отогнуты края и, конечно, граффити, — говорил Александр Киселев. — Но никаких следов отслаивания и аварийной ситуации не было.
В итоге на собрании решили, что плитку нужно снять как можно аккуратней, а также найти место для ее хранения и подумать о том, где ее можно разместить.
Где же сейчас шедевр?
Со временем о панно забыли. В 2020 году мы делали обзор на советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Вспомнили об утраченной эмали и спросили администрацию города, где панно.
— Панно хранится на складе, контроль за его сохранностью несет Департамент культуры города Перми, — уверили 59.RU в мэрии. — Со временем определят для него собственника и примут решение о дальнейшей судьбе.
С тех пор прошло еще три года, панно так и не восстановили. Мы вновь поинтересовались судьбой «Науки». На этот раз в администрации сказали, что на хранение панно не передавали, и порекомендовали обратиться за дополнительной информацией к собственнику здания.
Представитель собственника заявил 59.RU, что плитки панно они точно передавали администрации города и даже подписывали акт передачи-приемки, который постараются позже поднять из архива и показать редакции.
Мы позвонили в департамент культуры и молодежной политики, который является подразделением администрации города, в надежде, что, может быть, там знают, где же произведение. Но там стали уверять, что эмали у них нет и, «скорее всего, она хранится у Минкульта».
— Летом 2023 года представитель Минкульта звонил нам и просил забрать плиты панно, чтобы установить на какой-нибудь из школ, — сказала 59.RU специалист департамента. — Но мы пояснили, что не занимаемся школами, и порекомендовали обратиться в департамент образования.
Имя звонившего из Минкульта нам назвать не смогли.
В Минкульте, в свою очередь, уверены, что произведения у них нет. В департаменте образования и Министерстве образования 59.RU сказали, что с предложением о размещении панно на школе к ним никто не обращался.
Пока найти панно не удалось. В каталоге монументального искусства Перми на сайте галереи объект значится утраченным.
Недавно мы рассказывали историю «Дома с рогами» рядом с НИИУМСом: через гигантскую антенну связывались с другими странами, а сейчас хотят сделать на крыше смотровую площадку.
Также мы публиковали целую подборку мозаик и монументальных панно, которые появились в Перми в советское время. Они были посвящены труду, науке и космосу.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.