Культура проблема В Перми бесследно пропало панно «Наука», которое сломали на здании НИИУМС шесть лет назад

В Перми бесследно пропало панно «Наука», которое сломали на здании НИИУМС шесть лет назад

Мы попытались его найти, но пермские ведомства отправляют по кругу друг к другу

Панно, установленное в 1980-е годы, сломали в 2017 году

В 2017 году со стены НИИУМС на улице Ленина сняли панно «Наука», выполненное в редкой для Перми технике монументальной эмали. Его обещали восстановить, как только укрепят стену, но шедевр, судя по всему, пропал бесследно.

Работали в дуэте

Авторы произведения — супруги, художники-скульпторы Степан и Елена Колюпановы.

Елена Плюснина-Колюпанова — уроженка Чусового, выпускница Харьковского художественного института, скульптор и преподаватель, член Союза художников. Она работала в художественно-производственных мастерских в Благовещенске-на-Амуре, с 1961 года жила в Перми. Основными жанрами, в которых работала художница, были портреты современников и композиции на тему детей.

Елена Плюснина-Колюпанова в мастерской

Степан Колюпанов был уроженцем Орловской области, в 1945 году ушел 18-летним юношей на фронт. После Победы его отправили на войну с Японией, где он служил механиком быстродействующей телеграфной аппаратуры. В 1948 году во время военных событий в Корее служил на острове Русский. Демобилизовался в 1951 году.

Еще в армии Степан заочно учился рисовать в Доме народного творчества в Москве, а после демобилизации стал заниматься в художественной студии Благовещенска. Одновременно с учебой работал в производственно-художественных мастерских Благовещенска-на-Амуре, где познакомился со своей будущей женой Еленой Плюсниной.

Степан Колюпанов занимался графикой и скульптурой

В 1961 году супруги приехали в Пермь в поисках новых творческих тем. Работали как самостоятельно, так и в творческом дуэте. Степан Колюпанов является автором стелы из красного камня у входа в парк имени Горького и мемориальной стены в память погибшим в Великой Отечественной войне.

Cтела в парке Горького работы Степана Колюпанова
Панно «Мастер каменных дел» из триптиха «Русские мастера», 1960-е годы, авторы Степан Колюпанов и Елена Плюснина
Панно «Летун», 1960-е годы, авторы Степан Колюпанов и Елена Плюснина

Как пишет пермская искусствовед Тамара Шматенок, первый опыт работы с эмалью Колюпановы получили на Лысьвенском металлургическом заводе в цехе эмалевой посуды. Уже потом у них появилась новая, специально оборудованная мастерская с печью для обжига. Художники увлеклись созданием произведений на тему уральских сказок и коми-пермяцкого фольклора. Первая выставка эмалей Колюпановых состоялась в Доме журналистов в 1969 году. После этого они стали экспонировать работы в Москве.

«Мы были не в курсе»

В начале 1980-х скульпторы получили заказ на cоздание панно на торце здания НИИУМС на Ленина, 66. Оно должно было украсить архитектурный комплекс научного института и проиллюстрировать его специализацию. Темой панно стала работа ученых. Эмаль была выполнена в графичной декоративной манере и спокойной приглушенной гамме, при этом авторы использовали всего четыре цвета — белый, голубой, желтый и оранжево-розовый. Работа передавала дух времени и увлеченности советских ученых.

Панно в 1980-е годы

После этой работы мастеров пригласили в Москву, чтобы они смогли украсить эмалью станции метро и улицы столицы. «Наука» несколько десятилетий украшала улицу Ленина.

В 2017 году единственное монументальное произведение Колюпановых в Перми погибло. Собственники здания решили его отремонтировать и наняли подрядчиков, которые во время ремонта стали отдирать плиты панно. Судя по фотографиям нашего репортера, некоторые плитки пострадали.

В 2017 году рабочие отодрали плитки панно
Некоторые плитки пострадали
Пластины эмали были надежно прикреплены к бетону

Такое обращение с произведением искусства возмутило пермяков, и они написали в администрации города. Глава Перми Дмитрий Самойлов поручил остановить демонтаж и разобраться в ситуации.

На другой день к месту работ пришли депутат гордумы Надежда Агишева, арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева, госинспектор по охране памятников Елена Гонцова, представители городской администрации, собственника здания НИИУМС и подрядчика.

— Стенка аварийная, отпадает плитка, на которой держится панно, — объяснил во время встречи подрядчик Юрий Пиянов. — Чтобы никого не убило, мы начали ее демонтировать. Мы были не в курсе, что она представляет культурную ценность, потому что не было никаких соответствующих документов.

На фото: Надежда Агишева, арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева, представители администрации и подрядчика у разрушаемой стены

Как выяснилось, ремонт здания был согласован с муниципалитетом, но на стадии согласования про панно забыли, так как оно было скрыто за деревьями и торговыми киосками. О нем вспомнили, лишь когда начали демонтаж.

Представители культурной общественности собрались еще раз и обсудили, как защитить работу. В реестр культурного наследия ее было внести нельзя, так как объекту на тот момент еще не исполнилось полагающихся 40 лет.

— Проблема в увязке между объектом культурного наследия и объектом капитального строительства, — объяснил замдиректора краевого центра охраны памятников Александр Киселев. — Мы можем сказать, что само произведение несет культурную и историческую ценность, но оно ничье. Произведение неотделимо от самого дома. И если собственники дома заявляют, что им это не надо, то и забрать его мы не можем. А вводить в категорию объектов культурного наследия дом — значит обрекать собственников на многократные траты.

При этом Киселев заметил, что специалисты инспекции осматривали панно в 2010 году и оно было в удовлетворительном состоянии.

— В нескольких местах ржавчина, где-то отогнуты края и, конечно, граффити, — говорил Александр Киселев. — Но никаких следов отслаивания и аварийной ситуации не было.

В итоге на собрании решили, что плитку нужно снять как можно аккуратней, а также найти место для ее хранения и подумать о том, где ее можно разместить.

Замдиректора краевого центра охраны памятников Александр Киселев высказался о проблемах сохранения монументального искусства на стенах пермских зданий

Где же сейчас шедевр?

Со временем о панно забыли. В 2020 году мы делали обзор на советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Вспомнили об утраченной эмали и спросили администрацию города, где панно.

— Панно хранится на складе, контроль за его сохранностью несет Департамент культуры города Перми, — уверили 59.RU в мэрии. — Со временем определят для него собственника и примут решение о дальнейшей судьбе.

С тех пор прошло еще три года, панно так и не восстановили. Мы вновь поинтересовались судьбой «Науки». На этот раз в администрации сказали, что на хранение панно не передавали, и порекомендовали обратиться за дополнительной информацией к собственнику здания.

Представитель собственника заявил 59.RU, что плитки панно они точно передавали администрации города и даже подписывали акт передачи-приемки, который постараются позже поднять из архива и показать редакции.

Мы позвонили в департамент культуры и молодежной политики, который является подразделением администрации города, в надежде, что, может быть, там знают, где же произведение. Но там стали уверять, что эмали у них нет и, «скорее всего, она хранится у Минкульта».

— Летом 2023 года представитель Минкульта звонил нам и просил забрать плиты панно, чтобы установить на какой-нибудь из школ, — сказала 59.RU специалист департамента. — Но мы пояснили, что не занимаемся школами, и порекомендовали обратиться в департамент образования.

Имя звонившего из Минкульта нам назвать не смогли.

В Минкульте, в свою очередь, уверены, что произведения у них нет. В департаменте образования и Министерстве образования 59.RU сказали, что с предложением о размещении панно на школе к ним никто не обращался.

Пока найти панно не удалось. В каталоге монументального искусства Перми на сайте галереи объект значится утраченным.

Недавно мы рассказывали историю «Дома с рогами» рядом с НИИУМСом: через гигантскую антенну связывались с другими странами, а сейчас хотят сделать на крыше смотровую площадку.

Также мы публиковали целую подборку мозаик и монументальных панно, которые появились в Перми в советское время. Они были посвящены труду, науке и космосу.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем