15 января пятница
СЕЙЧАС -10°С

«Наука», «Комсомол», «Горный хрусталь»: как сохранить городские панно и мозаики

Так, панно «Наука» уже демонтировано, и неизвестно, когда оно вернется на улицы Перми.

Поделиться

Сейчас от панно «Наука» осталась голая стена

Сейчас от панно «Наука» осталась голая стена

Поделиться

В Перми на городских зданиях расположены около десятка мозаик и панно советских времен. На днях одно из них — панно «Наука» на здании НИИ УМС около ТЦ «Айсберг» — окончательно сломали. Представители культурной общественности собрались, чтобы обсудить, как можно защитить такие работы.

Панно «Наука» располагалось на торце дома №66 на улице Ленина. В конце ноября владельцы здания начали там ремонт и стали убирать плитки 35-летней давности. Общественность возмутилась, в итоге плитку решили снять как можно аккуратней, сохранить и искать новое место.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Сейчас судьба «Науки» так и не решена, а по сути в подвешенном состоянии находятся и другие подобные объекты: например, изображения на зданиях «Горного хрусталя», медакадемии, финансового и нефтяного колледжей. Фактически они не являются культурным наследием, поэтому в любой момент могут быть уничтожены.

В музее PERMM обсудить их судьбу собрались депутат Надежда Агишева, искусствовед Анна Суворова, поэт и журналист Иван Козлов, арт-журналист Юрий Куроптев, замдиректора краевого центра охраны памятников Александр Киселев. Модератором дискуссии стала Галина Янковская.

Благодаря инициативе общественников удалось спасти панно

Благодаря инициативе общественников удалось спасти панно

Поделиться

— Ремонт здания был согласован с муниципалитетом, — рассказала Надежда Агишева. — Просто на стадии согласования все забыли про это панно. Если бы кто-то из чиновников внимательно посмотрел фотографии, то вопрос о сохранении возник бы еще тогда.

Панно скрылось от глаз за деревьями и торговыми киосками. О нем вспомнили, лишь когда его начали демонтировать.

— Надо признать, что мы потеряли панно «Наука», и потеряли его дважды, — считает Юрий Куроптев. — Первый раз, когда его закрыли от всеобщего обозрения соседними постройками, а второй раз сейчас, когда его убрали.

Одним из аргументов в пользу демонтажа панно было его якобы аварийное состояние.

— Наш специалист еще в 2010 году осматривал панно и сказал, что там были минимальные повреждения, — рассказал Александр Киселев. — В нескольких местах ржавчина, где-то отогнуты края и, конечно, граффити. Но никаких следов отслаивания и аварийной ситуации не было.

Панно выполнено в редкой технике эмали. Авторы — супруги Колюпановы

Панно выполнено в редкой технике эмали. Авторы — супруги Колюпановы

Поделиться

Сейчас общественники ищут место, где можно разместить панно такого масштаба.

— В последние пять лет в Перми проявился интерес к советскому искусству, — считает Галина Янковская. — Еще лет десять назад оно имело только отрицательные смыслы — это дитя программы монументальной пропаганды. И вообще это не совсем искусство, а художественная агитация.

По словам специалистов, сейчас невозможно сделать объектом культурного наследия только стену с рисунком — надо брать под охрану все здание, а это трудно. Особенно, если панно расположено на жилом доме. В Перми, например, есть мозаика на доме на Комсомольском проспекте, 67.

Пока не разработаны правовые механизмы для охраны таких объектов искусства, считает Александр Киселев

Пока не разработаны правовые механизмы для охраны таких объектов искусства, считает Александр Киселев

Поделиться

— Проблема в увязке между объектом культурного наследия и объектом капитального строительства, — объясняет Александр Киселев. — Мы можем сказать, что само произведение несет культурную и историческую ценность, но оно ничье. И если собственники многоквартирного дома заявляют, что им это не надо, то и забрать его мы не можем. Произведение неотделимо от самого дома. А вводить в категорию объектов культурного наследия жилой дом — значит обрекать собственников на многократные траты.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Правда, Киселев вспомнил, что мозаику «Комсомол в решающий момент истории» на Компросе все-таки отремонтировали. Несколько лет назад там начали осыпаться камни. Жильцы были не готовы тратиться на восстановление полотна, и средства выделили из городского бюджета.

— Гораздо проще, если такое произведение находится на здании, принадлежащем одному юридическому лицу, желательно муниципальному, — считает Киселев. — Например, морфологический корпус медакадемии. Там есть замечательное панно, единственное в Перми, выполненное в технике энкаустика. Оно разрушается. Что с ним делать, никто не знает, но здесь хоть есть с кого спросить.

Энкаустика — это живопись, созданная с помощью расплавленных красок. Уникальность пермского панно на корпусе медакадемии в том, что обычно в этой технике расписывают здания внутри, а не снаружи.

Еще один правовой нюанс — время. В реестр культурного наследия объект может попасть только спустя 40 лет после создания. А, например, тому же панно «Наука» всего 35 лет. Обязательные пункты для включения в список объектов культурного наследия: дата создания, определение авторства, уникальность и сохранность объекта.

Оказалось, что за 35 лет эмаль и металлическая плитка остались в хорошем состоянии

Оказалось, что за 35 лет эмаль и металлическая плитка остались в хорошем состоянии

Поделиться

По мнению депутата гордумы Надежды Агишевой, городская администрация должна быть заинтересована в сохранении таких объектов.

— Если муниципалитет заинтересован и сочтет это объектом культурного наследия, то должна быть разработана целевая программа, — считает Агишева. — Это не такие большие деньги. Собственникам в многоквартирных домах может даваться целевая субсидия на ремонт. Это вопрос желания муниципалитета, правовой культуры и отношения к объектам искусства. Если всё это есть, то и возможность для сохранения тоже есть.

Общественники решили, что пока необходимо создавать реестр или каталог советских панно, график и мозаик. Узнавать историю их создания, устанавливать авторов. И делать это надо не только в Перми, но и по всему краю. Интересные работы можно найти, например, в Ныробе или Чернушке. Большую работу проделал журналист Иван Козлов, чья фотовыставка «Вечное лето» о панно Перми и Свердловска открылась в музее PERMM.

Специалисты считают, что современный стрит-арт и не требует увековечивания

Специалисты считают, что современный стрит-арт и не требует увековечивания

Поделиться

Говоря о том, есть ли шанс у современного искусства оказаться под охраной государства, общественники привели в пример недавнюю работу Александра Жунева — на фасаде многоэтажки он нарисовал портрет поэта Василия Каменского. Сошлись во мнении, что нет. Нарисованный на стене портрет не сохранится в течение 40 лет, чтобы войти в реестр охраняемых объектов. Да и идеология стрит-арта не подразумевает такой долговечности.

Фото: Сергей Федосеев

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...