Культура истории Не просто концертный зал. История «Колизея» — легендарной пермской заброшки (планы на него рухнули вместе с СССР)

Не просто концертный зал. История «Колизея» — легендарной пермской заброшки (планы на него рухнули вместе с СССР)

Мы поговорили с архитектором, проектировавшим здание, которое так и не достроили

«Колизей» долгие годы стоял в заброшенном состоянии, пока его не «превратили» в ТЦ

«Колизеем» здание на перекрестке Куйбышева и Ленина стали называть еще до того, как тут появился ТЦ. Оно долго стояло недостроенным и заброшенным, и в народе его сравнивали с руинами. А ведь когда-то комплекс строился для партслетов, но превратился в пристанище для неформалов и, увы, отчасти в общественный туалет. В 1990-е здесь снимали фильм с участием Ольги Дроздовой и даже устроили концерт среди руин. Мы нашли одного из архитекторов первоначального проекта и поговорили с ним.

Планы партии

В 1970-е годы первый секретарь Пермского обкома КПСС Борис Коноплев предложил построить в центре города большой архитектурный ансамбль из зданий, в которых можно было бы проводить партийные конференции областного значения. Делегаты должны были приезжать на них со всего Прикамья.

Борис Коноплев с делегацией в 1970–1980-е годы

Архитекторы предложили построить гостиницу «Урал» для участников, рядом большую автобусную стоянку, Дом политпросвещения (будущий КДЦ и нынешний Большой зал филармонии) и масштабный конференц-центр. Все здания были задуманы в единой стилистике советского модернизма.

Таким задумывался ансамбль. Обратите внимание — на углу «Урала» есть башенка под часы, которую так и не построили, а просто прикрепили часы на угол. А было бы здорово: зданию явно не хватает вертикали на углу, которая бы «держала» горизонтально вытянутые фасады здания

В начале 1980-х за проект гостиницы взялась 2-я мастерская института «Пермгражданпроект»: архитекторы Анатолий Старков, Александр Метелев и Виктор Тарасенко. Здание конференц-центра проектировала 4-я мастерская того же института: Александр Виноградов, Юрий Желнин, их работу возглавил архитектор Олег Горюнов, который изначально являлся автором проекта. Мы поговорили с одним из них — Александром Виноградовым. Оказалось, что все его товарищи из этой команды уже умерли.

Авторы конференц-центра. В верхнем ряду — Александр Виноградов и Юрий Желнин, внизу — Владимир Краснов и Олег Горюнов

— В этом центре для конференций должно было размещаться 1200 человек, — рассказал 59.RU архитектор Александр Виноградов. — Объект был сложный, ведь такое количество делегатов нужно было еще и накормить в часовой перерыв. Стали думать, как это сделать. Целевые деньги для таких городов, как Пермь, не выделяли. Нашли решение — под маркой кинотеатра получить финансирование через отдел культуры. В итоге Совет министров выделил деньги — 3 миллиона рублей, и мы начали проектировать.

Интерьер немного напоминает Кремлевский дворец съездов и в то же время — зал КДЦ

Рестораны и «сосиски»

Масштабный киноконцертный зал должен был появиться на пересечении улиц Ленина и Куйбышева. Специально под него снесли старые домики, в том числе двухэтажный полукаменный Дом Полевой. Он стоял здесь еще с дореволюционных времен, в советские годы в нем находился мясной магазин № 45.

На перекрестке Куйбышева и Ленина стоял двухэтажный дом
Вид на перекресток Куйбышева и Ленина с Дома Советов. 1970-е

Объект назвали «Двухзальный кинотеатр с предприятием общественного питания». Такое первоначальное название фигурировало во всех титулах и чертежах «Пермгражданпроекта». «Киноконцертным залом» объект неофициально назвали позже.

Архитекторы запроектировали на первом этаже два зала, а на верхних этажах — два бара и ресторан.

Авторами интерьеров стали художники Михаил Павлюкевич и Равиль Исмагилов

Главный архитектор проекта предложил разработать оформление интерьеров совместно с Худфондом Перми. Архитекторы придумывали их вместе с художниками Равилем Исмагиловым и Михаилом Павлюкевичем, которые внесли свои идеи еще и в дизайн фасадов. Это был первый опыт совместной работы художников и архитекторов. Он удался, после этого в таком сотворчестве были созданы и другие объекты в Перми. Например, Дворец пионеров.

Равиль Исмагилов и Михаил Павлюкевич работали над интерьерами пермских зданий. Фото сделано у ТЮЗа

— Сначала у нас были задуманы обычные вертикальные окна, но Олег Горюнов придумал объемные «сосиски», — вспоминает Александр Виноградов. — Тогда Исмагилов сказал: «Давайте мы их и внутри используем». И они придумали поставить в этих пространствах 15 фигур республик СССР. Тема пошла дальше, и мы стали эту идею развивать. Так появилось название «Родина». Показали эскиз Коноплеву, и пошла работа.

Изначальный проект двухзального кинотеатра
И проект с «сосисками», как их в шутку назвали авторы, — навесными декоративными конструкциями

Строил здание 14-й трест. Фермы — стержневые системы для перекрытия пролетов — трест заказал в Нижнем Тагиле. Стройка была «живой» — всё что придумывалось, сразу шло на завод и изготавливалось — фризы для перил, лесенок, облицовка.

Во время конференций температура в залах должна была существенно подниматься из-за работы прожекторов и телекамер, поэтому стали думать над системой кондиционирования.

— Весь подвал, где сейчас магазины, должны были занять кондиционеры, — рассказывает архитектор. — Это были мощнейшие системы в полтора метра высотой и два шириной, которые мы с трудом вместили в трехметровый подвал. Кондиционеры тогда были не такие, как сейчас, и отличные друг от друга по параметрам. А еще нужно было обеспечить работу кухни. Для нее предполагалось использовать другую систему. Как вы думаете, почему тогда была перекрыта Куйбышева? Мы хотели сделать на этом месте фонтан, который обеспечивал бы охлаждение множества кондиционеров.

Когда стройка «вышла» из этапа фундаментов и началась облицовка, наступил 1990 год.

— Денег нет, ничего нет, всё встало и умерло, — продолжает архитектор. — Не стало СССР, и КПСС приказала долго жить. Денег взять было неоткуда. Ни у Пермской области, ни у города денег никогда не было, и стройка встала. А оставалось совсем немного. Заложенное оборудование было импортное, расплатиться за него было невозможно. Было тяжело с этим прощаться, мы с Желниным целый грузовик чертежей выдали, год сутками работали. Но что делать? Выхода не было. Объект был почти готов, но заказчика — Компартии — не стало.

«Колизей» — с аукциона

Объект огородили забором и он превратился в гигантскую заброшку. В 1990-е годы было несколько попыток реанимировать проект. Сначала его приватизировала ТО «Инициатива», занимавшаяся прокатом фильмов, затем с аукциона продали местному бизнесмену, владельцу компании «Лот» Михаилу Рябчикову. Но объект продолжал стоять недостроенным.

Стройку киноконцертного зала забросили. На фото видно, как его фасад частично покрыт мрамором

Рядом с заброшкой открыли «Куйбышевский» рынок. Здесь можно было купить одежду, часы, обувь, диски, продукты и шаверму, которая тогда только появлялась в Перми.

В самой заброшке собирались подростки, неформалы — панки, толкинисты, жгли костры и проводили вечера. На стенах рисовали граффити. Среди собиравшихся, по воспоминаниям друзей, был и молодой художник Саша Жунев, проводивший там «свою нефорскую юность».

Внутри недостроя в 1990–1991 годах Павел Печенкин снял каскадерские сцены драки для фильма «Любимчик» (18+). В сцене, снятой на крыше «Колизея», даже видна антенна «Дома с рогами» — проектного института.

На кадре из фильма виден «Дом с рогами»
Еще на одном кадре из фильма видны интерьеры заброшки

О фильме написано на «Кинопоиске» и «Кинотеатре», он полностью выложен на «Ютубе». Действие триллера разворачивается на фоне предвыборной кампании. Успешного парня по кличке Любимчик мафия начинает продвигать на пост народного депутата РСФСР. Главную роль сыграл Борис Шевченко, известный по сериалам «Глухарь (18+), «Молодежка» (18+), «Склифосовский» (12+), его девушку — актриса Ольга Дроздова, известная по сериалам «Королева Марго» (18+), «Остановка по требованию» и «Бандитский Петербург», где снималась с мужем Дмитрием Певцовым.

Ольга Дроздова в роли Кати в фильме «Любимчик»

В октябре 1991-го в заброшке дали симфонический концерт (0+), который так и назвали «В руинах долгостроя». Такая идея пришла группе пермских музыкантов: композитору Валерию Грунеру, композитору и на тот момент диакону Игорю Ануфриеву (ныне он настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Перми), режиссеру Олегу Митрофанову и дирижеру Пермского оперного театра Олегу Белунцову.

Олег Белунцов с 1994 года до начала 2000-х годов жил в США и был главным дирижером симфонического оркестра Индианаполиса (США), после этого вернулся в Россию и был главным дирижером музыкального театра «Амадей» в Москве, с 2010-го по 2020 год работал музыкальным руководителем в Детском музыкальном театре имени Сац. Умер в 2023 году.

— Была идея организовать в этом здании Центр культуры, где бы объединились филармония, творческие союзы, композиторов в том числе, балет Евгения Панфилова, Детская школа композиции и другие творческие организации под одной крышей, — рассказал 59.RU один из организаторов концерта Валерий Грунер. — В то время они были без собственных помещений. Мероприятие организовали за три дня, расклеили листовки в Мотовилихе. С финансовой поддержкой выступили «Западуралбанк», Пермская товарная биржа и Андрей Кузяев.

В тот день была минусовая температура. На сцену недостроенного зала вышли музыканты Пермского оперного театра, его оркестранты. Над ними висела афиша «Концерт в руинах долгостроя». На концерт пришло две тысячи человек. Это были юные музыканты, их родители и педагоги. В руках зрители держали плакаты: «Неужели детям только подвалы?», «Даешь культуру!»

Пермский фотограф Анатолий Зернин случайно шел мимо «Колизея» в тот день, услышал музыку, зашел и сделал несколько кадров того концерта.

— Внутреннее пространство напоминало нам римское ристалище и мы решили написать на афише над названием «Концерт в руинах» словосочетание «Пермский Колизей», — говорит Валерий Грунер. — Слово переросло в акцию и стало неофициальным названием заброшки.

Случайное фото внутри «сосиски»
«Колизей» в 1990-е годы

По данным «Нового компаньона», в 1990-е годы Михаила Рябчикова, хозяина «Колизея», убили, и объект на время опять остался без хозяина. На рубеже 2000-х годов его владельцем стала фирма «Австром» Юрия Борисовца, которая взялась за перестройку здания под торговый центр.

Архитектор Виктор Воженников предложили Борисовцу вариант с огромным шаром на фасаде и подземной стоянкой, но тот отказался от этого варианта и выбрал более экономичный. За основу взяли готовый корпус недостроя, лаконично оформили и дали народное название «Колизей». Новый ТЦ «Колизей Атриум» открыли в 2005 году. Спустя время у него появился «брат» «Колизей Синема».

Ранее мы рассказывали о том, кто придумал дом-лесенку в Мотовилихе.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE24
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем