25 июля воскресенье
СЕЙЧАС +19°С

Параллельные миры и боги Михаила Павлюкевича: вспоминаем творчество пермского художника

Он скончался 26 мая в возрасте 72 лет

Поделиться

Михаил Павлюкевич на вернисаже, 2012 год

Михаил Павлюкевич на вернисаже, 2012 год

Поделиться

26 мая ушел из жизни пермский художник Михаил Павлюкевич. Последний пост в Facebook художник посвятил учебному музею в академии Штиглица в Санкт-Петербурге, в котором сам учился. Он сделал его всего двадцать часов назад. К сожалению, сегодня мы говорим о нем в прошедшем времени, вспоминая о художнике и его творчестве.

Будущий художник в детстве

Будущий художник в детстве

Поделиться

Скромного и словно «самого в себе» Михаила Павлюкевича пермская публика часто видела на вернисажах. Художник даже на своих собственных выставках всегда стоял в сторонке и словно наблюдал за происходящим. Он был немногословен, но стоило с ним заговорить, легко раскрывался. В беседах часто на помощь приходила его супруга и коллега Ольга Субботина. В чем-то она противоположность Михаилу, разговорчивая и активная. Они дополняли друг друга и были неразделимы — в жизни, творчестве.

Михаил (слева) в детстве с семьей

Михаил (слева) в детстве с семьей

Поделиться

После училища вернулся в Пермь


Пермская писательница и журналистка Светлана Федотова в интервью с Павлюкевичем описывает его детство.

«Родители Михаила работали на "Мотовилихинских заводах", — пишет Светлана в своей статье. — Папа был сначала небольшим начальником, потом большим — его перевели в Усть-Катав возглавлять большой завод.

После его инфаркта семья вернулась в Пермь — Михаил Павлюкевич оканчивал 112-ю мотовилихинскую школу. В те годы в Пермской галерее работал художественный кружок, который для многих детей стал путевкой в жизнь, а вернее, выбором Пути. Но, чтобы вступить на него, Михаилу пришлось выполнить обязательную программу: он окончил строительный факультет ППИ, отработал положенные тогда три года и только тогда со своими друзьями из кружка махнул в Питер. И все они — четверо! — поступили в Мухинское училище. Обратно, по окончании, вернулся один Михаил».

Равиль Исмагилов и Михаил Павлюкевич во время реконструкции ТЮЗа

Равиль Исмагилов и Михаил Павлюкевич во время реконструкции ТЮЗа

Поделиться

Не боялся экспериментировать, оставался собой


Работы Михаила Павлюкевича можно было увидеть на всех арт-площадках — в Пермской галерее, «Марис-Арт», выставочном зале, Доме художника, на «Арт-Перми», в PERMM. Кроме творческой работы, Павлюкевич долгие годы вел занятия в художественной студии при Дворце культуры имени Ленина, щедро делясь своим опытом с начинающими художниками. Его ученики поступали в лучшие арт-вузы.

В молодежной студии ДК Ленина, 2000-е годы

В молодежной студии ДК Ленина, 2000-е годы

Поделиться

Кроме живописи, Михаил Павлюкевич работал и с внутренним архитектурным пространством — участвовал в реконструкции ТЮЗа, Музея Славянова, работал над интерьером Дворца пионеров, экспозицией выставки деревянных богов в галерее. В девяностые он разрабатывал проект интерьера киноконцертного зала «Родина», но вместо него построили ТЦ «Колизей».

Работа Михаила Павлюкевича «Берег», акварель

Работа Михаила Павлюкевича «Берег», акварель

Поделиться

Автор этой статьи познакомилась с Михаилом в 1998 году, когда мы вместе работали в Пермской галерее над выставкой «От Нила до понта Эвксинского» (6+), посвященной Древнему Египту. Михаил и Ольга были ее художниками-оформителями и смогли создать пространство, соответствующее миру древних пирамид. Зритель словно попадал в погребальную камеру, где находилась мумия, стояли канопы и предметы культа. Пространство было решено в черном цвете, художники использовали подсветку и иероглифы. Соседний греческий зал был полной противоположностью — светлый, с использованием стекла.

Триптих Павлюкевича: «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». Создан по мотивам пермской деревянной скульптуры

Триптих Павлюкевича: «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». Создан по мотивам пермской деревянной скульптуры

Поделиться

Выставка произвела колоссальный эффект — на нее охотно шли зрители, журнал записей на экскурсии был переполнен. Директор ГМИИ Ирина Антонова высказала пожелание оставить выставку навсегда. Но как ее ни продлевали, в итоге всё же разобрали.

Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич

Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич

Поделиться

После выставки Михаил и Ольга позвали всех, кто участвовал в работе над ней, в мастерскую, заполненную набросками и законченными работами. Глядели на них, и казалось, что внутренний мир Павлюкевича — какой-то кристалл, через который он пропускает и преобразует увиденное. И то, что рождается, было гениально: натюрморты и пейзажи наполнены вибрирующим светом, какой-то музыкой, как древние мозаики и фрески. Одновременно эти пейзажи воспринимались как параллельные миры, законченные философские выводы, с которыми нельзя не согласиться. Тогда Михаил подарил всем участникам по картине. Мы вежливо отказывались, но он настоял. Мне достался пейзаж, который я тут же повесила дома на почетное место. Я смотрю на него, и мне кажется, в нем есть загадка, которую я до сих пор не могу разгадать.

Михаил Павлюкевич «Женщина у мольберта. По Коро 1»

Михаил Павлюкевич «Женщина у мольберта. По Коро 1»

Поделиться

Две скрепки в натюрморте Павлюкевича как два персонажа

Две скрепки в натюрморте Павлюкевича как два персонажа

Поделиться

В последние годы художники создали много произведений на тему христианской истории и пермской деревянной скульптуры. Работы выглядят современными, а изображение богов — очень близким, словно портреты. Возможно, из-за того что сделаны с использованием тканей и полуобъемны. Михаил, как и Ольга, не боялся экспериментировать, меняться, узнавать новое, но при этом оставаться собой. Его работы всегда узнают зрители. В последние годы он вместе с женой участвовал в выставках PERMM и «Длинных историях Перми» — забор с мишками на «Динамо» создан по их совместному эскизу.

Натюрморт Михаила Павлюкевича

Натюрморт Михаила Павлюкевича

Поделиться

«Проводы зимы». Акварель, графитный карандаш. 1989 год

«Проводы зимы». Акварель, графитный карандаш. 1989 год

Поделиться

Последний раз я видела Михаила около года назад не на вернисаже, а на автовокзале. Они с Ольгой ждали автобус, собираясь ехать за город на пленэры. Мы поговорили, посмеялись, сказали друг другу «пока» и разбежались. Тогда я позавидовала их жажде творчества, внутренней свободе и легкости.

На вернисаже выставки «Хроника движения» в PERMM

На вернисаже выставки «Хроника движения» в PERMM

Поделиться

Прощание с художником пройдет 31 мая, в понедельник, в 11:30 в Пермской художественной галерее.

Работа Павлюкевича и Субботиной на выставке «Хроника движения» в PERMM

Работа Павлюкевича и Субботиной на выставке «Хроника движения» в PERMM

Поделиться

Апостолы. Работы художников выполнены по мотивам пермской деревянной скульптуры

Апостолы. Работы художников выполнены по мотивам пермской деревянной скульптуры

Поделиться

Страдающий Христос. Работа Михаила Павлюкевича

Страдающий Христос. Работа Михаила Павлюкевича

Поделиться

Художники с Маратом Гельманом

Художники с Маратом Гельманом

Поделиться

«Трубящий ангел» Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной

«Трубящий ангел» Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной

Поделиться

Ранее мы публиковали фотогалерею витражей пермского художника Равиля Исмагилова.

оцените материал

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Перми? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...