Мы неоднократно рассказывали о городе Чердыни и ее диковинках. На днях мы съездили туда опять и посмотрели на еще одну — старинную Успенскую церковь, в которой сейчас работает Музей веры. Если вы отправитесь в Чердынь в каникулы, обязательно туда загляните. Тем более, 19 декабря там открылась новая выставка, на ней показывают уникальные иконы севера Прикамья.
Почему сюда нужно ехать
Чердынь интересна своей 500-летней историей, старой архитектурой и атмосферой старины. Кажется, что время здесь остановилось лет сто назад. В последнее время в городе активно развивается туристическая инфраструктура — открыли еще одну гостиницу, ресторанчик «На семи холмах» (там даже подают устриц из Намибии — неожиданно, но это правда) и информ-центр с сувенирами, которых здесь очень много.
В Чердыни аж четыре филиала Чердынского музея: ремонтируемое сейчас здание старенького музея, выставочный зал и открывшееся недавно экспозиционное пространство.
У музея есть еще один филиал, он находится на улице Успенская, 59 и располагается в здании бывшей Успенской церкви.
Церковь построили еще в 1757–1784 годах на месте бывших деревянных храмов: Успенского и Иоанно-Предтечи при Успенском женском монастыре. Нижний этаж расписывал некий мастер Сафонов, поставщик Императорского дворца, верхний — неизвестные художники. Иконостас создали мастера из соседнего села Покча.
В народе церковь называли Алинской, так как местные купцы Алины давали деньги на ее содержание. Когда в 1914 году в городе появилась электростанция, Алины купили для церкви 600 лампочек. После смерти купца Василия Алина похоронили в ограде храма с южной стороны. Другие члены его семьи похоронены в ограде Иоанно-Богословского монастыря.
В 1923 году Николай Серебренников вывез из Успенской церкви две деревянные скульптуры — «Сидящего спасителя» и «Распятие». Сейчас они находятся в коллекции Пермской галереи.
Советские власти закрыли церковь в 1936 году, разобрали колокольню, главку, иконостас, и разместили в здании общежитие педагогического техникума. В 1947 году здание передали краеведческому музею. Там разместили библиотеку, архив, иконы и деревянную скульптуру.
Это место окружено легендами. Жители рассказывают друг другу, что от этого храма до мужского Иоанно-Богословского монастыря вел потайной ход, а здесь до сих пор находят останки людей, предположительно, монахинь.
Еще одна легенда похожа на сказку: в 1980-е годы здесь видели загадочную фигуру женщину, на ее голове был странный убор, венчающийся подобием рогов. Видевшая фигуру женщина пошла за ней, но та растворилась в воздухе.
Со стены смотрел архангел Михаил
В 2000 году по инициативе сотрудников Чердынского музея и его бывшего директора — профессора Георгия Чагина, в бывшей церкви открыли Музей истории веры. За расчистку росписей на первом и частично втором этаже взялись студенты строительного университета из Златоуста.
Когда сотрудники музея уже готовились открывать вторую часть экспозиции, произошло событие, которые жители городка тоже восприняли как чудо. 11 сентября 2001 года неожиданно сами открылись росписи на восточной стене в притворе церкви, в советские годы закрашенные масляной краской.
Под сошедшей краской оказалась сцена Страшного суда: со стены грозно смотрел архангел Михаил. В руках он держал свиток и весы, на которых, согласно церковным описаниям, взвешивают добрые и злые поступки людей.
На другой стене был изображен ангел с цветными крыльями, трубящий о Страшном суде.
Это произошло в день, в который церковь чтит память Иоанна Предтечи. Храм в честь него стоял когда-то на этом месте. И именно в тот самый день — 11 сентября 2001 года чердынцы узнали, что в Нью-Йорке произошла страшная катастрофа, унесшая жизни 2977 человек: террористы захватили американские пассажирские лайнеры и протаранили на них два небоскреба Всемирного торгового центра.
Выставка о Руфине и ее монахинях
В сентябре 2024 года на научной конференции в Чердынском музее историк Пермского педагогического университета Николай Мусеев рассказал о своем открытии — росписи в церкви являются копиями с росписей Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Того самого художника, ставшего автором сказочных картин «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка». Кстати, по одной из легенд, он был и одним из авторов майолики в Успенском монастыре, но уже пермском.
В этом году сотрудники музея открыли в бывшей церкви две выставки. Первая — «Странствующая церковь» (6+), находится на первом этаже и посвящена жизни матушки Руфины.
Руфина была настоятельницей местного Иоанно-Богословского монастыря, но после революции ее начали преследовать большевики. Ей и монахиням монастыря пришлось покинуть Чердынь и пройти путь до Харбина.
На своем пути женщины брались за тяжелую работу и создавали храмы на заработанные деньги, а при них — детские приюты. Они воспитали 600 детей, которые разъехались жить по всему миру.
Руфина знала, что уйдет из этого мира в день Успения Богоматери и часто спрашивала, скоро ли праздник. Перед ее кончиной собравшиеся читали псалмы, а она повторяла слова и даже поправляла ударения. Вдруг матушка сказала: «Колокола звонят, поют красиво, народу много, скорей, скорей, пустите, я пойду!»
Руфина умерла в ночь на 15 августа 1937 года. Это был праздник Успения Богоматери.
После ее смерти монахини добрались до острова Тубабао на Филиппинах, а потом и до Сан-Франциско, где тоже открыли монастыри.
На выставке представлены фотографии и вещи, связанные с жизнью Руфины. В Чердынском музее до сих пор сохранилась ее стасидия — церковное кресло и дверь местного тюремного замка, где заключили Руфину, когда ее задержали большевики.
В декабре на втором этаже церкви открыли еще одну выставку «Церковное искусство Северного Прикамья» (6+). На ней показаны иконы, которые создавали в местных иконописных мастерских, и в частности, в соседнем с Чердынью селе Покча.
Также на выставке показали редкие семейные иконы. По традиции, семья могла заказать художнику групповую икону. То есть, в одной композиции изображали сразу несколько святых, считавшихся патронами каждого члена семьи.
Все эти экспонаты впервые показывают публике, до этого они находились только в фондах Чердынского музея.
Выставки будут работать на постоянной основе. Время работы: понедельник, среда, четверг с 9:00 до 18:00, пятница, суббота, воскресенье — с 9:00 до 17:00, вторник — выходной.
Ранее мы рассказывали о легендах пермского Успенского монастыря. Считается, что авторы майолик на одной из его церквей тоже Виктор Васнецов и Николай Рерих.