В Перми только что прошел фестиваль «Дягилев+» (18+). На одной из репетиций Теодор Курентзис устроил мастер-класс для молодого дирижера. Мы побывали на ней и делимся увиденным.
Публичная репетиция началась за три часа до концерта в Большом зале филармонии. Перед появлением маэстро музыканты самостоятельно разыгрались. Они готовились к вечернему концерту, на котором должны были сыграть «Вальс» Мориса Равеля.
Появившегося Теодора публика встретила бурными аплодисментами. Он улыбался и выглядел загадочно — во всем черном.
— Доброе утро! — сказал он собравшимся зрителям, несмотря на то, что дело шло к вечеру, чем вызвал смех, и тут же улыбнулся сам.
Теодор представил молодого человека рядом с собой — участника хора musicAeterna Николая Мазаева. На сайте коллектива указано, что юноша по образованию хоровой дирижер.
— Будем изучать одно из сложнейших произведений Равеля «Вальс», — сказал маэстро. — Вместе с ним исследовать, о чем эта музыка, какие там сложности, как сопротивляется материал, чтобы приобрести свой собственный голос.
Теодор взмахнул палочкой, и оркестр таинственно зазвучал.
Чтобы погрузить слушателей и музыкантов в атмосферу музыки, Теодор предложил представить время, когда создавался «Вальс», и обстановку.
— Это время Первой мировой войны, — начал рассказывать Теодор. — По всей планете меняются границы, уходит старая эпоха девятнадцатого века, уже старомодная, появляется модернизм. И Равель решает писать одно произведение, которое называется «Вена» (именно так изначально хотел назвать его Равель, но в итоге выбрал название «Вальс» — прим. редакции).
Теодор предложил дирижеру представить, что он идет в старый заброшенный особняк, который выглядит призрачным.
— Вся роскошь, картины, все это золото, паутины везде, — продолжает маэстро. — Потом вдруг какая-то летучая мышь пролетает, включается свет, шампанское…
Теодор называет музыку в описываемом месте абстрактной.
— Когда начинается вальс — это некая то богемная история, это изящество. «Венский вальс» имеет определенный закон, который очень легко нарушить одним жестом.
И он тут же показывает, как легко изменить звучание взмахом палочки.
Теодор отметил, как важно взаимодействовать с музыкантами, «вести» оркестр в конкретном месте партитуры по горизонтали, расставлять музыкальные контрасты во фразах. Он приводил ассоциации, которые «рисует» «Вальс» Равеля: Монмартр, Ренуар, кафе, за окном которого сидит красивая девушка…
Теодор разбирал с Николаем каждую часть, то давая возможность молодому коллеге создать свой музыкальный рисунок, то забирая палочку в свои руки, и показывая, какой еще потенциал и варианты рисунков можно извлечь из оркестра, казалось бы, из одних и тех же нот.
Все эти нюансы были настолько понятны зрителям, что те замирали и следовали за каждым движением фигуры Теодора, любуюсь его пластикой и органичной взаимосвязью с оркестром и музыкой.
— На фестивале «Дягилев+» пермскому зрителю представили проект Currentzis Lab, — поделилась с 59.RU директор Дягилевского фестиваля Анна Касимова. — На «Дягилев+» он прошёл в формате очного мастер-класса на сцене Большого зала филармонии. Аудитория фестиваля получила редкую возможность узнать от Теодора Курентзиса, что он вкладывает в интерпретацию сочинения, и увидеть, как добивается воплощения своих идей вместе с музыкантами оркестра.
Ранее мы публиковали репортаж с открытия фестиваля «Дягилев+». Билеты на него стоили больших денег.