О том, что Владимир Маяковский был поэтом, знают все. О том, что он был талантливым художником и рисовал плакаты, знает немного меньше людей. А вот о том, что он был законодателем мод, наверное, знает еще меньше. С этой стороной его творчества знакомит новая выставка в Центральном выставочном зале. А также — с дизайнерскими замыслами его соратника Александра Родченко.
Экспонаты для выставки привезли из Государственного музея Владимира Маяковского. На выставке представлены рекламные плакаты, упаковки кондитерских изделий, книжная и промышленная графики, фотографии, а также образцы тканей с рисунками 1920-х годов и даже реконструкции спортивных костюмов.
Творческий союз Родченко с Маяковским современные дизайнеры называют «ядерной смесью». Этот тандем с собственным неповторимым стилем считается законодателем рекламных тенденций. Работая в творческом объединении «Окна РОСТА», Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, работая с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. Их союз привёл к появлению знаменитой марки «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко».
— Маяковский говорил, что не надо выставлять искусство в музеях, это мертвые места, — рассказала 59.ru сотрудник Государственного музея Маяковского Елена Морсакова. — Искусство должно быть на трамваях, на людях, на улицах. Выходить в массы, город, быт. Родченко также считал, что искусство не должно быть замкнуто в каком-то одном пространстве.
За несколько лет тандем создал большое количество образцов полиграфического искусства, вошедших в историю дизайна. Сейчас эти слоганы шокируют зрителей — «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», «Сосать соски Резинотреста» и другие. За десять лет эта творческая пара определила лицо советской рекламы и выполнила заказы крупных торговых предприятий. Поэт и дизайнер создавали вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты.
— Маяковский ходил с утра и собирал заказы, собирал информацию о компании и о товаре, чтобы сделать ее более качественной, — рассказывает Елена. — Вечером Маяковский отдавал Родченко листы с рекламным слоганом и зарисовки со словами: «В рисунке лучше поймёшь мою мысль».
Кураторы выставки утверждают, что Маяковский считался королем эпатажа не только в слоганах. Сатиричное и злободневное творчество было неразделимо с образом жизни, который он вел.
— Его эксцентричность проявлялась во всем: в творчестве, в любви, в жизни, во внешнем виде, добавляют устроители выставки. — Маяковский не признавал посредственности в одежде, одевался в основном за границей. Он был одним из немногих представителей советского искусства, сумевших произвести впечатление на Ив Сен-Лорана. Портрет поэта висел в доме знаменитого кутюрье, хоть они и не были знакомы. Разноцветные галстуки, желтые водолазки-бадлоны, лаковые ботинки и костюм «советского денди», которые во многом определили стиль 1920-х годов и сегодняшних хипстеров.
Творческое объединение «Левый фронт искусств», лидером которого был Владимир Маяковский, утверждало идею «целесообразного конструирования» не только в производстве вещей, но и в повседневной жизни. Особое значение придавалось конструированию будничной одежды и созданию принципиально новых рисунков для тканей: из простых геометрических форм с использованием двух-трех цветов они создавали разнообразные орнаментальные композиции.
— Для промышленности их создали Варвара Степанова — жена Александра Родченко — и Любовь Попова. Художницы много работали на первой ситценабивной фабрике — в качестве дизайнеров, участвовали во всем производстве. Циркуль и линейка были основными инструментами художниц, которые ввели в моду геометрический стиль.
Особая гордость устроителей выставки — эскиз ткани Людмилы Маяковской, старшей сестры Владимира Маяковского, которая работала на текстильной фабрике в Москве «Трёхгорная мануфактура». Она была первой женщиной, заведовавшей проектной мастерской — уникальное событие для того времени. Работала по ткани в технике аэрографии.
В программе выставки «Реклам-Конструктор: Маяковский — Родченко» запланированы экскурсии, чтение стихов и мини-спектакли, мастер-классы по дизайну, созданию плакатов, копирайтингу, коллажу и шелкографии, пройдут поэтические баттлы, лектории по истории рекламы и моды «Маяковский в моде», показы коллекций дизайнеров. Так как Владимир Маяковский и Александр Родченко бывали в Перми, на выставке покажут документальный спектакль, посвященные этому визиту. Подробно с программой можно ознакомиться в группе Центрального выставочного зала.
Выставка будет работать до 3 декабря, время работы — с 11:00 до 20.00. Стоимость билетов: 250 рублей; для школьников, студентов, пенсионеров и прочих льготных групп — 150 рублей.
Ранее мы писали об открытии новой художественной галереи «Переход». Стеклянное выставочное пространство расположено на автомобильной дороге с проезжающими под ней машинами.