Мюзикл «Винил» (12+) — самый долгожданный спектакль Театра-Театра. Премьеру ждали шесть лет, спектакль задумывался специально для новой сцены. Но все это время реконструкция сцены откладывалась.
Главные герои — стиляги
«Винил» — это рок-н-ролльное фэнтези, придуманное драматургом Кариной Шебелян, музыкальное путешествие по выдуманной советской стране. По замыслу авторов, здесь все живут музыкой и поют. Но поют только то, что принято. Песни диктуют жителям страны, как надо думать, действовать и что делать.
Главные герои — стиляги, они творят новую музыку, ищут новое звучание и стиль. Чем-то они напоминают «Битлз», а может, и некогда знаменитый ансамбль «Орэра». Их музыка бросает вызов привычным нотам, по которым живет вся страна.
— Вся эта история происходит не в реалистичном месте, а некоем мире воспоминаний и легенд, — рассказал 59.RU художник спектакля Виктор Шилькрот. — Одни люди вспоминают, как хорошо жилось в Советском Союзе — пели песни и ходили на парады, а другие говорят, что всё было ужасно, существовало КГБ, сажали в тюрьму и ничего не разрешали. И мы в спектакле играем в эти контрасты. И из этих легенд — страшных людей из КГБ, прекрасных комсомольцев, волшебной романтической любви у нас возникли мультяшные и немного комиксные образы. Говорят, что есть комиксы — альтернативный вариант Супермена, Человека-паука. У нас в спектакле тоже есть свои комичные человекопауки, джокеры и бэтмены.
В спектакле есть любовь, детективная история, но главная тема — свободное изъявление своих чувств и талантов.
На сцене — пилястры, колонны и сталинская готика
Сценографией спектакля занимался обладатель «Золотой маски» художник Виктор Шилькрот. Художник известен работой над спектаклями «Алые паруса» (16+), «Восемь женщин» (18+) и «На всякого мудреца довольно простоты» (12+), которые поставили в Театре-Театре. Кстати, миниатюрные модели макетов сцен этих спектаклей представлены в фойе театра на втором этаже для зрителей.
Обычно Виктор Шилькрот заранее придумывает спектакль в эскизах и макетах. Но с «Винилом» многие моменты сценографии он моделировал прямо на сцене.
— Реконструированная сцена уникальна, — говорит художник. — Она, словно кубик Рубика, который очень интересно крутить. Поэтому декорации «Винила» лаконичны, это вертикальные столбы, которые мы будем использовать как некий конструктор.
Художник создал на сцене условное пространство, напоминающее Москву пятидесятых годов, с элементами сталинской готики и монументализма — пилястрами, колоннами, которые можно увидеть на зданиях московского университета и Министерства иностранных дел. Многие архитектурные детали будут «слеплены» и подчеркнуты сценическим светом.
— Действие напоминает первый фестиваль молодежи и студентов в Москве, — продолжает художник. — Впервые в страну, в которой долгое время был «железный занавес», приехало много иностранцев. Здесь царит фестивальная атмосфера — художники, музыканты, молодежь, все веселые и жизнерадостные, все говорят на разных языках. Весь мир словно вовлечен в какую-то игру. Но одновременно за этим следит КГБ, а кто-то в подвале тайно записывает запрещенную музыку на рентгеновских снимках. У нас — похожая ситуация. И эту многослойность мы покажем за счет новых возможностей сцены.
Элегантные стиляги и разукрашенные москвичи
Создавая эскизы к спектаклям, художник по костюмам, дважды лауреат премии «Золотая маска» Ирэна Белоусова тратит обычно не меньше двух пачек бумаги. Из 200 набросков и вариантов воплощается лишь малая, но лучшая часть. Она рассказала о самых интересных и запоминающихся образах спектакля.
— Их много, — говорит художница. — В сцене парада есть, например, танкисты — актеры в бутафорских красных танках. Очень яркими и смешными получились иностранцы. Когда я думала, как могут выглядеть заграничные гости в воображении тех, кто их никогда не видел, мне представились люди из другого мира, странные, космические, несколько не отсюда. В результате родились такие мультипликационные образы. В «Виниле» вообще все делается в несколько комиксовой, плакатной эстетике.
Героев мюзикла можно условно разделить на несколько групп, между которыми, согласно сюжету, существует некое противостояние. Этот конфликт читается и на визуальном уровне.
Стиляги, например, элегантно и просто одеты и этой «обычностью» очень отличаются от москвичей, разукрашенных, утрированных, с рубиновыми звездами на одежде. Даже в костюмах комсомольцев и пионеров много не серого, а именно серебряного, блестящего. Сразу вспоминаются советские скульптуры в парке, выкрашенные алюминиевой краской.
«Музыку сочиняли все, но композитор, конечно, главный»
— Когда-то эту историю мы начали сочинять с композитором Евгением Заготом, — рассказывает режиссер спектакля Борис Мильграм. — Музыку сочиняли все вместе, и даже я, и даже художник. Настолько это всех увлекло. Но композитор, конечно, главный. И тот вариант уже поставили в музыкальном театре Красноярска, «Винил» уже идет там. В пермской постановке мы пошли дальше, поменяли акценты. Новая музыка в нашей истории займет все пространство страны. Но вначале ее захотят видоизменить, подстроить, заглушить другой музыкой.
Вроде твист, буги-вуги и линди-хоп, но не совсем
Специально для этого спектакля в балетную труппу театра взяли 15 человек. Танцовщиков отбирали актер, кинорежиссер и хореограф Егор Дружинин и танцор и хореограф Дмитрий Масленников. Оба известны по шоу «Танцы на ТНТ» (16+) и другим проектам.
— Мы не пытались сделать так, чтобы наши герои-стиляги танцевали те танцы, которые были в то время — твист, буги-вуги, линди-хоп и другие, — говорит Егор Дружинин. — Мы создали некую иную, альтернативную хореографию.
Во время постановки Егор Дружинин часто приезжал в Пермь, а Дмитрий Масленников буквально поселился в Перми и уже репетирует с балетной труппой.
20 африканских слонов и 50 килограмм винила
Впервые именно в этом спектакле задействуют все механизмы и возможности новой сцены.
Масса новых металлических конструкций составила 152,5 тонны, что сравнимо с весом 20 африканских слонов или взрослого синего кита. Реконструированная сцена состоит из 15 подъемно-опускных площадок. Общая длина всех проводов сцены — 41,1 км, это чуть больше расстояния от Перми до Краснокамска. Общая мощность всех приводов нижней механики — 374,5 киловатт, что соответствует мощности 74 лифтов пермских новостроек.
В работе над спектаклем реквизиторы обнаружили, что для постановки не хватает виниловых пластинок. Руководство театра обратилась за помощью к зрителям. В итоге в театр пластинки принесли не только жители Перми, но привезли целых 50 килограмм винила из Екатеринбурга. Для мюзикла понадобились кожаные портфели и ретро-наушники, которые также появились в спектакле благодаря зрителям.
Премьерные спектакли пройдут с 19 по 27 апреля.
Ранее мы публиковали фоторепортаж о новых возможностях сцены и рассказывали еще об одном музыкальном спектакле Jesus Christ Superstar.