В Пермском крае история буквально на каждом шагу, но многие старинные здания заброшены и медленно разрушаются. Подобная участь и у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Покча (ударение на второй слог) Чердынского района. Долгие десятилетия здесь были электростанция и мастерские по ремонту сельхозтехники. Потом храм стоял бесхозным. В итоге его своды обрушились, главки оказались частично утрачены, руины поросли деревьями, а пол из цветной итальянской плитки покрылся толстым слоем земли и битого кирпича.
Но, в отличие от других исчезающих памятников, для покчинской церкви это еще не конец. Местные жители решили ее возродить. Мы съездили в Покчу и поговорили с инициативной группой, а еще узнали, как это место связано с крещением Перми Великой, ее вхождением в состав Московского княжества и знаменитыми пермскими богами.
Крещение Перми Великой и деревянные боги
Покча — старинное село, расположенное на берегу реки Колвы в пяти километрах к северу от Чердыни. Точную дату основания Покчи (как и Чердыни) никто не знает: письменных источников, которые могли бы рассказать о том, когда образовалось село, не сохранилось.
Официально датой основания Покчи считают 1472 год. В этом году прошла военная операция московской рати, получившая название Чердынского похода. Во время нее княжество Пермь Великая окончательно присоединили к Московскому. Это было важной победой для Москвы, ведь земли Перми Великой были богаты пушниной, солью и другими важными ресурсами.
Во вновь завоеванных территориях предводитель московского войска, стародубский князь Фёдор Пёстрый, основал Покчу — городок с деревянной крепостью — и сделал его столицей Перми Великой. Было ли ранее поселение на этом месте, неизвестно.
«Того же 6980 (1472) лета приди князь Фёдор на устье Покчи, где впала в Колву… и срубивши тут городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя», — сказано в Московском летописном своде конца XV века.
Целых 63 года Покча была центром пермских земель и, возможно, оставалась бы им дальше, если бы не разрушительный пожар, после которого управление перенесли в Чердынь.
Местность, в которой находятся Чердынь и Покча, имеет большое значение для православных христиан. Именно здесь, как писал в своих работах знаменитый исследователь истории северного Прикамья доктор исторических наук, профессор Георгий Чагин, в 1455 и 1462 годах (процесс состоял из двух этапов) проходило крещение пермяков, бывших язычниками, в православную веру. Алексей Иванов в своей книге «Хребет России» утверждает, что крещение происходило в водах Колвы.
Позднее Покча стала местом, где особенно активно развивалось деревянное зодчество. Именно в Покче обнаружили жемчужину коллекции пермских богов пермской галереи — скульптуру Николы Можайского (он же Николай Чудотворец).
Свой след зодчие оставили и во внешнем облике села. В Покче можно увидеть несколько деревянных жилых домов конца 19-го — начала 20-го века, богато украшенных резными деталями. Наиболее замысловато и искусно выглядят знаменитые северные наличники.
В 19-м и начале 20-го века в селе работала иконописная мастерская династии Федосеевых, где писали не только отдельные иконы, но и создавали целые иконостасы. Работы наиболее заметного мастера из династии Федосеевых — Алипия Васильевича — можно увидеть в чердынском Музее истории веры.
Кроме того, в небольшом, по современным меркам, селе строили пароходы, благодаря которым по рекам Прикамья перевозили грузы и пассажиров.
История строительства и упадка церкви
Благовещенская церковь стоит на крутом колвинском берегу, откуда открываются прекрасные виды на реку и леса. В хорошую погоду отсюда можно разглядеть гору Полюд.
Благовещенская церковь — не первая из появившихся в Покче. Раньше здесь стояли несколько деревянных храмов, но до наших дней они не сохранились. Эту, каменную церковь освятили 226 лет назад — в 1794 году. Тогда храм был существенно меньшего размера, чем сейчас. Позднее его дважды реконструировали, возведя новую колокольню, добавив приделы, заменив одну главу на пятиглавие и обложив старинный кирпич снаружи новым.
В новом, реконструированном виде церковь проработала недолго — с 1910 по 1940-е годы. Затем службы в ней запретили и организовали в храме мастерские по ремонту сельхозтехники и электростанцию. Для ремонта трактора загоняли прямо внутрь храма. Чтобы техника могла попасть туда, ворота с некоторых сторон безжалостно выломали.
В 70-е годы машинно-тракторную станцию закрыли и Благовещенская церковь стала бесхозной и продолжила свой упадок. У здания, за которым никто не следил, во многих местах обвалилась кровля, разрушилась главка колокольни (в нее попала молния), стены начали рассыпаться, на руинах выросли кусты и деревья.
Некоторые жители Покчи говорят, что молния в главку колокольни в 90-е попадала несколько раз и это всегда происходило перед выборами федерального масштаба. Но члены инициативной группы по возрождению церкви эту информацию не подтвердили. Они говорят, что молния в церковь ударила лишь однажды и это произошло не в преддверии выборов.
Из-за разрушений, которые произошли в церкви, ее исключили из числа памятников архитектуры. Уже долгие годы государство не занимается ни ее восстановлением, ни сохранением. Но, несмотря на тяжелую судьбу и отсутствие должного ухода, церковь не растеряла свою красоту и очарование. Даже полуразрушенной она по-прежнему выглядит величественной. Ее высокая точеная колокольня, сохранившиеся главки, оформление окон привлекают взгляд, приглашают рассматривать, запоминать уцелевшие детали.
Со стороны дороги церковь обнесена забором — его установила инициативная группа. Калитка не закрыта, через нее можно пройти внутрь. Зайдя на небольшое крытое крыльцо с круглым сводчатым потолком, оказываешься у резных дверей из кедра. По словам местных жителей, этим дверям — не меньше ста лет. В следующем помещении под ногами неожиданно обнаруживается цветная плитка: местами выщербленная, но не потерявшая цвет. В узоре, напоминающем звезду, можно увидеть оттенки синего, красного, желтого.
— Эту плитку для Благовещенской церкви привезли из Италии. Мы узнавали: плитку с таким узором до сих пор производят, — рассказывает начальник Покчинского территориального отдела администрации Чердынского городского округа Дмитрий Бурмантов.
Далее из притвора, как в русских сказках, можно пойти в трех направлениях: прямо, налево или направо. Пойдешь прямо — окажешься в центральной части церкви. Это просторное помещение, над которым не осталось крыши. Стоя здесь, можно рассматривать проплывающие по небу облака.
— Периодически здесь падают кирпичи, но Бог бережет тех, кто приходит в храм, — еще никто не получил здесь травм, — говорят члены инициативной группы по восстановлению церкви. — Несмотря на все предупреждения взрослых, в церковь регулярно бегают играть дети и каждый раз возвращаются живыми и здоровыми.
В центральной части храма частично сохранился балкон. Во время служб на нем стояли певчие.
— Только представьте себе, на этом небольшом балконе собиралось до сорока певчих, — делится член инициативной группы Светлана Федосеева. — Это очень много! Для сравнения, сейчас в Чердыни всего 2–3 певчих. Люди очень любили Благовещенскую церковь.
Если встать к балкону спиной и повернуть голову направо, можно увидеть небольшой кусочек росписи, не поддающейся ветрам и дождям и сохранившейся до наших дней.
Чтобы продолжить осмотр, вернемся в притвор. С правой и левой стороны от него находятся небольшие приделы округлой формы. При этом правый придел выглядит значительно лучше левого. О том, почему так произошло и кто автор всех изменений, мы расскажем ниже.
Возрождение
Притвор, расположенный справа от входа, снаружи накрыт непромокающим материалом — его положили, чтобы не дать влаге проникать внутрь и разрушать кирпичную кладку. Внутри есть свежепостеленный деревянный пол, стены до самого потолка окрашены белой краской, стоит аналой с копией Благовещенской иконы.
Оригинал этой иконы принадлежал первому великопермскому князю Михаилу Ермолаевичу, присланному московским князем Василием II в 1451 году, а потом был передан Благовещенской церкви. Сейчас икона хранится в Пермской художественной галерее, а в покчинской церкви установили копию. Ее привез из Перми уроженец Покчи Андрей Поспелов. Он — один из членов инициативной группы.
Инициативная группа по возрождению церкви появилась в прошлом, 2019 году. Жители района, долгое время с тоской наблюдавшие за разрушением храма, поняли, что так больше продолжаться не может, что промедление может привести к полной утрате церкви, и взяли ситуацию в свои руки.
— С этого места пошло крещение пермской земли, здесь в Колве крестили местных жителей. Все пошло отсюда, — рассказывает Дмитрий Бурмантов. — Здесь была столица, стояла крепость, которая защищала восточные рубежи Руси. Как-то прискорбно, что такой храм, такое место в запустении.
По словам жительницы Чердыни, добровольца Светланы Федосеевой, работы по возрождению церкви начались с ее ограждения.
— Это было важно, потому что на территорию церкви и даже внутрь нее постоянно заходили козы и коровы, — говорит Светлана. — Дмитрий Анатольевич (Бурмантов, начальник территориального отдела администрации. — прим. автора) давно говорил — давайте сделаем забор, дела лучше пойдут. Пошли.
Постепенно у членов инициативной группы стали появляться новые идеи. Они очистили храм и прилегающую территорию от мусора, убрали значительную часть битого кирпича, срубили деревья и кусты везде, где смогли дотянуться.
Несколько недель назад добровольцы полностью побелили один из приделов, постелили там новый пол.
— Мы сначала думали только забором оградить, а ребята — Андрей Поспелов и Дмитрий Бурмантов — нас дальше ведут, — говорит Светлана Федосеева. — Когда мы 4 июля красили этот придел, я не думала, что мы все выкрасим, а оно раз — и всё с такой легкостью. Просто невероятно!
О своих начинаниях инициативная группа рассказывает в сообществах в соцсетях, делает объявления по радио и публикации в местной газете. Видя активность добровольцев, к ним присоединяются люди. На одном из субботников присутствовало 40 человек.
У инициативной группы есть план-минимум и план-максимум. Первый — законсервировать церковь и предотвратить дальнейшие разрушения. Второй — полностью восстановить храм.
Помогать жителям Чердынского района взялся один из известных пермских архитекторов Геннадий Воженников. Он и его коллеги готовят планы по консервации и реставрации Благовещенской церкви. По расчетам специалистов, после восстановления шатра и главки на колокольне ее высота составит почти 30 метров — это сравнимо с высотой десятиэтажного дома.
В этом году добровольцы надеются закрыть от влаги все элементы церкви, подвергнувшиеся разрушению. Информацию, о том, как можно поучаствовать в этом, можно найти в сообществе во «Вконтакте».
— Нам в какой-то степени повезло. Наша церковь не является объектом культурного наследия (по практике, сложившейся в России, руины редко считают памятниками. — прим. автора), поэтому нам не нужно проходить длительную процедуру согласования всех работ с центром охраны памятников, — объясняет Дмитрий Бурмантов.
5 июля в церкви состоялся первый после длительного перерыва молебен, на который пришли 16 человек.
«День этот станет отправной точкой в начале большого и важного дела — возрождения святого места и жемчужины архитектуры Чердынского края — храма, который строился с любовью нашими предками и был украшением древнего села, его духовным сердцем, центром притяжения, — написали после молебна в сообществе «ФОНД «ЧЕРДЫНЬ. НОВОЕ ВРЕМЯ» во «ВКонтакте».
Как добраться до села Покча
Если вы живете в Перми и решили побывать в Покче, чтобы своими глазами увидеть Благовещенскую церковь, езжайте по трассе Пермь — Березники, а затем сворачивайте на дорогу в Соликамск. Миновав город, езжайте в сторону Чердыни. В Чердыни можно сделать остановку и осмотреть местные достопримечательности (немного информации о них есть в тексте по ссылке). Погуляв по Чердыни, продолжайте путь на север. Спустя пять километров вы увидите указатель «Покча». Найти церковь не составит труда — ее видно издалека.
Если решите ехать на автобусе, выбирайте маршрут Пермь — Ныроб: он проходит и через Чердынь, и через Покчу.
Несмотря на то, что местные жители без большой опаски посещают Благовещенскую церковь, в целях безопасности мы не можем вам рекомендовать заходить внутрь. Но уверены: даже находясь снаружи храма, вы получите яркие впечатления от его архитектуры, видов на Колву и Полюд, домов с резными элементами.
Ранее звание исторического поселения первым в Прикамье получило село Кын. Мы побывали там и рассказали, что в Кыне интересного и стоит ли туда ехать.