21 сентября понедельник
СЕЙЧАС +2°С

«В Америке его называли self-made man»: вспоминаем Евгения Панфилова с его близкими

Сегодня исполнилось бы 65 лет пермскому хореографу и артисту, известному во всем мире

Поделиться

Евгений Панфилов на репетиции, 1978 год

Евгений Панфилов на репетиции, 1978 год

10 августа исполнилось бы 65 лет Евгению Панфилову — танцовщику, хореографу с мировым именем, создателю пермского театра «Балет Евгения Панфилова». Это сейчас модерн и контемп танцуют все, а в восьмидесятые привыкшему к классике зрителю они казались американщиной, ненужным эпатажем, язык нового танца был непонятен. Панфилов создал целую империю современного танца, бросив вызов консервативным вкусам. Он воспитал нового зрителя, и современный танец полюбили. И всё это происходило в Перми.

Вспоминаем об артисте с его дочерью Ариной Панфиловой и коллегами. Их рассказы очень искренни и звучат как откровения.

Учил доярок танцевать, а на втором курсе поставил балет

Многие думают, что Евгений Панфилов — коренной пермяк, с детства стоявший у балетного станка, но это совсем не так. Евгений родился в маленькой деревне Пятково Архангельской области, в которой не было даже своего почтового отделения. В семье он был одним из пяти братьев. Мама работала учительницей и сама воспитывала детей. Каждый день, чтобы добраться на работу, ей приходилось переплывать через Двину на лодке. Однажды она пришла к лодке, и оказалось, что кто-то украл весла. Но уроки не отложишь, и ей пришлось грести руками.

— Папино детство было невероятно тяжелым — послевоенное время, маленькая далекая деревенька, — рассказывает 59.RU дочь балетмейстера Арина Панфилова. — У него не было своих купленных вещей, он все время за кем-то донашивал.

Во время службы в армии

Во время службы в армии

До 19 лет Евгений жил в деревне. После армии поступил в Львовское военно-политическое училище, ему казалось, что военный — социально защищенный человек. Решил за компанию приехать с однополчанином в Пермь, где поступил в Пермский институт культуры на культпросвет-работника.

Студенческие годы. С друзьями

Студенческие годы. С друзьями

— У него всегда была тяга создавать творческий процесс и втягивать в него людей, — говорит Арина. — Еще в деревне он учил доярок танцевать, но не думал, что свяжет свою жизнь с танцем. Однажды он увидел, как в балетном классе института идет репетиция. Он вдохновился увиденным и открыл в себе новый гигантский мир, решив заняться танцем. За первое же выступление на студенческой весне он получил Гран-при. Это был кубинский революционный танец. При этом он еще продолжал учиться на том же культурно-просветительском факультете. На хореографа он перевелся позже.

Студенческие годы, во время постановки в театре «Импульс»

Студенческие годы, во время постановки в театре «Импульс»

Театр «Эксперимент», балет «Бег» (12+) по Булгакову, на музыку Шнитке. Евгений Панфилов — на первом плане<br><br>

Театр «Эксперимент», балет «Бег» (12+) по Булгакову, на музыку Шнитке. Евгений Панфилов — на первом плане

Молодой хореограф Евгений Панфилов

Молодой хореограф Евгений Панфилов

На втором курсе института, в 1979 году, Панфилов создал коллектив «Импульс» и поставил балет «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (12+) на музыку Алексея Рыбникова и Павла Грушко по одноименной рок-опере, которая шла в театре «Ленком» и была очень популярна. Балет собирал аншлаги. Евгений Панфилов повез свою самодеятельную группу на гастроли. За это его наказали и выгнали из общежития, после чего он стал жить у товарищей по коллективу, постоянно меняя квартиры. Многие студенты жили с родителями и надолго приютить начинающего хореографа не могли.

Перерыв во время телевизионной съемки спектакля «Бег» на музыку Альфреда Шнитке по мотивам произведения Михаила Булгакова

Перерыв во время телевизионной съемки спектакля «Бег» на музыку Альфреда Шнитке по мотивам произведения Михаила Булгакова

Папа и мама

— Родители сошлись на схожести их судеб и большой любви к танцу, — говорит Арина. — Они познакомились в студенческие времена. Мама — донская казачка, ее родители — военные и врачи. Семья была правильных взглядов на жизнь, где театральное ремесло считалось немного неприличным и никак уж не серьезным. Мама закончила институт с красным дипломом инженера, но не нашла себя в профессии и неожиданно занялась хореографией. Она меняла коллективы, но все было не то. И только после прихода в «Импульс», где она встретила Евгения, мама нашла себя. Один из талантов папы — раскрывать людей.

Юные Наталья и Евгений. День свадьбы

Юные Наталья и Евгений. День свадьбы

После окончания института Евгений сделал предложение Наталье, и они поженились. Костюм на свадьбу жениху невеста сшила сама. Арина говорит, что мама видела его образ и много шила для него.

За городом

За городом

— Я не слышала от них романтических историй, зато они постоянно говорили о репетициях и спектаклях. Родители жили любовью к единственному делу. Я не знала, что такое запланированный выходной день, потому что часто он проходил в театре. Театр для них был самым настоящим храмом, и на сцену они выходили как на исповедь.

Семья: Арина, Наталья и Евгений

Семья: Арина, Наталья и Евгений

Only — исключительный

Буквально на днях внучка Евгения Панфилова Лиза залезла в бабушкин шкаф и обнаружила рыжий костюм с надписью only. Она примерила его, он пришелся ей впору, а яркие кофта и широкие шорты выглядели настолько актуальными, что девочка даже не задумалась, что ему уже много лет и у него целая история.

На репетиции в театре «Импульс»

На репетиции в театре «Импульс»

— С ним связана целая история рождения образа хореографа, — говорит Арина. — Мама сшила его отцу перед его поездкой в Америку из ткани, которая была отложена у нее на полотенца и в тот момент попалась под руку. А образ получился современный. На костюме она вышила надпись only — единственный, исключительный.

И Панфилов, действительно, единственный из России поехал в США на American Dance Festival, известный также как ADF, на котором выступил со своим авторским соло. В конце импровизации он преподнес директору фестиваля зеленое яблоко — символ Нью-Йорка, покорив этим ее сердце. На следующий год на ADF пригласили уже несколько коллективов современного танца из России.

Евгений Панфилов во время фотосессии, 1980-е годы

Евгений Панфилов во время фотосессии, 1980-е годы

В Америке его назвали self-made man, как танцовщика и личность, сотворившего самого себя. Евгений Панфилов пришел в танцы уже после армии, пропустив тот возраст, когда формируется скелет и мышцы под хореографию. Его дарование было настолько неординарным и мощным, что из трех движений он мог составить нужную палитру, а выбором постановок интуитивно попадал в топ самых интересных спектаклей.

— Из первой поездки в Америку он вернулся абсолютно лысым, — вспоминает дочь.— Это был шок для меня и мамы. Это был абсолютно другой человек, а для меня — какой-то лысый мужик. Потом он специально для меня отрастил волосы и сказал «Аринушка, постриги меня!» Посмотрел на получившуюся прическу и сделал вывод: «А ты криво папу постригла, придется бриться налысо». Манипулятор.

В балетном классе

В балетном классе

Образ лысого и экспрессивного хореографа и танцовщика так и остался. Арина говорит, что это было своеобразной маской. Возможно, именно поэтому Евгений Панфилов любил покупать маски — они висели у него дома, в гримерке.

— В Перми его знало много людей. И это не только зрители и театралы, но и таксисты, продавцы, его узнавали даже работники центрального рынка. Поэтому он не мог ездить в общественном транспорте, а только в такси или ходил пешком. Сначала я думала, что он зазнался, но потом поняла, что дело в другом. Он всегда выглядел как Евгений Панфилов. Думаю, это было утомительно. Слава, когда тебя узнают на улице, — страшная вещь. Когда мне было 16 лет, мы ходили с папой на центральный рынок выбирать мне туфельки. Бродили часа два, но моего маленького 35-го размера не было. И уже на другой день по театру стала ходить сплетня, что Панфилов со своей якобы женой ходил по рынку и она такая капризная! Поэтому до сих я стараюсь личные моменты оставлять для себя.

Видео: Сергей Федосеев, 59.RU

Гран-при без диплома

Будучи еще студентом, Евгений Панфилов показал на столичном конкурсе хореографов свою работу, за которую ему дали Гран-при. Но когда в жюри узнали, что этот человек без образования хореографа, разочаровались, что юный хореограф обошел знаменитых. С тех пор у Панфилова начался турнир со столичными критиками. Евгений Панфилов возил в Москву на «Золотую маску» наиболее шоковые эпатажные спектакли. Его каждый раз признавали, но первую «маску» дали только в 2001 году за спектакль «Бабы. Год 1945» (12+) про Великую Отечественную войну, который он поставил с «Балетом толстых»

«Бабы. Год 1945»

«Бабы. Год 1945»

После получения «Золотой маски» за спектакль «Бабы. Год 1945» в гостиной драматического театра

После получения «Золотой маски» за спектакль «Бабы. Год 1945» в гостиной драматического театра

— Папа создал спектакль, который до сих пор сохранил свою энергетику и фабулу, — говорит Арина Панфилова. — Зрители с него не выходят без слез. Вторую маску он получил за «Клетку для попугаев» (16+), но уже посмертно. Гениальные люди страдают от своей гениальности. Он не мог думать ни о чем другом, был все время в творческом процессе.

С артистами

С артистами

Евгений Панфилов, кроме Пермского института, позже закончил и ГИТИС, выучившись на балетмейстера, но диплом получить не успел. По рассказу его ученика Алексей Колбина, его попросили задержаться в столице и подождать немного, чтобы забрать диплом. Но тогда бы он пропустил гастроли своего театра за рубежом, которые были для него важнее документа. Панфилов решил, что полученных знаний достаточно, и уехал к своим артистам.

Во время постановки спектакля «Весна священная» в Мариинском театре, Санкт-Петербург

Во время постановки спектакля «Весна священная» в Мариинском театре, Санкт-Петербург

В том же балетном классе

В том же балетном классе

«У папы были театр и дочь»

Арина Панфилова станцевала Лолиту в 12 лет идентично возрасту героини. Спектакль показали в Америке, и тема Лолиты вызвала гнев.

— Эротизм несовершеннолетней был табуированным, хотя мы не показали ни одного обнаженного плеча, — говорит танцовщица. — Но по такой линии развивалась творческая линия папы — признания и непризнания, принятия и непринятия.

Евгений с дочкой в балете «Ромео и Джульетта»

Евгений с дочкой в балете «Ромео и Джульетта»

В том же спектакле

В том же спектакле

В 14 лет девушка исполнила роль Джульетты, которой было столько же. Арина вспоминает отца как холеричного в работе человека.

— Когда мы репетировали, сложно было понять что-то, когда он кричал. А взрывался он очень легко. Но при всех творческих конфликтах папа всегда относился к тому, что у него есть ребенок, как к чуду. Он считал, что у него есть театр и дочь. Всегда тяжело, когда на тебя столько возлагают. После 16 лет наши отношения стали сложнее из-за профессиональных моментов, одно время мы даже долго не разговаривали, но я всегда могла прийти к нему со своей личной историей — ему можно было всё рассказывать, Он, конечно, мог сказать: «Аринушка, никогда мне больше такое не рассказывай!» — но никогда не осуждал.

С дочкой Аришей

С дочкой Аришей

Вместе

Вместе

К своим артистам Евгений Алексеевич тоже относился как к своим детям. За спиной его даже называли «папа». Они могли позвонить ему посреди ночи, он «отмазывал» от армии, вытаскивал из любых сложных ситуаций.

— Насколько он был в зале деспотичен, нетерпелив и криклив, настолько же он любил людей и особенно своих артистов, — вспоминает Арина Панфилова. — В лихие 90-е театры переживали кризисы, тем более доставалось частному театру, который продолжал каким-то чудом жить. Тогда, у кого был личный бизнес, многие сталкивались с людьми в малиновых пиджаках и их охраной. Как-то к отцу пришли несколько огромных мужчин в черных пиджаках и сказали, что одному из наших криминальных авторитетов требуются артистки балета на вечер. Это было очень жестко. Речь шла о выступлении, но подразумевалось, что после него возможен контакт. Он поехал к нему сам и на вопрос «Где артистки?» сказал, что они ему как дети. «А ты бы своих детей отправил?» Авторитет ответил, что нет. За эту смелость на какое-то время его признали другом. Он был такой смелый, такой лихой. Как-то он позвонил мне и сообщил, что сидит по правую руку на дне рождения у того самого человека. И не называл фамилию, чтобы я этого не знала.

Видео: Сергей Федосеев, 59.RU

«Он не разбирался в людях. Он их любил»

Евгений Панфилов был убит в своей квартире в центре Перми в ночь на 13 июля 2002 года. Ему нанесли 13 ножевых ранений. Из квартиры похитили аудио- и видеотехнику, факс, сотовый телефон. В убийстве обвинили 23-летнего жителя Краснокамска.

— Это мистическая история, окутанная тайной, число 13, — говорит Арина. — Он всегда знал, что уйдет рано. Говорил «У меня мало времени, я могу и не успеть». Он работал как черт, ставил по четыре-пять разных спектаклей в год для каждой труппы. Это огромная нагрузка для него и артистов. Он постоянно рос и развивался, не повторялся. Это непростая и очень яркая история. Стараюсь относиться к этому как к чему то предопределенному.

На одной из фотосессий

На одной из фотосессий

Арина признается, что человек, который сидел, написал им с мамой письмо, в котором принес извинения за ложь и клевету на суде.

— Я не знаю, он ли убил, но сочувствую убийце, потому что убить гения и носить на себе эту печать тяжело и ответственно. Папа не очень разбирался в людях. Он был Львом по знаку зодиака и по внутреннему ощущению — был крайне нетерпелив, подвержен лести и комплиментам, от которых таял, был внушаемым. Но это не касалось творчества, в котором к нему никто не мог подступиться. Он не разбирался в людях, и это было его слабостью. Но именного такого, где-то даже не совсем правильного папу я и люблю. А то, что он был гений, это просто вопрос сложностей отношений.

«Почему босые ноги?»

Педагог Пермского хореографического училища, экс-солист театра «Балет Евгения Панфилова» Алексей Колбин познакомился с Евгением Панфиловым, когда сам учился на втором курсе ПГХУ. В 1992 году художественный руководитель училища Людмила Павловна Сахарова пригласила хореографа вести уроки и мастер-классы по современному танцу, хотя в то время современная хореография еще не преподавалась ни в Московской академии, ни в Вагановской академии в Петербурге.

Экс-солист театра «Балет Панфилова» Алексей Колбин&nbsp;

Экс-солист театра «Балет Панфилова» Алексей Колбин 

Для будущих артистов балета самым трудным в обучении современному танцу оказались странные контр-движения, грубый, вызывающе-нарочитый рисунок танца и флекс, сокращенная стопа — не надо было тянуть носок наружу, надо было заворачивать стопу вовнутрь.

— Встреча Панфилова и Сахаровой — это встреча двух творческих личностей, которые понимали, что искусство танца не может развиваться, опираясь только на классическое наследие, — рассказал Алексей нашему изданию. — Тем более что к этому времени в Перми появился конкурс молодых артистов балета «Арабеск», на котором отдельным туром шла современная хореография. Каждый год к этому конкурсу Евгений Алексеевич ставил номера для училища: так появился и до сих пор любимый пермяками «Фигляр», за который Панфилову был присужден диплом и приз балетмейстеру «За лучший номер современной хореографии» VII открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2002».

Одна из архивных закулисных фотографий театра

Одна из архивных закулисных фотографий театра

В 1994 году Евгений Алексеевич Панфилов пригласил меня в свою труппу, в свой частный театр «Балет Евгения Панфилова».

Практически во всём, что касается Панфилова, есть слова «первый» или «впервые»: его театр был первым частным театром танца в постсоветском пространстве; позднее он стал первым частным театром, получившим статус государственного.

Балет «Остров мертвых»

Балет «Остров мертвых»

В 1979 году, еще будучи студентом, Евгений Панфилов создал в Перми любительский театр пластического танца «Импульс», который и стал отправной точкой его хореографического творчества. К театральному сезону 1995–1996 гг. практически вся труппа Балета Панфилова состояла из выпускников Пермского хореографического училища.

— Нас было немного в труппе, и каждый при этом был солистом, у каждого была своя публика, свой репертуар, — говорит Алексей. — Евгений Алексеевич видел и ценил индивидуальность артиста, умел ее подчеркнуть, создавая яркую и запоминающуюся диаспору танцующих. Классическое образование танцовщиков обогатило палитру хореографа: так появились уникальные постановки «Ромео и Джульетта», «Кровавая свадьба», «Река» и др.

Номер «Песнь ветра» (6+)

Номер «Песнь ветра» (6+)

Многие панфиловские спектакли артисты танцевали без обуви.

— Не все понимали, почему Балет Панфилова танцует босиком, и даже судачили, что театру не хватает денег на сценическую обувь, — говорит Алексей. — Член жюри фестиваля «Золотая маска», знаменитая балерина Галина Уланова, посмотрев наши спектакли «Колыбельная для мужчин» и «Восемь русских песен», не могла принять только одно — босые ноги.

«Клетка для попугаев», 1995 года, Пермский драматический театр

«Клетка для попугаев», 1995 года, Пермский драматический театр

Каталка и два манекена

Воспоминаниями поделилась и зрительница театра Ирина Левина. Многие зрители становились поклонниками нового театра и творчества Панфилова и пытались помочь. Кто-то доставал части декораций, некоторые приносили деньги и делали пожертвования. Например, для спектакля «Золушка» (12+) главврач одной из пермских клиник, бывший зрителем театра, отдал больничную каталку. А балет «Ромео и Джульетта» (18+) в 1996 году был полностью создан на народные деньги. Зрители делали пожертвования, чтобы в Перми появился современный балет.

— Я часто бывала в театре Евгения Панфилова и как-то узнала, что для нового балета «Кровавая свадьба» (18+) нужны манекены, — рассказывает Ирина. — Купить их тогда было невозможно. Тогда я пошла в магазин моды, объяснила, что в Перми работает гениальный постановщик, рассказала о спектакле и ультимативно заявила, что пока мне не продадут манекены, я из магазина не уйду. Мне их отдали даром. Везли мы их с мужем в обычном автобусе, шокируя пассажиров их голым видом.

Номер «Ритуал»&nbsp;

Номер «Ритуал» 

В Германии название «БлокАда» не разрешили

Сценический гардероб Панфилова побывал на всех его артистах, его использовали в разных постановках. С одной из вещей — черной курткой от Жана Поля Готье связана целая история. В ней Евгений Панфилов танцевал вальс в финале балета «БлокАда».

Алексей Колбин рассказал о постановке спектакля «БлокАда» и куртке, в которой Панфилов танцевал в нем вальс&nbsp;

Алексей Колбин рассказал о постановке спектакля «БлокАда» и куртке, в которой Панфилов танцевал в нем вальс 

Его поставили в Германии на средства немецкой организации, которая поддерживала культурные проекты. Среди российских хореографов они выбрали именно Панфилова. Постановка рождалась в течение месяца в Берлине, в нем танцевали артисты из Швейцарии, Австралии, Австрии, из России — Алексей Колбин, Сергей Райник и сам Евгений Панфилов. Балет поставили на музыку «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича, дополнен музыкой 30–40-х годов и немецкими маршами.

Во время прогулки по городу

Во время прогулки по городу

— Это был рассказ о войне, блокаде, о судьбе солдата, который воевал и на немецкой стороне, и на нашей, но без красных звезд и фуражек, образ был обезличен, — рассказывает Алексей Колбин. — И в нем тоже было много авторских находок. В Берлине нам не разрешили использовать название «БлокАда», оно казалось жестким и вызывающим. Поэтому там название приукрасили Das Leben ist schön — «Жизнь прекрасна». Как раз Роберто Бениньи выпустил свою трагикомедию с таким же названием.

Позже балет перенесли на пермскую сцену, показали на фестивале в Москве, возили в Новгород и Новокуйбышевск.

Остров Святой Маргариты, Канны, Франция.

Остров Святой Маргариты, Канны, Франция.

Ему было 46 лет

Евгений Панфилов поставил 85 балетов и 150 балетных миниатюр, создал шесть балетных коллективов, первый частный театр современного танца, получивший статус государственного. Он был первым президентом российского отделения Всемирного танцевального альянса. Поставил балет «Весна священная» (12+) в Мариинском театре в Петербурге. Преподавал. Писал стихи, один из его сборников «Господа! Я Вас завтра обрадую…» был издан в 2003 году.

Фото на афише «Весны священной» Мариинского театра. Плакат висел на стене театра&nbsp;

Фото на афише «Весны священной» Мариинского театра. Плакат висел на стене театра 

Ему было всего 46 лет, когда он ушел.

— Сцена — наркотик, ты выходишь на нее как на исповедь, ты раскрываешься, даешь любовь и получаешь любовь, — завершает рассказ Арина. — Евгений Панфилов раздевался до абсолютной наготы, до мышц, до мяса, до крови, до нутра.

оцените материал

  • ЛАЙК20
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!